В Германии целевой ориентир устанавливается на более «узкую» денежную массу. В качестве денежного ориентира Бундесбанк избрал агрегат, который он назвал «Центральные банковские деньги (ЦБД)». Данный агрегат, приближающийся по своему качественному составу к М3, имеет некоторые особенности. ЦБД включает в себя наличные деньги в обращении и минимальные резервы коммерческих банков, депонированные в центральном банке.
Эти резервы калькулируются на базе разработанного коэффициента и отражают разные виды банковских обязательств по отношению к резидентам с учетом неодинаковой степени ликвидности различных видов депонентов. Главным преимуществом использования ЦБД по сравнению с М3 является то, что центральный банк несет ответственность за увеличение денежной массы, а также имеет возможность проследить вклад самого Бундесбанка в создание денежной массы. Другим достоинством этого показателя является наличие необходимых статистических данных для расчета на ежедневной основе объема наличных денег и обязательных резервных требований коммерческих банков.
Наиболее «узкая» денежная масса определяется в Швейцарии. Первоначально Швейцарский национальный банк выбрал в качестве официального целевого ориентира денежный агрегат М1, но с 1981 г. перешел на использование нового целевого денежного агрегата «Корректирующие деньги центрального банка (КДЦБ)»,представляющего собой среднемесячную величину, рассчитанную на основе ежедневных показателей денежной базы, с поправкой на «транзитные колебания в банковских остатках».Агрегат находится под строгим контролем Швейцарского национального банка и «очищается» от случайных изменений, возникающих в результате внесения поправок банками в свои балансы.
Начальник ГРКЦ |
||
Главная бухгалтерия |
Кредитный отдел |
|
Касса |
Отдел МБР |
|
Отдел обслуживания госбюджета |
||
Отдел ведения корреспондентских счетов |
||
АУР |
||
Отдел кодирования авизо |
||
Отдел последующего контроля |
Основные функции ГРКЦ:
1. Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами).
2. Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов).
3. Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности.
4. Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открытые кредитным организациям (филиалам).
5. Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открытые кредитным организациям (филиалам).
6. Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.
8. Разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал по обслуживаемым клиентам ГРКЦ.
9. Установление предельных остатков денежной наличности в кассах обслуживаемых юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.
10. Составление на основании данных кредитных организаций, других юридических лиц календаря выдач денег на оплату труда и предоставление его в территориальное учреждение Банка России.
11. Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:
- в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке;
- по его распоряжению участие в проведении инспекционных проверок кредитных организаций (филиалов).
12. Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.
В рамках организации денежного обращения ГРКЦ устанавливает лимит остатка денежной наличности в кассах юридических лиц и осуществляет оперативный контроль за их соблюдением, а также осуществляет контроль за ведением кассовых операций.
Кроме того, ГРКЦ на основе данных, получаемых от обслуживаемых кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц, а также собственной информации составляет и анализирует установленную Банком России отчетность, сведения разовых обследований и аналитические материалы по расчетам, кредитованию, денежному обращению, кассовым оборотам, кассовому исполнению федерального бюджета, остаткам средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов, финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, и др. и представляет ее Главному управлению Центрального Банка Российской Федерации по Томской области.
2.2 Контроль ГРКЦ за налично-денежным оборотом
Головной расчетно-кассовый центр ГУ ЦБ РФ по Томской области осуществляет обслуживание более 400 организации (данные на 01.01.2000г.), из них 380 организациям установлен лимит остатка наличных денег в кассе.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организации представляют в ГРКЦ расчет по форме N 0408020 (прил.1). Ежегодно ГРКЦ принимает решение о расходовании организациями денежной выручки из кассы на основании письменных заявлений организаций и представленного расчета по вышеуказанной форме с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами.