d9e5a92d

- Правовое регулирование продвижения продукции на ярмарках и выставках


2.8. Правовое регулирование продвижения продукции на ярмарках и выставках

Выставки и ярмарки служат мощным средством популяризации новых товаров и повышения престижа фирм. В мире ежегодно проводится порядка 4000 крупных международных специализированных выставок. На них реализуется целый комплекс маркетинговых функций.

Прежде всего, это функция исследования рынка. Здесь происходит общение производителей с потенциальными клиентами, обнаруживаются актуальные для них проблемы, конкретизируются запросы и возможности.

По России за период 1991 - 2000 гг. количество выставок выросло приблизительно в 10 раз, причем в наибольшей степени - специализированных. Выставки в России переориентировались по целевой функции: от политизированной демонстрации достижений народного хозяйства к информационно-рекламным

функциям, исследованию рынков, налаживанию коммерческих контактов, т.е. к маркетингу. Но пока выставочная активность в России существенно отстает от мировой практики. Имея 1 в мировом ВНП, Россия по выставочной площади и другим общепринятым критериям в этой сфере едва достигает 0,5.

Вместе с тем состояние выставочного бизнеса характеризуется специалистами как непрекращающееся динамичное развитие. За период 1990 - 2000 гг. в России, СНГ и странах Балтии зарегистрировано и действует свыше 100 специализированных предприятий, профессионально занимающихся организацией и проведением выставок и ярмарок.

Рассмотрим правовые аспекты регулирования отношений, связанных с деятельностью ярмарок и выставок. Первое, на что следует обратить внимание: в практике хозяйственной деятельности, а также судебно-арбитражной практике часто приходится сталкиваться с различным толкованием коммерческими организациями и государственными органами понятий рынок и ярмарка. В таких случаях следует руководствоваться постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст, которым утвержден и с 1 января 2000 г. введен в действие ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения1.

В указанном документе содержатся основные стандартизованные понятия и термины, в том числе относящиеся к оптовой и розничной торговле (рынки, ярмарки, киоски и т.д.).

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе уточнять и детализировать содержание отдельных понятий и терминов. В Москве подробные уточненные определения рынков, ярмарок выходного дня, торговых комплексов и других терминов, используемых в торговле, а также порядок организации и осуществления торговли и предоставления услуг на их территории даны в постановлении Правительства Москвы от 3 июля 2001 г. № 580-ПП Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве и утверждении Правил работы рынков2.

Организация деятельности ярмарок и выставок подлежит государственному регулированию. Например, для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК России создана постоянно действующая Комиссия,

входящая в состав Минсельхоза России. Права, обязанности, задачи Комиссии определены Положением О Комиссии по развитию и координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России, утвержденным приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2001 г. № 94 (с изменениями от 26 марта 2001 г.).

Это постоянно действующая структура, создаваемая для координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК. В этих целях Комиссия взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления АПК субъектов Российской Федерации, организациями и предприятиями, акционерными обществами, общественными организациями, отраслевыми ассоциациями.

Минсельхозом России рекомендовано органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации согласовывать с Комиссией вопросы выставочно-ярмарочной деятельности в части координации проведения агропромышленных выставок и ярмарок, определения направленности, тематики и сроков их проведения.

Основными задачами Комиссии являются: выработка и реализация современной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России; определение приоритетности выставок-ярмарок и связанных с ними мероприятий в АПК России; содействие продвижению на международный рынок отечественных передовых научно-технических разработок и товарной продукции, представленных на выставках и ярмарках; анализ проектов нормативных правовых актов, касающихся выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России.



Для решения указанных задач Комиссия осуществляет связь с выставочно-ярмарочными организациями, проводящими агропромышленные выставки-ярмарки на территории России, а также с международными выставочными организациями; координирует проведение агропромышленных выставок и ярмарок в Российской Федерации; определяет приоритетные направления и организует независимую экспертизу проектных предложений по организации и проведению выставочно-ярмарочных мероприятий; оказывает необходимое содействие выставочным структурам в организации выставок-ярмарок по агропромышленной тематике; содействует проведению маркетинговых исследований; рассматривает и дает заключения по проектам законодательных и нормативных правовых актов, касающихся выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России.

Примером правового обеспечения деятельности ярмарок и выставок на уровне субъекта Федерации может служить Положение о московских международных ювелирных ярмарках и выставках, утвержденное Российской Государственной пробирной палатой и ЗАО Ювелирэкспо 20 августа 1997 г. В нем определены порядок проведения московских международных ярмарок и выставок; требования к их участникам; порядок обеспечения сохранности экспонируемых изделий на выставках и ярмарках, а также ответственность организаторов и участников выставки или ярмарки в период ее работы.

Целями и задачами московских международных ювелирных ярмарок и выставок, в частности, являются демонстрация коллекций ювелирных изделий, предлагаемых изготовителями для реализации через торговую сеть России, показ новых перспективных разработок и уникальных изделий российских ювелиров; заключение договоров на поставку ювелирных изделий между изготовителями и торгующими организациями России, стран СНГ, а также контрактов с партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья; укрепление творческого и производственного сотрудничества дизайнеров и производителей ювелирных изделий и расширение взаимовыгодных торговых операций на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

На московских международных ярмарках и выставках представляются: ювелирные изделия из драгоценных металлов с драгоценными, полудрагоценными и синтетическими камнями; предметы сервировки стола из драгоценных и недрагоценных металлов; камнерезные изделия из полудрагоценных и поделочных камней; ритуальные изделия и изделия религиозного культового назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней; широкая гамма оборудования, оснастки, инструмента и вспомогательных материалов для ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности; системы безопасности, охранные сигнализации, сейфы и т.д.; коллекции ювелирных и поделочных камней, сувениры, бижутерия. Кроме того, на рассматриваемых ярмарках и выставках могут проводиться семинары и лекции по вопросам обмена опытом, изменения законодательства, новой техники, таможенным процедурам и т.д. для расширения знаний участников ярмарки и выставки.

При проведении ярмарок, выставок-продаж и других кратковременных мероприятий, на которых реализуются изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, юридическое лицо, организующее данное мероприятие, должно иметь - на срок

проведения мероприятия - лицензию на торговлю. Лицензия, полученная организатором, дает ему право выдавать разрешение на розничную торговлю указанными изделиями всем участникам, имеющим лицензии на право розничной торговли на территории мероприятия в период его проведения.

Российские фирмы и организации, заключающие договоры с иностранными участниками, должны иметь соответствующие разрешения на экспорт или импорт ювелирных изделий и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Договоры на участие в ярмарках (выставках) имеют свои особенности. Обычно на основании такого договора ярмарочный комитет организует проведение ярмарки и способствует заключению взаимовыгодных торговых соглашений как между участниками ярмарки, так и между ними и третьими лицами, а участник предоставляет на ярмарку товары для последующей продажи.

В качестве обязательств участника ярмарки в таком договоре могут быть обозначены: представление на ярмарке товаров в соответствии с прилагаемым к договору перечнем, в котором указываются количество, развернутый ассортимент и первоначальная цена товаров, предлагаемых к продаже; доставка товаров на ярмарку либо обеспечение их последующей выдачи на своих складах.

Обязательствами ярмарочного комитета являются: обеспечение условий для успешного функционирования ярмарки; снабжение участника необходимыми помещениями (складами, хранилищами, демонстрационными площадками), документацией, предоставление услуг по маркетингу, финансовому и юридическому консультированию; изготовление на основе сведений, предоставленных участником, каталогов, проспектов и т.п.; обеспечение сохранности (хранение и охрана) товаров участника; разрешение споров между участниками либо поручение разрешения споров образуемому им третейскому суду; реализация переданных участником образцов товаров и элементов оформления ярмарочной экспозиции.

Такова специфика правовой регламентации продвижения продукции на ярмарках и выставках.
1
Текст ГОСТа опубликован в официальном издании Госстандарта России. М., ИПК изд-во стандартов. - 1999.
2
Вестник мэрии Москвы. - 2001. - № 26.

Похожие публикации



Содержание раздела