d9e5a92d

Психологические особенности влияния денег

a. Вытащить красный шарик из сумки, в которой 50% красных шариков и 50% белых.
b. Вытащить красный шарик семь раз подряд (притом что перед вытаскиванием нового шарика вытащенный шарик кладется обратно) из сумки, на 90% наполненной красными шариками и на 10% - белыми.
c. Вытащить хотя бы один красный шарик за семь попыток (притом, что перед вытаскиванием нового шарика вытащенный шарик кладется обратно) из сумки, на 10% наполненной красными шариками и на 90% -белыми.
7. В какую ловушку восприятия обычно попадают люди первый раз увидевшие эту картинку? Выберите один из ответов.



8. Какие эффекты проявляются в акции компании Эльдорадо с купонами на скидку?

Глава 5. Психологические особенности влияния денег


Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей, и их поведения под воздействием денег. Предпосылки развития психологии денег можно найти в классических школах психологии - психоанализе, бихевиоризме, когнитивных теориях и др.

Деньги существуют в двух измерениях - сугубо экономическом и эмоционально-восприимчивом. Человек, действующий в рамках первого, управляет деньгами, а человек, действующий эмоционально или отталкивающийся от предрассудков и суеверий, управляем деньгами.
Классификация эмоционального восприятия денег предполагает наличие таких групп эмоций: приобретения - ощущения, окрашивающие процесс потребления, коллекционирования и т.д. Удовлетворение потребности в приобретении придает человеку чувство безопасности, защищенности от того самого черного дня, чувство материальной свободы; удовлетворение потребности в самоутверждении - чувство признания, почета и славы.

Эти чувства побуждают к самосовершенствованию, развитию, новым достижениям. В крайней форме эмоции самоутверждения приобретают оттенок неуемной жажды формальных почестей.
Попытки описать типы личности и характерные признаки поведения в зависимости от того, как люди относятся к деньгам, предпринимались в классические исследованиях (Lewis A.,Webley P. Furnham A. The new economic mind the social Psychology of economic behavior New York, 1995). 1
Первым разработал самую простую денежную типологию личности Н. Форман (1987). С его данными хорошо согласуются сведения Х. Голдберга и Р. Левиса. Типология легко дополняется новыми типами, выявленными в процессе жизненных наблюдений и специальных исследований (табл.

13).

Таблица 13
Классификация денежных типов личности
Тип личности Характеристика
Скряга Увлекательно само по себе накопление денег. Присущ страх потери, недоверия к окружающим. С помощью денег обретает чувство защищенности, безопасности
СПб., 2000.
Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие для студентов.
Продолжение табл. 13
Тип личности Характеристика
Транжир Бесконтрольно расходует деньги, особенно в периоды депрессии, появляется ощущение своей незначительности, отверженности. Такое поведение - часто неосознаваемая отдушина. Деньги имеют терапевтический смысл, являются символом защиты, безопасности. Они делают человека более здоровым и счастливым. Часто это люди с низкой самооценкой, уверенные в том, что деньги ее повышают. Однако удовольствие от владения деньгами носит временный характер
Денежный
мешок
Захвачен деньгами, которые рассматривает, как лучший способ добиться высокого статуса и одобрения окружающих. Деньги для него - источник силы, обеспечивающий власть
Торгаш Испытывает ощущение превосходства над другими, когда удается купить вещи за меньшие суммы. Раздражается, если приходится платить
запрашиваемую цену
Игрок Бодр и оптимистичен, когда принимает вызов, получает выигрыш или проигрыш от игры. Деньги для него - символ свободы
Коллекционер Деньги представляют ценность как предмет искусства. Хорошо понимает их стоимость в этом смысле. По типу деятельности ближе всего к торгашу. По профессии может быть кем угодно, нередко коллекционирование становится основным занятием
Абстракционист Безразличен к деньгам, накоплению, покупкам. Охотно поручает распоряжаться заработанными деньгами близким людям, высвобождая время для работы. Часто встречается среди работников творческого труда
Конкретик Человек, для которого деньги представляют вполне осознанную и определенную ценность. Недостаток денег воспринимает трагически. Придерживается этики вещизма и накопительства
Завистник Завистлив и неприязнен к преуспевающим людям, не способен взять на себя ответственность за свои неудачи. В случае денежной удачи, кичлив к тем, кто имеет меньше денег
Паразит Готов жить на подачки, не несет ответственности ни за кого и ни за что. Представитель социальных низов
Фальшивомо
нетчик
Ярко выраженная наклонность получения выгоды путем обмана. Необязательно богатый человек
<

p>
По методике Н. Стамбуловой (а также ряду других методик) можно выявить проявление волевых качеств в различных ситуациях. Воля, как известно, один из компонентов структуры личности, частично врожденный, частично воспитываемый.

Ниже приводятся некоторые результаты (табл. 14).
Таблица 14

Влияние различных качеств человека на его отношение к деньгам
Волевые качества Отношение к деньгам
Решительность и выраженность самообладания Пониженный комплекс неполноценности и меньшая зависть
Решительность и самостоятельность Не считают деньги единственной опорой
Избегание ответственности Незащищенность, компенсатор дефицита качеств личности
Целеустремленность и решительность Деньги как вид аутопсихотерапии, тратят деньги в соответствии со
своими целями
Другие качества Отношение к деньгам
Толерантность к отвержению Направленность на зарабатывание денег, меньше фрустрация по поводу их отсутствия
Мотив достижения Финансовый самоконтроль
Аффилиация Фрустрация, озабоченность финансовой неопределенностью
Эмпатия Чувство вины из-за трат
В наше время в связи с тенденцией повсеместного развития торговых точек типа супермаркет и гипермаркет одним из доминирующих типов денежного поведения становится ониомания (от греч. onios - для продажи, mania - безумие) - непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. В просторечие это явление получило название шопинголизм (или шопоголизм).
Шопинголизм достаточно нов и молод. Он получил повсеместное распространение в ХХ веке с появлением супермаркетов и распродаж. Сейчас шопинголизм расширяет свои границы со скоростью эпидемии. Этому способствует и обилие рекламы, устроенной по принципу мы продаем не продукт, мы продаем счастье, и передачи, посвященные исключительно приобретениям знаменитых людей, и легкость получения потребительских кредитов. По мнению специалистов, чаще всего ониома-ния развивается у женщин на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнера, но есть и другие причины, которые, так или иначе, способствуют проявлению этого (и не только у женщин). При этом психологи выделяют также различные типы шопинголиз-ма (табл. 15).
Таблица 15
Характерные особенности ониомании (шопинголизма)
Название Характеристика
Наиболее распространенные причины шопинголизма


Жажда адреналина Адреналин - это гормон, но организм к нему быстро привыкает и начинает нуждаться во все больших дозах. Но не только: в магазине мы тоже получаем дозу адреналина - в бонус ко всем вещам и сувенирам, которые покупаем. Поэтому нам так и хочется получить свою дозу еще и еще
Иллюзия власти Помимо власти над вещами, которые переходят в твою собственность, ты завладеваешь некоторыми атрибутами власти от продавцов: уважение, услужливое обращение, льстивые похвалы: Ах, вам так идет эта кофточка, Как хорошо на вас сидит! Отличная у вас фигура... То есть ты имеешь контроль над вещами, тебе поклоняются продавцы, тебя радует владение вещами и радостной тяжестью ощущаются фирменные пакеты с покупками
Иллюзия свободы и контроля над своей жизнью Шопинг снимает у шопоголика депрессию и тревогу, повышает самоуважение и уверенность в себе. Зависимый от покупок индивид может себе позволить то, что сейчас захотелось, а не то, что рекомендовали или что просто необходимо. И человек получает ощущение свободы от покупок, даже если вещи ему не нужны
Классификация шопоголиков по манере поведения

Спонтанный Человек идёт в магазин купить что-то действительно нужное, а пару не очень нужных штуковин прихватывает просто случайно
Осознанный Так снимается стресс: человек сознательно заворачивает в торговые ряды, чтобы развеяться
Целеустремленный Человек сам не знает, как его ноги занесли в супермаркет и как он умудрился накупить вот это всё и истратить всю зарплату


Продолжение табл. 15
Название Характеристика
Классификация шопоголиков по степени адекватности
Разумные Покупают, в принципе, нужные вещи, разве что на несколько большую сумму, чем собирались, и в несколько большем количестве. Шёл в магазин за мылом, а купил ещё и три шампуня, пять разноцветных мочалок в виде морских ежей, семь полотенец и канистру пены для ванны - может и перебор, но пусть будет, в хозяйстве пригодится!
Истинные (неразумные) Они покупают всё, что под руку подвернётся

ПРАКТИКУМ


Задание 1
1. Прочитайте отрывок романа Софи Кинселлы Тайный мир шопо-голик (см. Кинселла С. Тайный мир шопоголика.

Роман. - Пер. с англ. -М.: Фантом Пресс. - 2004. - С. 13-17) и определите, какие типы денежного поведения шопоголика доминируют у героини романа.
...Так, спокойствие, только спокойствие. Это всего лишь счет по кредитке.

Какой-то клочок бумаги с цифрами. Ну что в нем может быть такого страшного?
Я смотрю в окно на Оксфорд-стрит, на проезжающий мимо автобус. Пытаюсь заставить себя открыть белый конверт, лежащий поверх кучи хлама на моем столе.

В сотый раз повторяю себе, что это обычный лист бумаги. Ия ведь не дура, так?

Я ведь точно знаю, на какую сумму там счет.
Ну, или почти точно. Примерно.
Там, наверное, около... 200 фунтов.

А может быть, триста. Да, возможно, триста.

Максимум триста пятьдесят.
Закрываю глаза и начинаю мысленно подсчитывать расходы. Так, костюм в Джигсо.

Дальше, ужин со Сьюз в ресторане Куаглино. И еще тот шикарный желто-красный коврик. За коврик, кажется, я заплатила фунтов двести. Но он стоил этих денег - привел в восхищение всех без исключения.

Во всяком случае, Сьюз от него без ума.
А костюмчик в Джигсо был со скидкой - 30 процентов. Так что я вообще на нем сэкономила.

Открываю глаза и беру счет. Как только мои пальцы касаются конверта, я вспоминаю про новые контактные линзы.

Девяносто пять фунтов. Недешево, конечно, но мне они были необходимы.

Я что, должна ходить полуслепая?
А к ним пришлось купить новый раствор, и симпатичный контейнер, и гипоаллергенную подводку для глаз. Все вместе тянет на... четыреста?
За соседним столом сидит Клэр Эдвардс. Она поднимает на меня взгляд от корреспонденции - каждое утро она сортирует все свои письма и раскладывает их в аккуратные стопочки, перетягивает резинкой и наклеивает сверху бумажки: Ответить немедленно, Не срочно, но ответить.

Как меня раздражает эта Клэр Эдвардс.
- Все нормально, Бекки? - спрашивает она.
- Отлично, - весело отвечаю я. - Так, письмо пришло.
Небрежно протягиваю руку к конверту, но пальцы почему-то никак
не хотят вытаскивать из него счет. Прилипли к бумаге, и все тут, а я опять застыла и углубилась в мечты. Так происходит каждый месяц.

Все мое существо охватывает одна-единственная, тайная мечта.
Хотите знать какая? Когда-то я прочитала в газете историю о банковской ошибке. Статья мне так понравилась, что я вырезала ее и пришпилила к дверце шкафа в спальне.

Банк перепутал имена двух клиентов и каждому послал чужой счет по кредитке. Но самое главное - оба человека не глядя оплатили счета, так и не заподозрив ошибки!
И с тех пор я втайне мечтаю, что подобное случится и со мной. Какой-нибудь сумасшедшей старухе из Корнуолла пришлют мой огромный счет, и она возьмет и оплатит его. А мне придет ее счет за покупку трех банок кошачьих консервов по 59 пенсов штука, и я, конечно, без вопросов его оплачу.

Все по-честному!
Я невидяще смотрю в окно с блаженной улыбкой на лице. Уверена, что именно в этом месяце суждено сбыться моей тайной мечте.

Но когда я под назойливым взглядом Клэр достаю из конверта счет, улыбка на моих губах вянет, а потом и вовсе пропадает. Поперек горла встает вязкий горячий ком.

Наверное, это страх.
Листок буквально испещрен цифрами. Вереница знакомых названий мелькает перед глазами, словно вывески в торговом центре.

Я пытаюсь понять прочитанное, но слова слишком быстро проносятся мимо.
Но вот одно всплывает. Торнтонс. Шоколад Торнтонс? Как меня занесло в шоколадную лавку?

Я же вроде как на диете? Нет, это не мой счет! Не мой!

Я бы ни за что не смогла потратить столько денег.
Спокойно, возьми себя в руки. Главное - не паниковать.

Просто прочитай внимательно каждую строчку.
Делаю глубокий вдох, заставляю себя сосредоточиться, унять нервы и вникнуть в смысл верхней строки.
Магазин канцтоваров Смит (это нормально, канцтовары нужны всем).
Обувь (без вопросов).
Оптика (тоже).
Винный клуб Оддбинс (бутылка вина - жизненная необходимость).
Наша Цена. (Наша Цена? Ах да.

Новый альбом группы Шарла-танс. Ну, как же без этого?)
Ресторан Белла Паста (ужин с Кэтлин).
Винный клуб Оддбинс (бутылка вина - жизненная необходимость).
Заправка Эссо (бензин не считается).
Ресторан Куаглино (дорого, но один раз можно себе позволить).
Магазин полуфабрикатов Прет-а-манже (у меня тогда наличные кончились).
Винный клуб Оддбинс (бутылка вина - жизненная необходимость).
Ковры для роскоши. (Это еще что? Господи, коврик. Чертов коврик.)
Бутик La Senza (сексуальное белье для свидания с Джеймсом).
Провоцирующий фактор (еще более сексуальное белье для свидания с Джеймсом). Ха!

Если бы оно еще и пригодилось!
Магазин Для тела. (Что для тела? Ах да, щеточка. Пора бы уже испробовать ее в деле.)
Некст (обычная белая рубашка, но на нее была скидка).
Миллетс...
Стоп. Миллетс? Я никогда не хожу в Миллетс. С чего бы это я туда забрела?

Смотрю на треклятый Миллетс в полном недоумении, натужно морщу лоб, пытаясь вспомнить... И тут вся правда жизни обрушивается мне на голову.

Конечно же! Кто-то пользовался моей кредиткой!
Боже мой. Я, Ребекка Блумвуд, - жертва преступления.
Вот теперь все встало на свои места. Какой-то злоумышленник стырил мою кредитку, подделал подпись и расплачивался моей карточкой направо и налево. Теперь ясно, откуда у меня такой счет!

Кто-то лихо затарился в лондонских магазинах с моей кредиткой. И, наверное, думал, что это ему сойдет с рук? Но как ему удалось?..

Роюсь в сумке, нахожу кошелек, открываю, и. вот она, моя ВИЗА. Вытаскиваю ее и упираюсь в карточку безумным взглядом.

Кто-то стащил мою кредитку, попользовался ей и положил на место. Наверняка этот кто-то из моих знакомых. Но кто?

Боже мой!
Оглядываю офис подозрительным взглядом. Умом преступника природа явно обделила. Надо же было придумать пойти с моей карточкой в Миллетс! Это же смешно.

Да я там в жизни не была!
- Я ни разу в жизни не была в Миллетс! - вслух говорю я.
- Была, - возражает Клэр. - Разве не там ты купила подарок по случаю отъезда Майкла?
Я смотрю на нее и чувствую, как испаряется моя победная улыбка. Черт! Конечно. Синяя ветровка для Майкла.

Дурацкая синяя ветровка из Миллетс.

Задание 2

Проделайте тесты.
Тест 1. Как узнать в себе шопоголика?
Ты - истинный шопоголик, если:
1. Во время покупок ты перестаешь анализировать, что покупаешь, где будешь это носить, насколько это подходит твоему стилю.
2. В конце шопинга и сразу после него, разглядывая купленные вещи, начинаешь злиться: Какую ерунду мне впарили...
3. Ты систематически начинаешь покупать не те вещи и понимаешь это слишком быстро, чтобы успеть насладиться вещью, но слишком медленно, чтобы вернуть ее.
4. Желание пойти за покупками появляется, когда ты злишься, чувствуешь недовольство или просто тоскуешь. Пойти по магазинам развеяться..., - фраза потенциального шопоголика.
5. Даешь себе слово: теперь-то уж буду думать, что покупаю! А потом снова срываешься.

Взяться снова за старое - признак зависимости.
6. Чувствуешь, что жизнь проходит мимо, если долго не было покупок. Примерно то же испытывают люди, зависимые от алкоголя или табака.
7. Из-за безрассудных покупок возникают ссоры в семье, проблемы на работе, раздоры с друзьями, но остановиться невозможно, даже мозгами понимая, что уже пора.
Если ответ ДА имел место быть 5 и более раз - это тревожный сигнал! Скорее всего, ты - истинный шопоголик.
Тест 2. Ваше отношение к деньгам.
Без долгих размышлений ответьте на вопросы данного теста. К каждому вопросу выберите один из вариантов ответа.
1. Какое суждение о деньгах вы находите более удачным?
а) Иногда деньги стоят слишком дорого (Р. Эмерсон);
б) Умные люди держат деньги в голове, а не в сердце (Дж. Свифт);
в) Тот, кто живет по средствам, страдает от недостатка воображения (Л. Стендер).
2. Представьте, что кто-то из ваших друзей неожиданно разбогател. Как это повлияет на ваши отношения?
а) буду этому только рад, к тому же появится возможность при необходимости брать в долг;
б) различие интересов и возможностей может отдалить нас друг от друга;
в) честно говоря, буду ему завидовать, а это не на пользу дружбе.
3. Как вы в свое время распорядились вашим приватизационным чеком (ваучером)?
а) просто махнул рукой на эту затею;
б) продал;
в) вложил в инвестиционный фонд.
4. Каким способом лучше добыть деньги в короткий срок?
а) взять в долг;
б) сократить расходы;
в) провернуть выгодное дело.
5. Какие чувства вызывает у вас очень дорогой подарок?
а) радость;
б) неловкость;
в) подозрение насчет намерений дарящего.
6. Как вы поступите, если вам не возвращают долг?
а) боюсь, я не в силах на это повлиять;
б) буду настойчиво напоминать должнику о его обязательствах;
в) использую все доступные мне средства, вплоть до самых жестких, чтобы вернуть свое.
7. Если вы увидите на тротуаре монету, вы ее поднимете?
а) нет, за такой мелочью не стоит нагибаться;
б) не знаю, зависит от настроения;
в) обязательно!
8. Как вы относитесь к разговорам о деньгах?
а) предпочитаю другие темы;
б) в деловых отношениях - это естественно, в дружеских - излишне;
в) такие разговоры бывают интересны и полезны.
9. Пересчитываете ли вы сдачу?
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
10. Как влияют биржевые сводки на ваше настроение?
а) никак, потому что я вообще ими не интересуюсь;
б) серьезные события на бирже могут вызвать у меня озабоченность;
в) внимательно слежу за биржевыми новостями и, бывает, сильно переживаю.
Результат: а - 1 балл, б - 2 балла, в - 3 балла.
10-13 баллов. Вы не склонны преувеличивать значение денег в вашей жизни, к презренному металлу относитесь свысока. Такое отношение, вероятнее всего, не грозит вам крупными финансовыми успехами.

Впрочем, вы и без них чувствуете себя неплохо.
14-21 балл. Вы умеете зарабатывать и тратить деньги, не позволяете материальным проблемам лишать вас душевного покоя.

Ваш идеал - умеренное благосостояние, и вам вполне по силам его добиться.
22-30 баллов. В системе ваших жизненных ценностей деньги занимают одно из важнейших мест.

Вы очень хотели бы быть богатым и прилагаете много сил, чтобы этого добиться. Однако такая установка делает вас психологически уязвимым перед финансовыми потрясениями и деловыми неудачами.

Номер фрагмента Номинал Город
1. 100 руб. Москва
2. 50 руб. Санкт-Петербург
3. 10 руб. Красноярск
4. 500 руб. Архангельск
5. 5000 руб. Хабаровск
6. 1000 руб. Ярославль

Результат:


1. Угаданы одна или две банкноты... Правильно, главное на купюрах не рисунок, а цифры, т.е. номинал.
2. Угадана половина банкнот. Будьте впредь более внимательными!

Смотрите не только на цвет купюры (многие имеют схожую цветовую гамму), но и на ее достоинство.
3. Четыре правильных ответа. Вы редко используете пластиковую карту при оплате покупок и не успели забыть, как выглядят настоящие деньги.
4. Пять правильных ответов. Вы самый настоящий, продвинутый пользователь рублей и знаток банкнот.
5. Все шесть купюр угаданы верно. Вам лучше всего попробовать себя на поприще бухгалтерии и финансов.
(На основе материалов аналитического делового еженедельника Smart Money ).

Глава 6. Психологические аспекты менеджмента в виртуальных организациях

Виртуальный бизнес - это дыхание нового времени, и у каждого появились возможности для реализации собственных способностей.
Виртуальные организации это - оксюморон, (др.-греч. о^б^юро? -острая глупость) - стилистическая фигура или стилистическая ошибка -сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.
Удобства метода дистанционной работы для сотрудников и организаций практически очевидны: для сотрудника - нет необходимости тратить время, силы и средства на дорогу, появляется возможность работать в выбранной компании (или нескольких компаниях) независимо от расстояния до места жительства; для организации - снижение затрат на содержание офиса и неограниченные возможности найма сотрудников.
Говоря о мотивационных аспектах виртуальных организаций можно выделить следующие:
Разнообразие - работа должна требовать использование различных знаний и навыков, поэтому задания должны различаться между собой.
Законченность - работа должна представлять завершенный цикл действия, приводить к видимому результату.
Значимость - работа должна показывать, как результат ее выполнения влияет на жизнь и благосостояние других людей.
Автономность - работа должна обеспечить необходимую свободу и независимость в действиях при ее выполнении.
Обратная связь от работы - работа должна обеспечивать сотрудника ясной и понятной информацией об уровне ее выполнения. Перечисленные характеристики оказывают активирующее воздействие на персонал и являются естественными стимулами.
По мере замены дорогостоящего, энергоемкого транспорта дешевыми электронными коммуникациями, по мере увеличения доли интеллектуального труда, доли творческого начала значительная часть экономической активности будет осуществляться на дому. При современном уровне технического развития 10-15% всего объема промышленного производства можно было бы выпускать в домашних условиях.

Уже сейчас многие фирмы разрешают своим служащим работать на дому, и число сторонников надомной работы постоянно растет.
Возникающая модель будущего жилища, оборудованная видео- и телекоммуникационными системами и пригодная для активной деятельности получила название электронный коттедж.
Электронные коттеджи оказывают существенное воздействие на экономику.
Во-первых, надомная система работы стимулирует совокупности таких отраслей как электроника и коммуникации.
Во-вторых, если индивиды подходят к своему собственному электронному терминалу и оборудованию, приобретенному, возможно в кредит, то они реально становятся независимыми рабочими, что означает рост собственности.



Содержание раздела