d9e5a92d

Пирамида экономической культуры

Навыки приобретаются за счет имитации успешных образцов поведения окружающих, причем имитируются они обычно без критического осмысления и оценки. В моменты кризисов социального сознания и резких изменений экономического устройства, когда в обществе идет пересмотр ценностей, такая имитация может



Рис. 7. Пирамида экономической культуры
Второй этаж пирамиды - экономическая культура менеджеров и руководителей организаций (decision-makers), составляющих управленческое звено организаций. Решения управленцев распространяются уже на десятки, сотни и тысячи людей, которые возложили на них реализацию собственных интересов, делегировав им свое право принятия решений.
Третий (верхний) этаж пирамиды - теоретическая экономическая культура. Это культура профессиональных экономистов, анализируя решения других, профессиональные экономисты сами не принимают решения.

Они обобщают и выдают готовые блок-схемы таких решений.
Чем выше мы поднимаемся по пирамиде экономической культуры, тем в большей степени принимаемые решения основываются на теоретических знаниях и тем меньшую роль при принятии решений имеют ценности. Ценности определяют именно массовое экономическое поведение. Ими обусловлены стимулы и конкретные поведенческие ограничения, специфика экономической деятельности и ее результаты.

Благодаря этому в одних и тех же экономических условиях и под влиянием одной и той же экономической политики различные группы, принадлежащие к разным культурам, могут развиваться по-разному.
Структура и функции экономической культуры.
По мнению Кондрашова В.А. и Королева В.К., на феноменальном уровне сущность экономической культуры проясняет рассмотрение ее структурных элементов, как ценностей, формирующих способ экономической деятельности.
К первой, собственно культурологической, группе можно отнести:
- трудовую этику: отношение к труду, богатству и бедности, накоплению, собственности; ценностные ориентиры труда;
- трудовые обычаи, традиции, ритуалы, архетипы, нормы, идеалы;
- символы, выражающие смысл экономической деятельности, ее цели;
- характер взаимодействия традиций и новаций в экономической жизни;
- способы трансляции позитивного экономического поведения и борьбы с негативным.
Вторая, ментальная, группа может быть представлена:
- экономическим мышлением, его принципами, методами осмысления экономических проблем;
- ориентацией и содержанием экономических знаний;
- трудовой ментальностью - особенностями обыденного сознания людей, занимающихся экономической деятельностью. Она выступает как иерархия идей, мнений, воззрений на экономику, как относительно целостная и устойчивая совокупность навыков интеллектуальной деятельности, реализуемых в хозяйственной, трудовой жизни.
В третью, социально-психологическую, группу входят:
- экономические потребности, интересы различных социальных групп, людей, их общественный баланс;
- мотивы экономической деятельности, коренящиеся в условиях об
раза жизни, система ее стимулов;
- ориентации, установки, стереотипы экономического поведения людей, получающие одобрение общества, а также осуждаемые им;
- модели экономического поведения, пропагандируемые государством, или существующие спонтанно;
Рассмотрение структуры экономической культуры с необходимостью предполагает характеристику ее функций. В их систему входят следующие.
Первой является адаптивная функция: экономическая культура дает человеку возможность естественно войти в хозяйственную жизнь своего общества, обеспечивает стабильность экономической деятельности путем сохранения норм необходимого экономического поведения, его феноменов.
Вторая функция экономической культуры - инновационнопреобразовательная (интенциональная). Она воплощается обновлением системы мотивации субъектов экономической деятельности, ее конкретного стимулирования ценностями, опосредованно влияющими на развитие экономики.
Организационно-регулятивная (установочная) функция. Экономическая культура регулирует, упорядочивает, налаживает отношения между людьми в процессе экономической деятельности, в ней осуществляется институционирование норм, необходимых для экономической жизни общества.
Аксиологическая. Эта функция состоит в оценке тех или иных явлений экономической жизни с точки зрения их соответствия базовым экономическим ценностям (образцам, стереотипам), и, тем самым, нравственной легитимизации хозяйственной деятельности, ее приемлемости для большинства населения.

Особенно явно эта роль проявляется в переходных процессах, ломающих старую систему ценностей и формирующих новый жизненный мир.
Коммуникативно-интегративная функция. Она обеспечивает горизонтальную устойчивость экономической структуры общества путем формирования на основе общих ценностей, норм и т.п. социальноэкономических групп, имеющих свои цели хозяйственной деятельности, субкультуры.


Трансляционная функция. Прежде всего, через экономическую культуру происходит передача от поколения к поколению исторически конкретных возможностей и способностей участвовать в хозяйственной жизни общества на основе его традиций, обычаев. Эта типическая функция обеспечивает преемственность экономической деятельности, от производства до потребления.1
Виды экономической культуры по области поведения.
Экономическая культура включает в себя четыре основных типа культуры, выделенных по критерию объекта: трудовая культура, инвестиционная, или сберегательная культура, потребительская культура, предпринимательская культура.
Содержание экономической культуры отражает проекцию общей национальной или региональной культуры на хозяйственную сферу.
Сущность этой проекции составляет ценностно-мотивационная система как сложный механизм воплощения общих ценностей в конкретные, как правило, материальные мотивы и стимулы.
Экономические мотивы относятся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.
Мотивы накопления. Автор основного психологического закона Дж.

Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов сбережения, отмечает, что обычно побуждение к удовлетворению неотложных нужд человека и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побуждение к накоплению. Им выделяются следующие мотивы сбережения или, в его терминологии, воздержания от расходов:
- осторожность (создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств в условиях конкуренции);
- предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость, дать членам семьи образование, содержать иждивенцев);
- расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем);
- стремление к лучшему (мотив, основанный на широко распространенном подсознательном желании видеть в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня, возможности увеличения своих будущих расходов, даже в том случае, когда сама возможность пользоваться благами может убывать);
- стремление к независимости (финансовая независимость предоставляет человеку больше личностной свободы);
- предприимчивость как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;
- желание оставить наследникам состояние;
- чувство скупости как таковое, когда человеком движет ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.
Мотивы инвестирования.
Это - чрезвычайно сложные и противоречивые, по мнению Дж. Кейнса, мотивы.

Они претерпели существенные изменения после отделения управленческих функций от собственности на капитал. Если до этого в основе иерархии мотивов лежало отношение к бизнесу как к жизненному призванию, творческой самореализации, то после отделения управления от собственности коммерческие сделки через фондовые и валютные биржи создают почву для очень динамичной, противоречивой и неоднозначной мотивации (получение дохода, азарт, риск).
В ходе своей рефлексивной игры каждый стремится раньше угадать не действительную цену будущих доходов (это невозможно на бирже), не мнение других об этом, а среднее мнение относительно того, каково будет среднее мнение.
Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план выступает фактор доверия. В экономической жизни, - писал В.М.

Бехтерев (ссылаясь на Н.Н. Головина), - закон спроса и предложения не является единственным ее руководителем. Наряду с ним во всех случаях имеет силу и фактор доверия, значение которого с особенной силой выдвигается в период экономических потрясений.

В этих случаях доверие играет даже большую роль, нежели экономические факторы.
Социально-экономические исследования показали, что некоторые семьи сберегают, чтобы сделать крупные покупки, превышающие по стоимости размер мобильного дохода. Сбережения также осуществляются в целях будущих потребностей домохозяйства и как запас на непредвиденный случай. Ни один из рассмотренных выше мотивов не является особенно чувствительным к процентной ставке по вкладам.

Е.М. Абрамовой и Л.Н.

Овчаровой была предложена следующая типология сберегательных мотиваций населения.
1. Ориентирование сбережений только на текущее потребление.
2. Создание сбережений с целью резерва на непредвиденный случай.
3. Формирование сбережений с целью приобретения дорогих предметов (покупка товаров длительного пользования: строительство, ремонт или покупка жилья, дачи, гаража; покупка транспортных средств и их ремонт).
4. Мотивы сбережений, ориентированных на будущие потребности семьи и расходы, связанные со здоровьем и проведением досуга (образование, отдых, спорт, оздоровление, лечение, помощь детям).
5. Комбинация из сберегательных ориентации третьей и четвертой групп, стремление иметь запас денежных средств, чтобы израсходовать их по мере необходимости.
6. Мотивы накапливать и использовать сбережения с инвестиционными целями (для предпринимательской деятельности, приобретения акций и ценных бумаг, как источник дополнительного дохода). Сбережения, обслуживающие последнюю группу мотивов, характеризуются более высокой эластичностью относительно инструментов инвестиционного регулирования; обслуживающие третью, четвертую и пятую группы достаточно чувствительны к изменениям в инвестиционной сфере, а сбережения двух первых групп практически не реагируют на инвестиционную политику.
В последние годы склонность к сбережению становится все более выраженной, а в регионах-донорах значительному числу семей (свыше 30%) присущи инвестиционные предпочтения в использовании сбережений.
Однако склонность к сбережению не ведет к автоматическому росту организованных сбережений, которые являются инвестиционным ресурсом. Пока доверие населения к власти и финансовым институтам не будет восстановлено, население предпочтет держать значительную часть сбережений в наличной форме и воздерживаться от их размещения, либо их предпочтения, связанные с размещением, будут отличными от ожиданий государства.
Мотивы труда и потребления.
По мнению А. Маршалла1, самым устойчивым мотивом трудовой деятельности человека является желание получить материальное вознаграждение за работу. Полученная плата может расходоваться на самые разнообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребление - исключительно психологизированный аспект экономического поведения).

Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, считает А. Маршалл, всегда будут деньги.
Это создает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или побудительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сумма денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда.

Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.
Одна из современных классификаций мотивов труда включает три вида побуждений заниматься трудом:
- побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание прослыть тунеядцем);
- получение материальных благ для удовлетворения материальных и
духовных потребностей;
- удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

ПРАКТИКУМ

Упражнения 1
Какие ценности доминирует в основе экономического выбора?
Тест Выявление ценностей (М.М. Рокич)
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направления личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения, философию жизни. Вам будет предъявлено два листа, содержащих 17 разновидностей ценностей на каждом (терминальные ценности и инструментальные ценности). Ваша задача - расположить их по порядку значимости для вас на основе принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни. Внимательно изучите ценности и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, отметьте ее рангом 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и отметьте ее рангом 2. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися.

Наименее важная, останется последней. В итоге получится 17 рангов.

Помните, что конечный результат должен отражать вашу истинную позицию. Отвечая на вопросы, не забывайте, что необходимо отметить те ценности, которыми вы действительно руководствуетесь в реальной жизни в ситуации выбора, а не те, которые вы бы хотели иметь в идеале (табл.

8).

Таблица 8
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
(убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным)
РАНГИ
1-17
АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (полнота и эмоциональная насыщенность)
ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным путем)
ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА (переживание прекрасного в природе и искусстве)
ЛЮБОВЬ (духовная и физическая близость с любимым человеком)
МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ (отсутствие материальных затруднений)
НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение окружающих, коллектива, коллег по работе)
ПОЗНАНИЕ (возможность расширения своего кругозора, образования, интеллектуального развития)
ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
РАЗВИТИЕ (работа над собой, совершенствование)
РАЗВЛЕЧЕНИЯ (отсутствие обязанностей, необременительное времяпрепровождение)
СВОБОДА (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Продолжение табл. 8
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие других людей, всего народа, человечества в целом)
ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности)
СТРЕМЛЕНИЕ К ИЗМЕНЕНИЯМ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РАНГИ
1-17
АККУРАТНОСТЬ (чистоплотность, порядок в делах, умение содержать в порядке вещи)
ВОСПИТАННОСТЬ (хорошие манеры)
ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ (высокие требования к жизни и притязания)
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ (чувство юмора)
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ (дисциплинированность)
НЕЗАВИСИМОСТЬ
НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ
ОБРАЗОВАННОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
РАЦИОНАЛИЗМ (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
САМОКОНТРОЛЬ (сдержанность, самодисциплина)
СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ, ВЗГЛЯДОВ
ТВЕРДАЯ ВОЛЯ (умения настоять на своем и не отступать перед трудностями)
ТЕРПИМОСТЬ (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим ошибки и заблуждения)
ЧЕСТНОСТЬ (правдивость, искренность)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ (трудолюбие, продуктивность в работе)
ЧУТКОСТЬ (заботливость)

Упражнение 2

Деловая игра на сотрудничество и конкуренцию.
Игра с посыльным.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться наибольшей пользы от происходящих транзакций.
Порядок работы (методика).
1. Ведущий делит участников на две команды - команда синих и команда красных. Задача обеих команд - набрать в игре как можно больше очков.
2. Каждая команда должна будет провести серию транзакций (всего 8 транзакций). Представьте себе, что эти транзакции являются симуляцией того, что может происходить между правительствами, организациями, отделами, частями семьи или индивидуумами.
3. Внутри команды участники делятся на две группы - КРАСНУЮ ГРУППУ и СИНЮЮ ГРУППУ - и принимают участие в восьми транзакциях с другой группой. Результаты этих транзакций будут отражены в счете, который зависит от того, что каждая команда решит делать в каждой конкретной транзакции.
4. В каждой из восьми транзакций каждая группа должна решить, какое сообщение послать другой группе. Это сообщение должно представлять собой одну из трех комбинаций букв:
- XX
- XY
- YY
При выборе послания ни одна из команд не будет знать, какое решение относительно своего послания приняла другая группа. Между обменами посланиями группам будет предоставлено по три минуты на обдумывание следующего послания.
5. Нейтральный посыльный, который не является членом ни одной из групп, будет осуществлять обмен посланиями между группами и сообщать им о результатах каждого тура транзакций.
6. Две комбинации из двух букв образуют сочетание из четырех букв, которое определит величину вклада каждой группы в данную трансакцию в соответствии со следующими правилами (табл. 9).

Таблица 9
Схема подсчета результатов
Сочетание из четырех букв Результат группы
4 X -10 на каждое X в послании вашей группы
3 X и 1 Y +10 на каждое X в послании вашей группы -30 на каждое Y в послании вашей группы
2 X и 2 Y +20 на каждое X в послании вашей группы -20 на каждое Y в послании вашей группы
1 X и 3 Y +30 на каждое X в послании вашей группы -10 на каждое Y в послании вашей группы
4 Y +10 на каждое Y в послании вашей группы
Рассчитайте результат транзакции для вашей группы по двум буквам, образующим ваше послание, направленное другой группе.
ПРИМЕР:
КРАСНАЯ ГРУППА направляет послание XX.
СИНЯЯ ГРУППА посылает XY. Четырехбуквенная комбинация в данной трансакции XXXY. В результате каждая группа получает по +10 очков за каждое X в своем двухбуквенном послании и -30 - за каждое Y в нем.
КРАСНАЯ ГРУППА, пославшая XX, получает за эту трансакцию +20 очков (2 раза по +10).
СИНЯЯ ГРУППА, пославшая XY, получает за эту трансакцию -20 очков (+10 и -30).
7. Коммуникации между двумя группами будут разрешены перед 5-м и 8-м раундами. Один представитель от группы будет иметь возможность обсудить с представителем другой группы все, на что его уполномочит своя группа. Встречи этих представителей будут происходить где-нибудь вне видимости КРАСНОЙ И СИНЕЙ ГРУПП. Группы могут принять решение не направлять своих представителей на встречу.
8. После встречи представителей счет последующих раундов будет оцениваться выше. Сколько бы очков вы ни получили в 5-м раунде, они будут умножены на 5, а в 8-м раунде - на 10.
9. У вас есть пять минут, чтобы прочитать эти инструкции и принять решение, каково будет ваше первое послание.
10. После того, как вы узнаете ваш окончательный счет, прочитайте и обсудите вопросы для дискуссии. НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ УЗНАЕТЕ СВОЙ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ!
11. Выберите кого-либо из вашей команды, чтобы в течение 3-4 минут рассказать о том, что происходило в вашей команде.
НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ ДО ТОГО, КАК ЗАВЕРШАТСЯ
ВСЕ ВОСЕМЬ ТРАНЗАКЦИЙ!
Вопросы для обсуждения.
1. Ваша команда воспринимала эту игру как соревнование или как упражнение в сотрудничестве? Почему?
2. Какие элементы в данной ситуации заставляли рассматривать ее либо как соперничество, либо как сотрудничество?
3. Какие события или формы поведения заставили вашу команду пересмотреть свое отношение к этому упражнению?
4. Вела ли ваша команда подсчет очков, набранных другой командой? Если да, то что вы почерпнули из этого?
5. Был ли кто-нибудь в вашей команде, кто пытался изменить отношение группы к этому упражнению либо как к соревнованию, либо как к форме сотрудничества? Как к ним отнеслась команда?
6. Предлагал ли кто-нибудь идею, что наилучшим результатом будет максимальный комбинированный счет обеих команд? Как команда отнеслась к этому предложению?
7. Как прямые коммуникации с другой группой изменили ваше восприятие происходящего или ваше поведение?
8. Наделила ли команда своего представителя на переговорах полномочиями принимать решения или выдвигать новые предложения без консультаций с группой?

Упражнение 3

ИГРА БИРЖА (модификация игры Ярмарка тщеславия).1
Цель занятия: научиться пользоваться различными стратегиями и тактиками поведения, вступая в финансовые взаимоотношения с другими людьми; на собственном опыте оценить преимущества гуманных, цивилизованных стратегий и тактик поведения; оценить плюсы и минусы стереотипного отношения к свободным деньгам.
Оборудование (оснащение). Жетоны трех цветов (синие, желтые, красные) - количество жетонов каждого цвета соответствует количеству участников.
Нагрудные знаки звезды, квадраты, треугольники (лучше, если они будут яркого цвета). Общее количество нагрудных знаков соответствует количеству участников: 1/3 часть - звезды, 1/3 часть - квадраты и 1/3 часть треугольники.

Булавки или скрепки для прикрепления нагрудных знаков.
Конверты для валюты - количество конвертов соответствует количеству участников.
Конверт для нагрудных знаков - 1 экземпляр.
Таблица для регистрации результатов (табл. 10).
Секундомер. Гонг.
Порядок работы (методика).
1. Заполняется таблица регистрации результатов, графа - имя участника. Таблица вывешивается в доступном для всех участников месте.

Таблица 10
Таблица регистрации результатов
ИМЯ
УЧАСТНИКА
-й раунд 2-й раунд 3-й раунд
До 70 баллов 70-200
баллов
Более
200
баллов
До 70 баллов 70-200
баллов
Более
200
баллов
До 70 баллов 70-200
баллов
Более
200
баллов
1 Несколько шагов к возможной победе... Туркменский молодежный центр Диалог / Под ред. Б.Х. Гаитназарова. - Ашхабад, 1997.
2. Объясняется порядок и условия игры:
- Всем участникам дается возможность в игре заключать сделки.
- Основная цель сделок - набрать максимально возможное количество баллов.
- Игра будет проводиться в три этапа: 1-й этап - 5 минут, 2-й и 3-й -по 2-е минуты.
- Разговаривать можно только во время торгов.
- Жетоны должны быть всегда спрятаны.
- Цвет жетона соответствует определенному количеству баллов:
синий жетон - 10 баллов,
желтый жетон - 50 баллов,
красный жетон - 100 баллов (цвет жетонов может быть произвольным).
3. Каждый участник (самостоятельно!) вытягивает один нагрудный знак и прикрепляет его на видное место (воротничок или карман рубашки). Никто из участников заранее не знает, что в конверте у ведущего нагрудные знаки трех типов: звезды, квадраты, треугольники. Таким образом, все участники разделяются на три группы. На данном этапе игры такое разделение никакого значения не имеет, хотя его и можно сравнить с социальным статусом.


Содержание раздела