Другим ведущим методом регулирования налично-денежного обращения является процентная политика по операциям Банка России. Повышая или понижая официальную учетную ставку, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Жесткая политика проводимая Центральным Банком не является популярной у коммерческих банков, так как они имеют право самостоятельно определять размер надбавки к учетной ставке.
По сравнению с мировой практикой в настоящее время в России уровень процентной ставки Центрального банка достаточно высок. На рисунке 1.2 графически представлено как изменялась ставка рефинансирования с января 1991 года по июнь 1999 года.
В январе 1991 года процентная ставка ЦБ РФ составляла 20%, в мае 1992 года этот показатель уже составлял 80%, а к октябрю 1993 года он достиг своего максимального размера 210%. В первой половине 1994 года уровень ставки рефинансирования стал опускаться и к октябрю этого года снизился до 130%, а после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США в «черный вторник» процентная ставка к январю 1995 года вновь была повышена до 200%. В результате проведения мер по финансовой стабилизации к началу 1996 года удалось вновь снизить ставку рефинансирования до 120%, а к концу 1996 года до 60%.
В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего не инфляционный рост спроса на заемные ресурсы. Одной из причин, повлиявшей на изменение тенденции рыночных процентных ставок в последнем квартале 1997 года явился рост нестабильности конъюнктуры финансового рынка вследствие внешних факторов (кризис мировых фондовых и валютных рынков) и факторов внутренних (проблемы налоговой системы, государственного бюджета и управления государственным долгом). Определенное влияние оказало сжатие рублевой ликвидности финансового сектора и меры оперативного реагирования со стороны Банка России в кризисных ситуациях. Приоритетным направлением процентной политики Банка России в этот период стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.
Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 году коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.
Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики. В начале февраля 1998 года было произведено повышение ставки рефинансирования (с 28 до 42%), в последней декаде мая (с 30 до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60 до 80%). Повышение ставки рефинансирования давало возможность объявить рынку ориентиры нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок.
В 1999 году действовали установленные в 1998 году ставки рефинансирования 60% годовых. В июне 1999 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов. При осуществлении процентной политики в 2000 году Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост.
Банк России считает, что в связи с важностью активизации потребительского спроса большое внимание в 2000 году должно быть уделено развитию потребительского и ипотечного кредитования. Однако развитие этих видов кредитов в настоящее время затруднено ввиду связанных с ними высоких процентных рисков.
Они обеспечивают немедленное, а в случае необходимости, крупномасштабное воздействие на денежный рынок, банковский кредит, а через них на экономику.
В России первый выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО) со сроком погашения 3 месяца был выпущен в мае 1993 года. Кроме того, были выпущены «золотые сертификаты». С ростом объемов первичного размещения развивался и вторичный рынок ГКО. Операциями с ГКО Банк России одновременно создал финансовый институт свободных средств денежного рынка, без дополнительной эмиссии со стороны Банка России.
Активная работа Центрального банка на рынке ГКО способствовала его развитию.
Последовательно произошедшие кризисы на валютном рынке в июне июле 1995 года и на рынке межбанковского кредита в августе 1995 года резко сократили долю этих сегментов на национальном финансовом рынке. С конца 1997 года резко возросла амплитуда колебаний рыночных ставок и доходности по государственным ценным бумагам. Изменилась и динамика основных рыночных ставок.
До декабря 1997 года постепенно снижалась доходность ГКО по всем срокам до погашения с 36,1% в декабре 1996 года до 18,2% в октябре 1997 года, но с ноября доходность начала возрастать и достигла 71,1% в июле 1998 года. Среднемесячный показатель доходности ГКО превышал, как правило, стоимость других видов ресурсов, которые банки могли мобилизовать для размещения в ГКО.
Государственная денежно-кредитная политика в 1998 году проводилась в условиях глубокого общеэкономического кризиса, в развитии которого можно выделить два этапа. В первом полугодии кризис носил преимущественно скрытую форму, когда удавалось противостоять его наиболее острым проявлениям. Решение бюджетных проблем достигалось за счет наращивания государственного долга и расходования золотовалютных резервов страны. Вместе с тем высокие процентные ставки на финансовом рынке свидетельствовали о серьезных проблемах в бюджетной сфере и потенциальной неустойчивости валютного курса, связанной в том числе с резким ухудшением состояния платежного баланса страны. С середины августа 1998 года кризис перешел в явную форму и охватил все стороны экономической жизни России.
Кризис привел к возникновению новых серьезных проблем для экономики страны, включая возрастание бремени выполнения обязательств по внешним долгам, замедление перехода к экономическому росту, необходимость изыскания дополнительных средств для оздоровления банковской системы и финансовых рынков.
В этот период стало очевидным, что государственные краткосрочные обязательства из инструмента, предназначенного для привлечения средств в федеральный бюджет, стали, наоборот, механизмом, поглощающим средства из бюджета. Вследствие чего, Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе от заимствований на рынке и о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года в новые ценные бумаги.
Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков. Кроме того, падение стоимости российских ценных бумаг на внешнем рынке привело к необходимости пополнения залога под кредиты в иностранной валюте, предоставленные российским банкам нерезидентам.
В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом. В результате дестабилизации ситуации на финансовых рынках финансовое состояние банков резко ухудшилось.
17 августа 1998 года было принято решение о введении 90-дневного моратория на возврат финансовых кредитов, полученных от нерезидентов Российской Федерации, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченных залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам.
В 1999 году были возобновлены торги на вторичном рынке ГКО/ОФЗ, проведена новация по государственным ценным бумагам. Банком России были подготовлены и утверждены нормативные документы, регламентирующие порядок использования средств нерезидентов, полученных в ходе новации. Вплоть до середины февраля Банк России проводил операции с собственными облигациями, после чего эмиссия ОБР была временно приостановлена.
Особенностью рынка ГКО/ОФЗ в 1999 году стала значительная зависимость его конъюнктуры от девальвационных ожиданий участников и ситуации на валютном рынке. В течение практически всего года для рынка государственных ценных бумаг была характерна низкая ликвидность, что объясняется резким снижением доверия операторов рынка к ГКО/ОФЗ.
В 2000 году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому способствует как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.