Правовое регулирование рыночного ценообразования
4.1. Общая стратегия рыночного ценообразования
В условиях становления рыночных отношений в России одной из новых и весьма сложных сфер маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов стало ценообразование. И дело здесь не только в свободных ценах, но и в необходимости совершенно новых маркетинговых подходов, учитывающих рыночные механизмы движения товара к потребителю.
В последнее время российские компании все чаще разрабатывают свою стратегию сбыта продукции не только для краткосрочного улучшения финансовых результатов, но и в целях долговременного расширения рынков сбыта, что заставляет отказаться от заманчивого пути накручивания цен. Как свидетельствуют данные опросов, более 70 отечественных промышленных предприятий для улучшения сбыта своей продукции применяют сдерживание роста цен. Для того чтобы успешно использовать рыночные методы ценообразования, нужно творчески осмыслить систему маркетинга, существующую в высокоразвитых странах, особенно ту, что применяется в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, аналогичной современной российской хозяйственной практике.
В последние годы важность ценообразования как одной из функций маркетинга существенно возросла. Считается, что именно формирование оптимальной цены становится наиболее важным вопросом, который по степени актуальности опережает такие направления маркетинга, как товарная политика, сегментация рынка, планирование сбыта.
Цена как денежная сумма, взимаемая за конкретный продукт, тесно взаимосвязана с различными элементами маркетинга: цены довольно часто меняются на протяжении жизненного цикла продукта; от цены зависит качество обслуживания потребителей; ассортиментные группы товаров с различными ценами привлекают разные сегменты рынка.
Стратегия ценообразования зависит от многих факторов. Рассмотрим корреспонденцию цены с различными факторами маркетинговой среды.
Взаимосвязь цены с потребителями объясняется: законом спроса и ценовой эластичностью спроса и сегментацией рынка.
Закон спроса устанавливает, что потребители приобретают, как правило, больше продукции по низкой цене. Коэффициент ценовой эластичности Кцэ показывает процентное изменение в величине спроса на каждый процент изменения в цене1:
где C1 и С2 - величина спроса соответственно до и после изменения цен;
Ц1 и Ц2 - цены соответственно старая и новая;
Кc - коэффициент изменения спроса;
Кц - коэффициент изменения цены.
Эластичный спрос наблюдается в случае, когда ценовая эластичность больше единицы; небольшие изменения в ценах приводят к большим изменениям в размерах спроса. При этом общий доход возрастает, когда цены снижаются, и уменьшается, когда цены растут. Неэластичный спрос имеет место в случае, когда ценовая эластичность меньше единицы; ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса.
Общий доход возрастает, когда цены повышаются, и падает по мере их снижения.
Одним из возможных подходов к сегментации рынка является дифференциация потребителей в зависимости от ориентированности их покупок. По этому основанию принято выделять:
Взаимосвязь цены и государства выражается в том, что государственные органы предпринимают различные меры по регулированию цен:
Влияние участников каналов товародвижения на цену характеризуется взаимодействием производителей, оптовой и розничной торговли по поводу увеличения объема реализаций, получения каждым из участников достаточной доли прибыли, создания и укрепления имиджа, обеспечения повторного потребления и т.д.
Рассматривая связь цены и конкуренции, необходимо выделить три возможных типа конкурентной среды, напрямую воздействующие на ценообразование:
Острая конкуренция в ценах может привести к ценовым войнам, а в результате - к установлению так называемых демпинговых (бросовых) цен.
Характеризуя взаимосвязь цены и издержек, необходимо отметить, что данный фактор часто не может контролироваться самой фирмой, например, в случаях вздорожания сырья, рабочей силы, транспортных расходов. Однако в настоящее время существуют, например, следующие возможности учета издержек при формировании цены:
С учетом вышеприведенных факторов формулируются основные цели ценообразования.
Собственно ценовая стратегия базируется, как правило, на:
Ценовая стратегия реализуется за счет установления различных цен:
Цены в маркетинге применяются как адаптивный механизм, поэтому и происходит их постоянное приспособление к рыночным условиям посредством наценок, надбавок, скидок, компенсаций.
Итак, цена наряду со спросом и предложением является одним из основных факторов, формирующих рынок. Это главный инструмент приведения спроса и предложения в состояние равновесия (баланса). Рыночный закон установления цен базируется на следующей формуле: продавец просит большую цену, чем предполагает получить, в свою очередь потребители предлагают
цену меньшую, чем они в состоянии заплатить. Результирующая цена является итогом их переговоров, который детерминируется как соотношением спроса и предложения, так и правильностью выбора, осуществляемого участниками купли-продажи. При этом, суммируя вышесказанное, отметим, что для определения цены главными факторами являются:
Маркетинговая деятельность в сфере ценообразования регулируется нормативно-правовыми актами, которые различаются в зависимости от разновидности цены и прежде всего по следующему ее признаку: является она свободной (рыночной) или регулируемой.
1
Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И. Маркетинг предприятия. - М., Контур, 1998.