d9e5a92d

Работа с понятиями.

Иллюстративные примеры
Вездесущий Virgin: история успеха хиппи-миллиардера
(По материалам интернет-сайтов).
Как Ричарду Брэнсону удалось за 10 лет создать из музыкального магазина гигантский многопрофильный конгломерат бизнесов, разбросанных по всем континентам планеты?
Virgin Group - это самый неформальный конгломерат компаний на планете. Никто не может с точностью сказать, сколько компаний в него входят. По одной версии - 30, по другой - 120, по третьей - 240, а может, и все 400.

Говорят, даже сам основатель корпорации Virgin Ричард Брэнсон не в состоянии ответить, сколько деловых инициатив пригрелось под крылом его невероятного мультибренда: Virgin Active (сеть фитнес-центров), Virgin America (местная авиакомпания в США), Virgin Atlantic Airways (международная авиакомпания), Virgin Baloon Flight (оператор перелетов на воздушных шарах), Virgin Blue (австралийская авиакомпания), Virgin Books (издательство), Virgin Brides (одежда для новобрачных), Virgin Comics (изготовление комиксов), Virgin Flowers (розничная продажа цветов в Интернете), Virgin Cosmetics (бижутерия и косметика онлайн), Virgin Digital (музыкальный магазин онлайн), Virgin Drinks (производство напитков Virgin Cola и Virgin Vodka)... Мы добрались до четвертой буквы, а впереди еще весь алфавит!

Согласитесь - впечатляет.
Один из наиболее часто задаваемых Брэнсону вопросов о Virgin касается того, есть ли пределы расширению их бренда. Ведь присваивая марку Virgin такому широкому ассортименту изделий и услуг, Брэнсон серьезно рискует.

Он отвечает на это, что до тех пор, пока риску не подвергалась целостность бренда, он растяжим до бесконечности.
Сэр Ричард Брэнсон представляет собой уникального бизнесмена. Он славится своим нестандартным мышлением и ошеломляющими поступками в бизнесе и в обычной жизни.
Как все начиналось.
Ричард Брэнсон родился 18 июля 1950 года в Лондоне. Из-за дислексии учеба в школе давалась ему очень тяжело.

В возрасте пятнадцати лет он начал два предприятия, которые потерпели полную неудачу: выращивание рождественских елей и разведение волнистых попугайчиков. Не прочитав ни одной книжки (по причине все той же дислексии), он в 16 лет берется за издание собственного журнала Студент. В 1967 году Ричард Брэнсон наконец-то закончил учебу в школе. Напутственные слова директора были такими: Поздравляю Ричард, я думаю, что либо ты отправишься в тюрьму, либо станешь миллионером.

В январе 1968 года вышел первый номер журнала Student.
В одной из своих биографических книг Ричард Брэнсон пишет: Старинный рецепт кроличьего пирога гласит: Сначала поймайте кролика. Обратите внимание - в нем не сказано: Сначала купите кролика или -Сидите и ждите, пока кто-нибудь его вам принесет. Подобные уроки, которые преподавала мне мама с самого раннего детства, и сделали меня самостоятельным человеком.

Они научили меня думать своей головой и браться за дело самому. Нынешняя молодежь нередко ждет, когда ей всё поднесут на блюдечке.

Возможно, будь остальные родители похожи на моих, мы все стали бы энергичными людьми.
Журнал Студент плавно перетек в почтовую торговлю музыкальными кассетами Virgin Mail Order Records, которая, в свою очередь, привела к открытию магазинов того же профиля.
Вскоре после этого Брэнсон запустил звукозаписывающий лейбл Virgin Records, который открыл миру таких музыкантов, как Майк Олдфилд, Sex Pistols, Culture Club.
В 1983 году появляются новые компании, такие как Virgin Vision (кинопродукция), Virgin Developments (розничная торговля и недвижимость, разработки по этой теме) и Virgin Games (компьютерные игры).
Кроме этого, Virgin становится хозяйкой ночного клуба Venue. Все эти компании были достаточно маленькими и являлись лишь небольшой частью консорциума Virgin, сердцем которого была музыка.
Хиппи в душе.
Пик популярности движения хиппи пришелся на 1967. Рабочий день Ричарда, как он сам рассказывает в своей автобиографии К черту все! Бери и делай!, был в то время достаточно интересным. Брэнсон, лежа на кровати, общался с молодежью или рекламодателями журнала Student, а в перерывах занимался сексом с подругами.

Позднее выручки от Virgin Mail Order Records и магазинов за глаза хватало на пиво, вагоны наркотиков и развлечения с девчонками под грохочущую музыку, и ни о чем другом длинноволосый хиппи в то время не помышлял даже в самых своих дерзких мечтах.
По мере роста корпорации Virgin более разнообразными и дорогостоящими становились и развлечения ее основателя. Начиная с 1985 года Ричард Брэнсон предпринял несколько попыток побить мировые рекорды по скорости пересечения водных и воздушных пространств на судах и воздушных шарах. Он получил Голубую ленту Атлантики за самое быстрое пересечение Тихого Океана на собственном судне Virgin Atlantic Challenger II.



В январе 1991 года Брэнсон побил мировой рекорд и пересек Тихий океан от Японии до Арктической части Канады (10800 км) на воздушном шаре со скоростью 392 км/ч.
Все компании Virgin Group объединены не только фигурой отца-основателя и торговой маркой Virgin, но и общей корпоративной фанк-культурой: никаких костюмов и галстуков, никаких формальностей в отношениях между подчиненными и руководителями (все на ты, все хлопают друг друга по спине и пьют пиво чуть ли не на рабочем месте), никаких заседаний правления, а вместо бюрократической рутины и бумагомарания - сплошная творческая самореализация персонала. Рядовая стюардесса, которая поделилась с Брэнсоном своим представлением о гардеробе новобрачных, уже через день возглавила быстренько учрежденную по такому случаю Virgin Brides.
В настоящее время Ричард Брэнсон совместно с основателем Microsoft Полом Алленом работают над проектом Virgin Galactic. В рамках проекта в США строится космическая станция, которая уже в ближайшее время будет отправлять всех желающих в космос за смешные деньги.
Природа гения
Профессор Чикагского университета Дэвид Гэленсон начал с того, что исследовал творческую карьеру 42 американских художников, живших примерно в одно время. Для каждого из художников он построил график, где горизонтальная ось обозначала возраст, а вертикальная - стоимость работ, согласно данным аукционов. Развесив на стене 42 графика, профессор экономики увидел, что все они делятся на две группы. В первом случае пик стоимости работ художников приходился на начало карьеры, после которого следовал постепенный спад (рис.

12).
В эту категорию попали Энди Уорхол, чье самое дорогое произведение было создано в 33 года, Фрэнк Стелла (в 24 года), Джаспер Джонс (в 27 лет) - то есть те, чья творческая карьера достигла своего пика в годы молодости. Все, что они создали позднее, было оценено уже не столь высоко. Во втором случае стоимость работ с течением жизни художника постепенно увеличивалась, а пик приходился на зрелый или даже преклонный возраст.

В эту категорию попали Виллем де Кунинг, чья самая дорогая работа была создана им в 43 года, Марк Ротко (в 54 года), Роберт Мозер-велл (в 72 года).
Чтобы проверить свою теорию, Гэленсон решил рассмотреть помимо цены и другие критерии. Он вместе с несколькими помощниками собрал книги по истории искусств и проранжировал работы в порядке упоминае-мости и значимости, положившись на мнение искусствоведов.

Сопоставив возраст художника и значимость созданных им произведений, он вновь получил аналогичные графики двух типов. Одни художники создали множество блестящих творений в возрасте 20-30 лет и лишь несколько в более поздний период своей жизни, а другие, наоборот, свои лучшие работы написали в зрелые годы, причем с возрастом количество работ увеличивалось.
Тех, кто добивается успеха в молодости, Гэленсон назвал концептуальными инноваторами. Тех, кто добивается успеха в зрелом возрасте, Гэленсон назвал экспериментальными инноваторами. Концептуальные инноваторы по-другому смотрят на привычные вещи и часто нарушают правила, ломают стереотипы. Со стороны иногда кажется, что их идеи ниспосланы свыше, а сами они пребывают в параллельной реальности.

К сожалению, их судьба нередко трагична. Нередко они умирают молодыми.

Но даже если не умирают, создав нечто значительное в молодости, они всю оставшуюся жизнь вынуждены соревноваться с самими собой, пытаясь превзойти свои же собственные достижения.
Экспериментальные инноваторы используют метод проб и ошибок, они терпеливы и уважают традиции. Они живут в реальном мире и добиваются успеха благодаря собственному трудолюбию.

Их талант проявляется как следствие обобщения чужого опыта и непрерывное оттачивание своей техники.
Развивая свою теорию, Гэленсон также выяснил и другой интересный факт. Поколения концептуальных инноваторов и экспериментальных инноваторов сменяют друг друга. Например, ведущие американские художники, родившиеся между 1900-м и 1920-м годами, создали свои лучшие работы после 50 лет.

Художники, родившиеся между 1920-м и 1940-м годами, создали свои наиболее ценные работы до того, как достигли 30-летия. Молодые гении приходят на смену старым мастерам, которые вновь сменяют их, развивая и совершенствуя захватывающие открытия.
Заслуга Гэленсона состоит в том, что его теория может помочь каждому индивидууму, вне зависимости от рода его занятий, лучше понять себя и мир и найти в нем свое место. Он выделил паттерны, которые применимы не только к миру искусства, но и к науке, технологиям, бизнесу. Вспомните концептуальных инноваторов Марка Андреессена, основателя Netscape, создателя Napster Шона Феннинга, отца Microsoft Билла Гейтса, создавшего компанию в возрасте 19 лет.

К категории экспериментальных инноваторов можно отнести главу Intel Крейга Барретта, президента eBay Мег Уитман, руководителя General Motors Ричарда Вагонера, Сэма Уолтона, который создал Wal-Mart в возрасте 44 лет после многолетнего опыта работы в ритейле.
Если пристально присмотреться к российскому бизнесу, то и здесь можно найти примеры концептуалистов и экспериментаторов. Концептуальным инноватором можно назвать Аркадия Воложа, создавшего компанию CompTek в 25 лет, а поисковую систему Яндекс в 33 года, и Евгения Чичваркина, создавшего холдинг Евросеть в возрасте 23 лет, причем по его утверждению, идея создания компании к нему пришла из ноосферы.

А вот Владимира Мельникова, основавшего компанию Глория Джинс в возрасте 40 лет, и Дмитрия Зимина, инициировавшего создание компании Вымпелком в 59 лет, можно уверенно отнести к экспериментальным инноваторам в бизнесе.
Существует мнение, что талант - врожденное качество, которое рано и ярко проявляется. Фактически слово гений часто используется в качестве синонима слова вундеркинд. То есть считается, что если ты не проявил таланта в детстве, то и в будущем этого уже не произойдет.

Но кто готов утверждать, что, например, Сезанн или Толстой не имели врожденных талантов? А из этого следует, что и все те, кто не блещет талантами сейчас, возможно, просто медленно, но уверенно, продвигается к успеху, чтобы завтра совершить нечто великое. Успех компаний во многом зависит от креативности и инноваций.

И теория Гэленсона может быть применима как для создания благоприятных условий для рождения новых идей внутри компании, так и для разработки грамотной карьерной стратегии отдельными людьми. Если люди и организации научатся лучше понимать себя и друг друга, верно оценивать свои сильные и слабые стороны, учиться выбирать более естественный для себя путь развития, это поможет использовать ресурсы каждого наиболее эффективным способом.

Несколько вопросов помогут вам лучше понять свои возможности.
Вы полагаетесь на планирование больше, чем на импровизацию?
Вам больше нравится изучать теорию, а не факты?
У вас есть яркие идеи, которые вы пытаетесь реализовать на практике?
Вы цените самоконтроль больше, чем спонтанность?
Вы сначала обдумываете главный принцип, а затем детали?
Если вы ответили на большинство вопросов утвердительно, то вы, скорее всего, относитесь к категории концептуальных инноваторов. Чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, вам необходимо принимать новые вызовы. Избегайте застоя, для вас он может быть губителен.

Вам не обязательно ориентироваться на стереотип стремительной карьеры. Возможно, вы сможете совершить прорыв, применив свои подходы и идеи к новой области.

Изменение сферы деятельности способно вывести вас на качественно новый уровень. Вы можете повысить личную эффективность, используя метод мозгового штурма с последующим детальным планированием. И старайтесь по-новому взглянуть на своих более медлительных и внимательных к деталям коллег и подчиненных.

Возможно, они просто оттачивают мастерство, чтобы в один прекрасный день объявить о рождении блестящей идеи.
Вы полагаетесь на импровизации в большей степени, чем на планирование?
Вы учитесь на чужих примерах и собственном опыте?
Для вас важно попробовать сделать нечто своими руками?
Вы цените спонтанность выше, чем самоконтроль?
Вы откладываете принятие решения, чтобы исследовать новые альтернативы?
Если вы ответили на большинство ответов утвердительно, вас, скорее всего, можно отнести к категории экспериментальных инноваторов. Возможно, медленное движение, шаг за шагом, является для вас более естественным и коротким путем к выдающимся результатам. Не опускайте руки, глядя на успехи концептуальных инноваторов, которые добиваются быстрых и блистательных результатов.

Ваша сила заключается в оттачивании мастерства в избранной области, поэтому резкие изменения в плане карьеры едва ли приблизят вас к успеху. Будьте терпеливы по отношению к коллегам и руководителям, которые, на первый взгляд, кажутся поверхностными, импульсивными и эгоцентричными.

Возможно, завтра они изменят мир.

ПРАКТИКУМ

Упражнение 1
Групповое упражнение на распределение ролей в венчурной команде. (Венчурные команды - это специальные команды, создающиеся для развития инновационных проектов).
Ситуация
Когда-то очень популярная компания Baby по производству памперсов для детей потеряла конкурентные преимущества. Спрос на памперсы падает. Появилось много конкурентов, продукция которых пользуется большей популярностью. Необходимо помочь компании восстановиться, заинтересовать клиентов посредством внедрения инноваций.

Для этого создается венчурная команда (табл. 17).
Задание
1. Создать венчурную команду. В команде четыре человека.
2. Распределить роли среди участников команды. На презентации нового продукта необходимо назвать роль каждого участника .
3. Придумать новое интересное название для компании, девиз.
4. Дать рекомендации по организационным изменениям.
5. Придумать, как можно улучшить памперсы, чтобы заинтересовать клиентов. Нарисовать памперсы будущего.

Приветствуются креативные, сумасшедшие идеи.
6. Описать новую форму одежды сотрудников и корпоративную культуру компании (основные ценности, принципы, правила).
7. Сделать презентацию проекта.
Распределение ролей в венчурной команде

Таблица 17
Роль изобретателя Роль
защитника
Роль
организатора
Роль критика
Развивает идею и
технически ее
обосновывает
Верит в идею Руководитель высокого уровня, устраняющий все организационные барьеры Проводит реальную проверку идеи

Продолжение табл. 17
Роль изобретателя Роль
защитника
Роль
организатора
Роль критика
Не знает, как обеспечить ей поддержку или как применить ее на практике Наглядно демонстрирует ее
выгоды
Утверждает идею и защищает ее внутри организации Ищет недостатки Устанавливает реалистичные критерии, которым должна удовлетворять
инновация
Оценивает затраты и потенциальную прибыль
Находит фи
нансовую и политическую поддержку

Упражнение 2

Деловая игра Роль локуса контроля в формировании ответственности.
Описание игры.
Директор фирмы собирается обратиться к инвестору с целью расширения бизнеса с использованием новых технологий, которые требуют от персонала креативности, ответственности, риска. До встречи с инвестором ему бы хотелось провести диагностику локуса контроля и узнать характеристики персонала.
Порядок проведения игры.
Этап 1. Представьте, что вы работаете в этой фирме.
Выберите себе роль: инвестор, директор, заместитель директора, маркетолог, специалист по управлению персоналом, финансист, бухгалтер, отдел продаж, логистика......
Организуйтесь по отделам. Создайте виртуальную фирму (сегмент бизнеса, организационную структуру). Для выбора организационной структуры изучите рис. 13 и рис.

14.
Этап 2. Проделайте тест Локус контроля индивидуально (раздаточный материал). Затем сделайте статистику по группам. Представитель каждого отдела выходит к доске и выписывает данные статистики в группе.

Делается анализ результатов.Работа с понятиями.
Прочитайте характеристики внутреннего и внешнего локуса контроля.
Люди, обладающие интернальным локусом контроля (внутренним), характеризуются как более ответственные и социально активные. Они более спокойны и уравновешенны в своем поведении, в их поступках меньше неожиданностей.

В этом смысле они более предсказуемы, чем люди, обладающие экстернальным локусом контроля.
В ряде исследований отмечается, что указанная категория лучше адаптируется в незнакомой обстановке, проявляет более высокую психическую устойчивость в ситуациях, связанных с риском для жизни или здоровья. Интерналы, как правило, склонны продумывать свое поведение, менее импульсивны и подвержены сиюминутным влечениям, чем экстерна-лы.

Они склонны планировать свою жизнь на достаточно далекую перспективу и стремятся добиться поставленной цели. При этом они убеждены, что все успехи зависят в первую очередь от них и, следовательно, надо проявлять упорство, делать все возможное для достижения желаемого результата. Говоря другими словами, это люди, обладающие достаточной силой воли. Они в меньшей степени подвержены эмоциональным срывам.

Во взаимоотношениях с другими людьми интерналы проявляют дружелюбие, открытость. Они общительны и неконфликтны.
Выполняя какую-либо работу, поручение, интерналы, как правило, проявляют высокую ответственность, стремятся сделать все как можно лучше. Они инициативны, если дело, которое им поручают, привлекает их.

Замечено, что они в большей степени добиваются высоких результатов в учебе, чем экстерналы.
Таким образом, личность, имеющая интернальный локус контроля, характеризуется как более эмоционально стабильная, обладает более высоким уровнем нервно-психической устойчивости.
Люди, обладающие экстернальным локусом контроля, во всех своих неудачах, ошибках и просчетах, как правило, склонны винить окружающих людей или какие-то обстоятельства. Исходя из этого, они подозрительны, постоянно настороженны и склонны по-своему истолковывать действия других людей, находя в них постоянный подвох для собственной личности.

Поэтому они малообщительны, замкнуты, сторонятся других людей.
Считая себя постоянно правыми в конфликтной ситуации, способны легко пойти на обострение, агрессивны, не признают своей вины, даже если сознают ее. В целом они более конфликтны, чем интерналы. Обладая достаточно слабой волей, после того как их постигает неудача в каких-либо жизненных стремлениях, они склонны впадать в депрессивные состояния, разувериваться в себе и в окружающих.

Считают, что жизненные обстоятельства сильнее их.
В своих взглядах, мнениях о других людях проявляют упорство, с трудом меняют свою точку зрения. Как правило, у них отсутствуют твердые жизненные принципы, они поступают сообразно обстоятельствам. Склонны к обману.

В служебной деятельности малоинициативны, а в качестве руководителей чаще применяют авторитарные (жесткие) методы управления. По сравнению с интерналами они более раздражительны, менее эмоционально стабильны, импульсивны.

Склонны к эмоциональным срывам. Таким образом, экстерналы обладают меньшей нервнопсихической устойчивостью, чем интерналы.
Этап 3. Когда на доске видна общая картина (статистика) - вы в группе проводите генерацию идей и разрабатываете рекомендации: что нужно сделать на персональном уровне, в отделах, всей организации для формирования компетенций управление знаниями и переходу к концепции научающихся организаций, а на индивидуальном уровне формированию внутреннего локуса контроля.
Этап 4. В заключение выступает инвестор с решением о выделении средств.

Задание


Тест Ваши деловые перспективы.
Как можно определить свои способности к ведению дела?
Ответ на этот вопрос поможет дать тест.
1. Как вы считаете - в чем залог вашего возможного успеха?
а) я не глупее тех, кто уже успел разбогатеть;
б) я способен справляться с большими нагрузками и не отступать перед трудностями;
в) мне вообще везет почти во всем, за что бы я ни брался.
2. Планируя свою деловую карьеру, кого вы считаете примером, достойным подражания?
а) некоего инвестора, сумевшего удачно вложить свои средства;
б) кого-то из своих родных или знакомых, кто успешно ведет дела;
в) миллиардера вроде Рокфеллера или Гетти.
3. Соперничество для вас - это:
а) испытание;
б) возможность проявить себя;
в) стремление превзойти других любой ценой.
4. Какое суждение о деньгах вы находите наиболее удачным:
а) лучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены: ведь за них мы приобрели благоразумие (А. Шопенгауэр);
б) деньги составляют средство для людей умных, цель - для глупцов (П. Декурсель);
в) из всех видов оружия, которые были изобретены для борьбы за существование, деньги являются самым эффективным (В. Швебель).
5. Как вы ведете себя при столкновении с серьезными препятствиями?
а) предпочитаю выждать: вдруг все разрешится само собой либо придет неожиданная помощь;
б) сосредоточиваю всю волю и внимание, чтобы справиться с проблемой;
в) препятствие только будит во мне азарт.
6. От чего, по-вашему, зависит успех в бизнесе?
а) от осмотрительности и трезвого расчета;
б) от целеустремленности и творческой инициативы;
в) от везения.
7. Как вы ведете себя, потерпев поражение или понеся ущерб?
а) расстраиваюсь, жалуюсь друзьям и близким, ищу возможность отвлечься;
б) пытаюсь даже в таком положении найти преимущества;
в) не придаю этому значения - ведь это досадная случайность.
8. Верите ли вы, что сумеете занять высокое положение в мире бизнеса?
а) это маловероятно;
б) не исключено;
в) наверняка!
9. Есть ли у вас конкретные деловые проекты?
а) пока я об этом не задумывался;
б) да, у меня есть пара интересных идей;
в) у меня их множество.
10. Ради чего, по-вашему, следует заниматься бизнесом?
а) чтобы повысить свой уровень благосостояния;
б) чтобы обрести независимость;
в) чтобы вырваться в лидеры.
Итог: за каждый ответ а начисляется 1 балл, за ответ б - 2 балла, за ответ в - 3 балла.
Менее 15 баллов. Вы не лишены способностей, которые пригодились бы для успешной самореализации на ниве предпринимательства. Однако, не имея пока возможности проявить эти способности на практике, вы себя несколько недооцениваете. Вы рассудительны и осторожны, у вас умеренный уровень притязаний.

Это страхует вас от безоглядного риска, однако иной раз может воспрепятствовать оригинальным начинаниям. Вам необходимо действовать энергичнее и проявлять больше инициативы.
15-20 баллов. В основном, люди, набравшие такую сумму баллов, отличаются оптимальным сочетанием деловых качеств. И вы вправе ожидать неплохих результатов от своей работы, поскольку готовы приложить к этому максимум усилий.

Только не допускайте головокружения от успехов.
Свыше 20 баллов. Вам свойственна очень высокая, а скорее всего -даже чрезмерная уверенность в своих силах.

Пока обстоятельства к вам благосклонны, вы умеете их обращать в свою пользу. Но никто не застрахован от неудач, а вы перед ними весьма уязвимы.

Прежде чем заняться предпринимательством, вам необходимо научиться более объективно себя оценивать, может быть - даже несколько умерить свои амбиции.



Содержание раздела