d9e5a92d

- Государственный контроль в области рекламы


2.6. Государственный контроль в области рекламы. Ответственность за ненадлежащую рекламу

Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)1 и его территориальные органы, которые, в частности:


  • предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

  • направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;



  • направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или досрочном аннулировании;

  • направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.



МАП России (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением субъектами рекламной деятельности законодательства о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой. Иски МАП России и его территориальных органов освобождены от уплаты государственной пошлины.

МАП России и другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять (в пределах своей компетенции) функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной деятельности, которые, как показывает практика, приносят немалую пользу их участникам.

Сотрудники МАП России (его территориальных органов) имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроиз-водителей и рекламораспространителей. При этом сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные уполномоченными лицами, разглашению не подлежат. Нарушение этого запрета влечет возмещение федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) причиненных убытков в порядке, установленном законодательством.

В Законе О рекламе упомянут только один государственный орган по контролю в сфере рекламы - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (ст. 26). В то же время нормативные акты, принятые после издания Закона О рекламе, наделяют этими полномочиями и другие органы исполнительной власти. Однако такие полномочия касаются лишь рекламы определенных товаров или рекламы, размещаемой в определенных местах.

К примеру, контроль за соблюдением норм, регламентирующих рекламу ценных бумаг, возложен Федеральным законом О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Кроме того, Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог предусмотрено, что администрация железных дорог в пределах своей компетенции проверяет состояние рекламы, размещаемой в полосе отвода.

Контроль за размещением наружной рекламы на транспортных средствах возложен на подразделения ГИБДД. При регистрации, перерегистрации и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих рекламу, соответствующие отметки вносятся в талон о прохождении и в журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах.

Государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ)1.

В субъектах Российской Федерации также создаются и функционируют специальные органы, в компетенцию которых входит управление рекламной деятельностью. Так, в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 13 июля 1998 г. № 713-РМ2 в Москве создано Управление Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города и утверждено положение о нем; распоряжением мэра Москвы от 5 июля 2000 г. № 715-РМ3 создан Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы и утверждено положение о нем.



Договоры на размещение средств наружной рекламы и на право пользования рекламным пространством в Москве заключаются государственными унитарными предприятиями Городская реклама и информация и Территориальные агентства по рекламному и информационно-художественному оформлению. Такие договоры подлежат регистрации в течение десяти дней после их подписания в едином городском реестре рекламных мест. Кроме того, разработаны и утверждены тарифы за использование рекламного пространства в городе Москве, а также порядок распределения полученных средств. В целях пополнения бюджета и совершенствования внешнего облика города проводятся конкурсы на право размещения средств наружной рекламы (распоряжение мэра Москвы от 12 ноября 1998 г. № 1142-РМ

О проведении конкурсов на право размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве1)

В соответствии со ст. 2 Закона О рекламе ненадлежащей признается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

К иной необходимо отнести, например, рекламу пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию. Запрет этой рекламы следует из ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами2, поскольку ст. 1 Закона О рекламе запрещает рекламу, способную нанести вред здоровью граждан.

Кроме того, к иной относится скрытая реклама, о которой идет речь в ст. 10 Закона О рекламе. Ненадлежащей является также порнографическая реклама, запрещенная ст.

242 УК РФ.

Таким образом, в Законе приведены открытый перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки. Понятие ненадлежащая реклама раскрывается в статьях 2, 6, 7, 8, 9, 10 Закона О рекламе, а также в абзаце втором п. 1 ст. 1 этого Закона.

Закон О рекламе не считает ненадлежащей неэстетичную рекламу. Она не может быть отнесена к иным видам ненадлежащей рекламы, так как о ней ничего не сказано в законодательстве Российской Федерации. Между тем плохо оформленная реклама из-за ненадлежащего качества полиграфического воспроизведения или реклама, состоящая из предметов, которые не принято выставлять для всеобщего обозрения, иначе говоря - неэстетичная реклама, по-видимому, должна быть признана ненадлежащей.

Недобросовестной признается реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов); вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых

в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

Недостоверной признается реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о: природе, составе, способе и дате изготовления товара, назначении, потребительских свойствах, условиях применения, наличии сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количестве, месте происхождения товара; наличии товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; стоимости (цене) товара на момент распространения рекламы; дополнительных условиях оплаты; доставке, обмене, возврате, ремонте и обслуживании товара; гарантийных обязательствах, сроках службы и годности; исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствах индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работах или услугах; правах на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официальном признании, получении медалей, призов, дипломов и иных наград; предоставлении информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии; результатах исследований и испытаний, научных терминах, цитатах из технических, научных и иных публикаций; статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность; ссылках на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие; использовании терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов самый, только, лучший, абсолютный, единственный и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально; сравнениях с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц; ссылках на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров; фактическом размере спроса на товар; информации о самом рекламодателе.

Похожие публикации



Содержание раздела