d9e5a92d

Закона о товарных знаках



В силу ст. 7 Закона о товарных знаках не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные - до степени их смешения - с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в России на имя другого лица в отношении однородных товаров. При сравнении оцениваются в первую очередь общие, а не отличающие составляющие обозначений. Для этого определяются вид знаков, смысловое значение, общее зрительное восприятие, графическое изображение, различительные компоненты и т.п.

Например, словесное обозначение оценивается по фонетическому, визуальному, семантическому и другим критериям.

В процессе установления однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у покупателя представления о принадлежности этих товаров к одному производителю. При установлении однородности товаров учитываются род (вид) товаров, их назначение и условия сбыта, круг потребителей, вид материала, из которого изготовлены товары.

Статья 7 Закона о товарных знаках закрепляет также право отказа в регистрации обозначения, если оно тождественно или до степени смешения сходно с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации. Эта норма относится к международным товарным знакам, получившим правовую охрану на территории России в рамках Мадридского соглашения. Кроме того, данное положение распространяется на общеизвестные товарные знаки, такие, как Nike, Reebok, которые должны защищаться без регистрации на основании обязательств, вытекающих для Российской Федерации из участия в Парижской конвенции. Из международной практики следует, что общеизвестным знакам обычно предоставляется более широкая охрана, чем другим.

Такие привилегии определяются интересами как хозяина знака, так и потребителя.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков и обозначения, которые тождественны или сходны с охраняемыми в Российской Федерации наименованиями мест происхождения товаров (кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием), а также если они тождественны или сходны до степени их смешения с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.

Кроме того, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие некоторые объекты

промышленной собственности, авторского права и личного неимущественного права. При этом имеется в виду не сходство, а тождество заявляемого и противопоставляемого обозначений. Для каждого из случаев, предусмотренных Законом о товарных знаках (п. 2 ст.

7), определены конкретные условия, при которых регистрация запрещается. Так, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:


  • известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров. В подобных случаях следует руководствоваться вышеупомянутыми Правилами признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации;

  • промышленные образцы, права на которые в Российской Федерации принадлежат другим лицам;

  • названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;

  • фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации.



Закон о товарных знаках устанавливает порядок регистрации прав на товарный знак, включая порядок подачи заявки на регистрацию товарного знака, проведения экспертизы, обжалования решений экспертизы по заявкам.

Согласно Закону о товарных знаках и Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденным Роспатентом 29 ноября 1995 г.1 (с изменениями от 19 декабря 1997 г.), заявка подается юридическим или физическим лицом в Патентное ведомство в двух экземплярах и должна относиться к одному товарному знаку.



Заявка должна включать следующие документы:

1) заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;

2) заявляемое обозначение и его описание;

3) перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

Заявка представляется на русском языке. К ней должен быть приложен документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере. Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке, но с переводом на русский.

Перевод может быть представлен заявителем в течение двух месяцев после поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей документы на другом языке.

Заявка на регистрацию знака может быть подана заявителем лично или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Для иностранных юридических или постоянно проживающих за пределами Российской Федерации физических лиц обязательно представительство через патентных поверенных. Требования к патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации определяются Положением о патентных поверенных, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 1221.

К заявке на регистрацию знака, подаваемой через патентного поверенного, прилагается доверенность, выданная ему заявителем и удостоверяющая его полномочия, либо надлежащим образом оформленная копия доверенности. Доверенность на представительство перед Патентным ведомством, оформляемая в Российской Федерации, совершается в простой письменной форме и не требует нотариального заверения. Доверенность патентному поверенному на представительство интересов иностранного юридического или физического лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, может быть выдана как самим этим лицом, так и его патентным поверенным, имеющим соответствующую доверенность, выданную заявителем.

Физическими лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и иностранными юридическими лицами доверенность должна быть оформлена в порядке, предусмотренном законодательством страны, где она составляется, и легализована в консульском учреждении Российской Федерации, кроме случаев, когда легализация доверенности не требуется в силу международных договоров России или на основе принципа взаимности.

Доверенность, выдаваемая заявителем на имя патентного поверенного, должна отвечать следующим условиям:

1) подписана выдавшим ее лицом;

2) выдана на имя физического лица, зарегистрированного вПатентном ведомстве в качестве патентного поверенного;

3) содержать перечень объема полномочий патентного поверенного;

4) иметь дату совершения, без которой она недействительна.Срок действия доверенности не может превышать трех лет.

Если указанный в доверенности срок действия превышает три года, то она считается действительной в течение трех лет с даты ее совершения, а если срок действия не указан - то в течение года. Любое действие патентного поверенного, на которое он уполномочен в доверенности, расценивается как действие заявителя.

Из предусмотренного Законом о товарных знаках порядка составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака следует, что Патентное ведомство на этом этапе не требует представления документов, подтверждающих, что заявитель занимается предпринимательской деятельностью, а также выписок из реестров, различных доказательств того, что он выпускает товары или оказывает услуги, обозначенные в заявке. Данный подход соответствует требованиям к заявке в Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) о законах по товарным знакам. Данный Договор, разработанный в рамках ВОИС, был принят и подписан 57 странами - членами ВОИС, в том числе Россией, на Дипломатической конференции в октябре 1994 г. и вступил в силу 1 августа 1996 г.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, удовлетворяющей вышеочерченным требованиям. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет, предусмотренный ст. 4С п. 1 Парижской конвенции), если в Патентное ведомство заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты.

Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если в Патентное ведомство

заявка на товарный знак поступила в течение шести месяцев с указанной даты. Данное правило соответствует ст. II Парижской конвенции.

Похожие публикации



Содержание раздела