d9e5a92d

Основные нормы постановления были восприняты Законом.



Введение новых или отмена действующих нормативных документов по стандартизации, изменение их юридической силы связано со значительными материальными затратами, а также, что очень важно, непосредственно влияет на организацию и функционирование производства, мобилизационную готовность предприятий, объем прав, обязанностей и юридической ответственности государственных органов и предприятий, эффективность защиты прав потребителей. Поэтому разработка и применение нормативных документов по стандартизации рассматриваются в преамбуле Закона о стандартизации в качестве меры государственной защиты интересов потребителей и государства.

В период административно-командного управления народным хозяйством действовала система нормативно-технической

документации, в соответствии с которой были предусмотрены три категории стандартов: государственные, республиканские и отраслевые, а также технические условия, которые являлись обязательными для соответствующих предприятий, поскольку утверждались государственными органами. Что касается предприятия, то оно могло устанавливать требования к качеству выпускаемой им продукции только в случае, если они не были установлены вышестоящими государственными органами.

На заре экономических реформ в России в 1988 г. отраслевые нормативно-технические документы было решено упразднить, установив при этом два уровня нормативно-технической документации: государственные (республиканские) стандарты и технические условия. Была провозглашена концепция обеспечения на практике права предприятий самостоятельно утверждать - по согласованию с потребителем - технические условия, технические описания, образцы-эталоны и другую подобную документацию, необходимую для выпуска товаров. Затем, в декабре 1990 г., постановлением Совета Министров СССР № 1340 было установлено, что государственные и республиканские стандарты содержат не только обязательные, но и рекомендуемые требования к качеству продукции. К обязательным требованиям стали относить только те, что обеспечивают безопасность продукции для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

При этом предприятиям и объединениям было дано право утверждать стандарты предприятий на выпускаемую продукцию, как это имеет место и в настоящее время. Основные нормы постановления были восприняты Законом.

Согласно п. 2 ст. 6 Закона требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации. Все эти требования являются необходимыми условиями конкурентоспособности отечественной продукции.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по

которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к данным о сертификации, включаемым в сопроводительную документацию.

Как было отмечено в предыдущем параграфе, обязательная сертификация осуществляется в соответствии с Законами РФ О защите прав потребителей и О сертификации продукции и услуг. Обязательная сертификация практически возможна только при наличии в государственных стандартах требований по безопасности товаров (работ, услуг) для здоровья и жизни граждан, их имущества, а также окружающей среды. В государственных стандартах должны быть предусмотрены методы контроля указанных требований, правила маркировки и информации о проведении обязательной сертификации.

Как говорится в Законе РФ О защите прав потребителей, обязательной сертификации подлежат только те товары и услуги, на которые в законодательных актах или стандартах предусмотрены требования по безопасности; их перечни утверждаются Правительством РФ.



Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел РФ.

В соответствии со ст. 9 Закона нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов. Но даже если это не сделано, стороны договора обязаны обеспечить выполнение данных требований (под угрозой установленной ответственности за их нарушение).

Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении продукции (услуг), производимой

на территории Российской Федерации с целью вывоза с ее территории определяется контрактом (договором), если федеральным законодательством не установлено иное. Порядок ввоза продукции и услуг на таможенную территорию Российской Федерации, подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов также определяются федеральным законодательством.

Исходя из п. 4 ст. 6 Закона о стандартизации государственные стандарты, стандарты отраслей не являются объектом авторского права. Эта норма корреспондируется с положениями Закона РФ Об авторском праве и смежных правах, согласно ст.

8 которого не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Государственные, отраслевые стандарты и равнозначные документы принимаются государственными органами управления и являются документами официальными, следовательно, законодательство об авторском праве на них не распространяется.

Вместе с тем упомянутые документы все-таки имеют определенную правовую защиту. Скажем, п. 4 ст. 10 Закона о стандартизации предусматривает исключительное право официального опубликования государственных стандартов утвердившими их органами.

В Положении о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг, конкретизируется, что право официального опубликования имеют Госстандарт и Госстрой России.

Согласно данному Положению на первой странице всех официальных изданий государственных стандартов должна помещаться надпись Настоящий стандарт (наименование документа) не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу). На первой странице титульного листа и на первой странице государственного стандарта помещается надпись: Издание официальное. При нарушении этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами ГК РФ.

Обращает на себя внимание, что п. 4 ст. 6 Закона о стандартизации исключает из объектов авторского права только государственные и отраслевые стандарты; следовательно, стандарты предприятий, а также технические условия (ТУ) - объекты авторского права. Такие документы являются результатом творческой деятельности, т.е. произведениями науки, и независимо от их обнародования являются объектами авторского права.

Статья 14 Закона РФ Об авторском праве и смежных правах регламентирует отношения авторского права на служебные произведения, т.е. созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору (напомним, что автором может быть только физическое лицо), т.е. работнику, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, творческим трудом которого создано соответствующее произведение.

Разработка стандартов предприятий и технических условий входит в состав квалификационных требований и должностных инструкций для многих инженерно-технических работников предприятий. Вместе с тем служебное задание по разработке стандартов или технических условий может быть поручено работнику (с его согласия), в должностные обязанности которого это и не входит. В любом случае автором будет считаться сотрудник, разработавший документ, несмотря на то что он утверждается руководством компании или организации.

Похожие публикации



Содержание раздела