d9e5a92d

Психологические аспекты предпринимательства

В-третьих, между надомными работниками возможно возникновение всех форм организационных объединений - корпораций, семейных предприятий, кооперативов.
Электронные коттеджи оказывают психологическое воздействие. Надомный труд имеет важное значение для преодоления негативного психологического воздействия на человека, со стороны ряда проблем индустриального общества, таких как боязнь потерять работу, монотонность труда, игнорирование личности и т.д.
Наряду с позитивными аспектами использования концепции электронного коттеджа можно наблюдать и негативные последствия.
Во-первых, могут возникнуть чисто психологические противодействия (необходимость разделять работу и дом). Распространение надомной работы ведет к развитию внутрисемейных конфликтов.

Человек за компьютерным терминалом физически присутствует дома, но оторван от контактов со своей семьей, что нередко воспринимается, как нежелание общаться с членами семьи.
Во-вторых, затрудняется использование таких высокоэффективных методов, как проектная группа с взаимным контролем и организация труда, основанная на личном общении, формальном и неформальном давлении.
В-третьих, статус домашней работы при сложившейся системе ценностей невысок. При такой организации труда исчезают возможности роста карьеры.
Электронный бизнес - это преобразование ключевых бизнес-процессов с использованием технологий Internet, что позволяет достичь большей эффективности в работе.
Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется с применением возможностей информационных и телекоммуникационных технологий систем и сетей.
Использование электронных форм коммуникации позволяет существенно снизить затраты на организацию и поддержание всей инфраструктуры бизнеса. Отпадает необходимость в торговых залах, функции которых выполняют интернет-магазины. Снижаются затраты на рекламу и обслуживание и, как следствие, цена на товар. Снижается время на оформление и выполнение заказа.

Появляется возможность непрерывного контроля заказов, а также до- и послепродажного обслуживания. Возможна персонализация обслуживания клиента. Расширяется рынок сбыта товаров и услуг для продавца и возможности выбора для покупателя.

Появляются принципиально новые возможности для маркетинга. Создаются новые направления бизнеса.
Электронный бизнес является наиболее общим понятием. В него входят любые формы взаимодействия между субъектами рынка при помощи цифровых технологий:
- обмен информацией;
- проведение маркетинговых исследований;
- установление контактов, например, между потенциальными заказчиками и поставщиками; пред- и послепродажная поддержка, например, представление подробной информации о продуктах и услугах, документации, ответов на вопросы заказчиков и т.д.;
- продажа товаров и услуг;
- электронная оплата, в том числе с использованием электронных платежных систем;
- распространение продуктов, включая как управление доставкой и ее отслеживание для физических продуктов, так и непосредственную доставку продуктов, которые могут распространяться электронным путем;
- возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных специалистов или даже независимых компаний для ведения совместной коммерческой деятельности; осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами.
Электронная коммерция является только одной из составных частей электронного бизнеса, которая ограничивается проведением сделок при помощи электронных систем, например, продажа товаров или оказание услуг через Интернет.
Принято выделять пять направлений электронной коммерции: бизнес - бизнес (business-to-business, B2B); бизнес - потребитель (business-to-consumer (customer), B2C); потребитель - потребитель (consumer (customer)-to- business-to-consumer (customer) C2C); бизнес - администрация (business-to-administation, B2A); потребитель - администрация (consumer (customer)-to-administration, C2A).
Наиболее перспективным Internet-проектом новой экономики является В2В-сегмент (business-to-business, или предприятие - предприятие), а именно, создание корпоративных систем электронного бизнеса (для работы с поставщиками, посредниками), а также отраслевых торговых площадок, Internet-бирж и т.п.
Электронный сегмент B2G (business-to-goverment, или предприятие -государство) предназначен для торговых операций между предприятием и государством (любым правительственным органом). Этот вариант электронного бизнеса перспективен при организации тендерных закупок лекарственных средств для государственных потребностей.



Выходу предприятия на международные рынки способствует В2Е-сегмент (business-to-economy, или предприятие - экономика).
Сейчас выделяется шестая форма ведения электронного бизнеса -схема равный-равный, P2P (Partner-to-Partner). Бизнес-отношения в Интернете строятся между партнерами, находящимися в равном положении.

Коммерческий потенциал P2P хотя и не столь высок, как у B2B или B2C, однако довольно перспективен. Основу P2P составляют онлайновые аукционы.
В Интернете насчитывается около 1000 Web-сайтов, занимающихся аукционной деятельностью, среди которых несомненный лидер - eBay, где проходит 76% всех торгов, а также Yahoo! - 12%, Amazon - 8% и, конечно, Sothebys (рис. 11).
В Рунете развитие аукционного бизнеса началось сравнительно недавно - в 1999 году, когда появился первый российский Интернет-аукцион Molotok.ru. Сегодня в российском Интернете появилось более 10 Интернет-аукционов, крупнейшими из которых являются упомянутый выше Molotok.ru, Stavka.ru, Со@ЬіЬгі-аукцион, Auction.ru и auctions.ru.
Существуют следующие схемы проведения онлайновых аукционов.
Стандартный (английский) аукцион. Используется открытый формат предложений: все покупатели знают о предложениях друг друга.

Продавец назначает начальную цену лота, и покупатели вступают в конкурентную борьбу, постепенно повышая стартовую цену (обычно на 3%). Побеждает тот, кто на момент окончания аукционных торгов предложил больше остальных.
Голландский аукцион. Прямая противоположность английскому: используется открытый формат предложений, но торги начинают с явно завышенной, неприемлемой для покупателей цены, которая последовательно понижается, пока один из покупателей не согласится ее принять.
Аукцион одновременного предложения (first-price sealed bid). Используется закрытый формат предложений: все покупатели одновременно назначают цены в письменной форме, причем никто из них не знает о предложениях остальных.

Победителем выходит тот, кто предложит максимальную цену.
Помимо широких возможностей торговли Интернет предоставляет значительные преимущества для осуществления многих видов коммерческой деятельности, особенно в сферах банковских, брокерских и страховых услуг.

ПРАКТИКУМ

Задание
1. Выберите какую-либо одну модель создания собственного онлайнового бизнеса. Решите, каким именно бизнесом вы будете заниматься?
2. Проведите мозговой штурм с целью генерации необходимых идей. Запишите как можно больше ответов на следующие вопросы:
- что вас интересует в этой жизни больше, чем все остальное?
- каковы ваши достижения, чего вы добились, и что вам удалось сделать?
- к чему у вас есть врожденные способности (талант)?
3. Создайте проект своего сайта.

Глава 7. Психологические аспекты предпринимательства

Одна из трудностей определения предпринимательства состоит в том, что это слово является одновременно и общеупотребительным термином, и научным понятием. В первом случае его содержание может быть раскрыто, исходя из его толкования в словарях и энциклопедиях.
В широком смысле понятие предпринимательство имеет не только экономическое (производство товаров и услуг с целью получения прибыли), но и психологическое содержание. Предпринять что-либо - значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия.

Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределенности, в повседневном языке называется предприимчивостью.
Таким образом, предпринимательство есть особый вид экономической деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых психологических качеств. Раскрытие этих особых психологических качеств и является главной задачей психологии предпринимательства.
Й. Шумпетер1 определял предпринимателя как ключевую фигуру развития экономики. Основной задачей предпринимателя является нарушение равновесного состояния в экономике и перевод ее в новое равновесное состояние, разрешение многочисленных противоречий в экономике (между статикой и динамикой, традициями и нововведениями, спросом и предложением и т.д.), создание новых комбинаций факторов производства и экономики.
Ф. фон Хайек обратил особое внимание на такие отличительные черты предпринимательской деятельности как жесткую конкурентную борьбу между предпринимателями и стремление к поиску новых возможностей получения прибыли.
П. Друкер в своей концепции предпринимательского общества обратил внимание на то, что предпринимательство как инновационная активность, связанная с использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой, не ограничивается только сферой экономики, но может проявляться в самых разнообразных сферах социальной деятельности.
При анализе экономических функций предпринимательства в одних случаях подчеркивается роль предпринимателя как хозяйственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других - основная экономическая функция предпринимателя определяется как поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, чтобы разграничить функции изобретателя, с одной стороны, и функции традиционного менеджера - с другой.
В современной литературе по менеджменту (Мескон и др., 1992, Друкер, 1992) выполнение предпринимательских функций, связанное с развитием управления, проведением организационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг и т.д., рассматривается как отличительная особенность эффективного, инновационного управления, и в этой связи используются термины предпринимательского управления и корпоративного или внутреннего предпринимательства. Владение собственностью и персональная ответственность за риски не рассматриваются как необходимые признаки предпринимательства.

При таком подходе формально-статусные различия между менеджерами и предпринимателями фактически стираются.
В рамках структурного подхода, напротив, делаются попытки более или менее четкой социальной идентификации предпринимателей как особой социальной группы, что совершенно необходимо для включения этого феномена в разряд объектов эмпирических социальных и психологических исследований.
С юридической точки зрения предпринимательство определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Такое, достаточно широкое, определение предпринимательства фактически включает в себя все виды деловой активности (бизнеса) за исключением наемного труда.
Исследования мотивации предпринимательской деятельности. Американский психолог Д. Макклеланд, развивая теоретические идеи и эмпирические подходы исследований мотивации достижения Х. Мюррея, провел серию экспериментов, объектами которых выступали как студенты учебных заведений, так и предприниматели. Этот опыт, описанный в его книге Общество достижения (1961), явился одной из первых серьезных попыток использования теории и методов психологической науки при анализе и решении проблем экономического развития.

Основная идея Д. Макклеланда заключалась в том, что отличительной психологической особенностью предпринимателей является более высокий уровень мотивации достижения, которую он определял как соревнование с некими существующими стандартами. Мотивация достижения проявляется при следующих условиях:
- ситуация поведения индивида характеризуется наличием определенных стандартов, по которым оценивается успешность или не-успешность решения индивидом поставленных задач;
- индивид рассматривает себя в качестве субъекта, ответственного за результаты своего поведения;
- достижение успеха в решении задачи не является заранее предрешенным, но связано с определенным уровнем риска.
С помощью специально разработанных ключевых категорий экспериментаторы анализировали содержание рассказов, фиксируя частоту тех, которые свидетельствуют о проявлении мотивации достижения успеха. Получаемый в результате индекс (n-Ach - от англ. achievement - достижение) служил количественной оценкой степени выраженности мотива. После длительной серии лабораторных экспериментов Д. Макклеланд и его сотрудники (Д.

Аткинсон, Д. Винтер) пришли к выводу о том, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения вели себя как успешные, рациональные предприниматели. Они устанавливали для себя средний уровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в их решении.
Кроме того, для них были характерны: позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном решении задачи; высокая настойчивость в достижении поставленной цели; стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложным и очень простым задачам; интерес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный поиск информации о своих результатах; проявление активности, решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях; повышение уровня притязаний при достижении успеха и его снижение при неудаче. На основе полученных результатов Д. Макклеланд выдвинул гипотезу о том, что предприниматели (люди, достигшие успехов в бизнесе) имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем профессионалы - не предприниматели.

Результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде стран, подтвердили это предположение.
Дж. Роттер (1966) предложил различать людей по тому, где они преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля собственного поведения и значимыми для них событиями (ввел понятие локус контроля). Люди с преобладанием внешнего (экстернального) локуса контроля - экстерналы, склонны считать, что основные значимые события их жизни определяются (контролируются) преимущественно внешними обстоятельствами (благоприятностью внешних условий, влиянием других людей, случайностью и т.д.). Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами.

Люди с преобладанием внутреннего (интернального) локуса контроля -интерналы, напротив, полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи. Оценивая уровень экстернальности-интернальности с помощью специально разработанного опросника, Д. Роттер и другие исследователи показали, что преобладание экстернального локуса контроля чаще сочетается с такими качествами как конформность, т.е. уступчивое, зависимое поведение, неуверенность в себе, тревожность.

Люди с преобладанием интер-нальности отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение.
Результаты исследований подтвердили также связь интернальности с мотивацией достижения успеха. Эти данные легли в основу гипотезы о том, что предприниматели характеризуются более высоким уровнем интерналь-ности, чем профессионалы-непредприниматели, например, менеджеры. Результаты ряда эмпирических исследований (Р.

Брокхаус, М. Кетс де Врис, Д. Миллер и др.) подтвердили эту гипотезу. Они показали также, что менеджеры с более высокими оценками интернальности проявляют более высокую маркетинговую активность и более склонны к нововведениям в управлении производством. В отечественных психологических исследованиях для диагностики локуса контроля наиболее широко используется тест Д. Роттера в адаптации Е.Ф.

Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М.

Эткинда.
В ситуации выбора менеджеры часто действует в соответствии с усвоенными нормами и традициями семейных отношений: знаю, что нельзя, но, может быть, не заметят, если заметят, то попрошу прощения, объясню ситуацию и простят, мы же здесь все свои, я никому не принес вреда, а не как должностные лица, чьи действия должны быть подчинены закону, интересам фирмы, ожиданиям партнеров по взаимодействию, социальной ответственности.
Психологи выделяют четыре типа отношения людей к ответственности (табл. 16)
Таблица 16

Типы поведения в ситуации выбора
^^^-^^^Ответственность Низкая Высокая
Октрытость
Низкая Уклонист Мизантроп
Высокая Безответственный Эффективный менеджер
Первый квадрант. Низкая открытость, низкая ответственность: человек не доверяет другим и не берет ответственность на себя, уклоняясь от принятия решения. Тип поведения - уклонист.
Второй квадрант. Высокая открытость, низкая ответственность: человек раскрывает свою позицию, ее понимание, свои возможности, но ответственность за принятие решения перекладывает на других. Тип поведения - безответственный.
Третий квадрант. Низкая открытость, высокая ответственность: человек не раскрывает основания принятия решения, берет всю ответственность на себя, позиция недоверия и недооценки других людей. Тип поведения - мизантроп.
Четвертый квадрант. Высокая открытость, высокая ответственность: человек открыт, следовательно, признает возможности и способности других людей, демонстрирует доверие и рассчитывает на сотрудничество, одновременно готов принять на себя всю полноту ответственности. Тип поведения - эффективный менеджер.
Иллюстративный пример
Катя - студентка третьего курса экономического факультета опоздала на экзамен по психологии. Думая, что экзамен продлится долго, она пришла к часу дня. Экзамен уже закончился, ведомость закрыли, рядом с ее фамилией стоит запись не явилась, преподаватель ушел. На следующий день был экзамен у другой группы, но зам. декана не позволил ей сдать с другой группой. Катя боится, что и другие преподаватели могут поставить ей плохие оценки, и она не получит стипендию.
Катя вернулась домой в слезах и просит родителей (они у нее врачи) оформить ей бюллетень задним числом. Отец, зам. главного врача, не хочет этого делать и говорит, что это плохо повлияет на дочь. Мать считает, что нужно спасать положение. Как поступит отец в данной ситуации?
Пример типичных решений.
Уклонист: оформляет больничный лист, никого не посвящая в свою проблему.
Безответственный: оформляет больничный лист, не скрывает своих действий, объясняя давлением со стороны жены и дочери, необходимостью спасать положение, тем, что вреда от этого никакого нет.
Мизантроп: не оформляет больничный лист, предоставляя событиям развиваться своим чередом.
Эффективный менеджер: не оформляет больничный лист, пытается разобраться в ситуации, используя законные средства (например, пересдача экзамена возможна, так как установленный срок приема экзаменов - до 16 час. и пр.).
Экономическая деятельность в условиях неопределенности и риска является одной из отличительных особенностей предпринимательской деятельности, поэтому изучению отношения предпринимателей к риску посвящено значительное число психологических исследований. Для изучения отношения предпринимателей к риску Р. Брокхауз (1982) использовал методику Когана-Уоллача. В ней испытуемым предлагался ряд ситуаций, в которых они должны были сделать выбор между более безопасными (менее рискованными), но и менее привлекательными и более рискованными, но и более привлекательными альтернативами. Например, предлагалось определить, при какой вероятности сохранения финансовой устойчивости компании (шкала вероятности варьирует от 1 до 9 из 10) испытуемый рекомендовал бы некому лицу наниматься на работу. На основании полученных данных Р. Брокхауз сделал вывод о том, что более успешные предприниматели характеризуются предпочтением умеренного риска. В сравнительном исследовании менеджеров и предпринимателей (руководителей - собственников фирм) он обнаружил отсутствие значимых различий между ними по отношению к риску. Однако, в сравнении со средними (нормативными) значениями, обе группы показали более высокую склонность к риску. Анализируя результаты этого и других исследований отношения предпринимателей к риску, К.-Э. Вернерид (1988) отмечает, что при исследовании отношения к риску нельзя ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами, т.е. предпринимателями. Эта субъективная оценка во многом зависит от их субъективной оценки благоприятности условий и собственных возможностей достижения успеха. При высокой оценке собственных способностей и усилий предприниматель может субъективно оценивать ситуацию для себя как менее рискованную, чем она представляется внешнему наблюдателю или исследователю.
К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:
- в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;
- в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;
- в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.
Профиль предпринимателя по данным Американской ассоциации управления имеет следующий вид:
- поиск возможностей и инициативность (использует новые и необычные деловые возможности);
- упорство и настойчивость (готов к многократным попыткам; постоянно корректирует стратегию);
- готовность к риску (предпочитает ситуации умеренного риска, заботиться, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты);
- ориентация на эффективность и качество (стремится к совершенствованию стандартов эффективности);
- вовлеченность в рабочие контакты (принимает ответственность на себя, идет на личные жертвы для выполнения работы);
- целеустремленность (ясно формулирует цели, характерно долгосрочное видение; постоянная корректировка краткосрочных задач);
- стремление быть информированным (постоянный сбор информации о клиентах и поставщиках, использование личных и деловых контактов);
- систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи, следит за финансовыми показателями и ориентируется на них при принятии решений; разрабатывает и применяет процедуры слежения за выполнением работы);
- способность убеждать и устанавливать связи (способность к методам убеждения, использует деловые и личные контакты как средства достижения своих целей);
- независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от управления и контроля, полагается на себя в случае неудачи, верит в способность решать сложные задачи).


Содержание раздела