Аккредитованная испытательная лаборатория испытывает конкретную продукцию или проводит конкретные виды испытаний и выдает их протоколы для целей сертификации. Протоколы о фактических показателях качества продукции направляются органу по сертификации, заказавшему работу, и служат объективной основой для выдачи сертификата или отказа в этом.
Заключение испытательной лаборатории является необходимым, но не единственным подтверждением права на получение сертификата. Например, в некоторых системах сертификации предусматривается аттестация производства, анализ его отдельных элементов.
Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России. В соответствии с Законом порядок государственной регистрации устанавливается Госстандартом России. Так, постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. № 18 утверждены Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации1.
Со дня вступления в силу этих Правил утратил силу ГОСТ Р Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия, утвержденный постановлением Госстандарта России от 27 сентября 1995 г. № 15. Принятые Правила распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации, имеющие знак соответствия. Ведение государственного реестра систем возложено на Управление сертификации Госстандарта России.
Правила определяют содержание и форму заявки на регистрацию, комплект прилагаемых документов и их содержание. При отрицательном решении Госстандарта России о возможности государственной регистрации системы и ее знака соответствия заявителю направляется обоснование отказа. Такими обоснованиями могут быть: несоответствие представленных документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области сертификации, а также требованиям указанных Правил.
Вместе с тем решение об отказе в государственной регистрации заявитель вправе обжаловать либо непосредственно в суде, либо в Апелляционной комиссии Госстандарта России.
Правила определяют порядок внесения изменений в зарегистрированную систему, порядок ее перерегистрации и прекращения действия, а также порядок официального информирования о зарегистрированных системах сертификации и знаках соответствия.
Рассмотрим далее порядок проведения сертификации применительно к работам и услугам. Постановлением от 5 августа 1997 г. № 17 Госстандарт России принял Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации1. Они либо непосредственно применяются при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг, либо могут служить основой для разработки правил сертификации в системах сертификации однородных работ и услуг, утверждаемых компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям состоит из оценки уровня выполнения работ и оказания услуг и оценки (испытания) их результатов. В связи с большим разнообразием работ и услуг, их различной юридической природой предусмотрено, что порядок оценки процесса выполнения работ и услуг устанавливается в отраслевых правилах сертификации, а проверку результатов работ и услуг осуществляют соответствующие органы по сертификации в общем порядке.
Порядок сертификации работ и услуг согласно упомянутым правилам включает следующие стадии.
Первая стадия - подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель. Заявка направляется в соответствующий орган по сертификации. При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель
вправе обратиться в любой из них. Форма заявки утверждена Госстандартом РФ.
Вторая стадия - рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее месяца после ее получения направляет заявителю решение, содержащее основные условия сертификации.
Третья стадия - оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям. Здесь по определенной схеме проверяется выполнение работ и оказание услуг. Схемы устанавливаются в правилах сертификации однородных работ и услуг и применяются в конкретных условиях.
Это может быть оценка мастерства исполнителя работ и услуг, оценка процесса выполнения работ и услуг, анализ состояния производства, оценка системы качества, рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами и т.п. Итоги отражаются в актах. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации, а испытания результатов - испытательные лаборатории.
Итоги проверки и испытаний отражаются в протоколах.
Четвертая стадия - принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.
При отрицательных итогах анализа принимается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа; решение доводится до сведения заявителя.
Срок действия сертификата устанавливается с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года. При внесении корректив в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом выдавший его орган, который вправе принять решение о необходимости дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
Наконец, пятая стадия сертификации - выдача лицензии на применение знака соответствия. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки, а также используют в рекламных и печатных изданиях. Порядок
применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации отдельных видов работ и услуг.
Среди нормативных актов о сертификации отдельных видов продукции и услуг, принятых в последнее время Госстандартом России, следует упомянуть: постановление Госстандарта РФ от 28 февраля 2000 г. № 12 Об утверждении Правил проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий1; постановление Госстандарта РФ от 3 мая 2000 г. № 25 Об утверждении документа Правила сертификации производственного оборудования2; постановление Госстандарта РФ от 3 декабря 1999 г. № 61 Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации химической продукции3; постановление Госстандарта РФ от 25 ноября 1999 г. № 60 Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации продукции из резины и асбеста4; Правила сертификации услуг парикмахерских, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 16 ноября 1999 г. № 585; постановление Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. № 36 О Правилах проведения сертификации электрооборудования6.