Стимулируя вовлечение ";в дело"; нотариусов, законодатель может сделать заинтересованной в исполнении закона эту узкую профессиональную группу, приспособленную к совместным действиям лучше большого числа мелких акционеров. В конечном итоге, расширение предложения подобных услуг со стороны нотариусов может заметно снизить издержки по осуществлению подобных сделок, а значит, повысить эффективность применения капиталов.
Для снижения оценки инвестиционных рисков рекомендуется внести в Государственную Думу в качестве правительственного вариант законопроекта ";О национализации";, отклоненный Думой в 1995 г., в соответствии с которым изъятие собственности государством у законопослушного частного лица возможно лишь при условии предварительной компенсации по договоренности и в соответствии с рыночной стоимостью национализируемых активов. В соответствии с этим проектом требуется предусматривать расходы на компенсацию за каждый национализируемый объект в законе о федеральном бюджете отдельной строкой.
Издержки участия в приватизации связаны с тем, что для продажи, как правило, предлагается ";кот в мешке"; - плохоспецифицированный имущественный комплекс, информация о самом факте продажи публикуется в бюллетенях региональных фондов имущества или местных газетах, их сложно найти даже в региональных библиотеках.
Например, согласно инструкции ГИБДД, водитель обязан иметь набор лекарственных препаратов, специфицированный с такими мелочными подробностями, что они четко ориентируют покупателя на аптечку, производимую определенной фирмой.
Примером такого ";бизнеса"; являются созданные на основании постановления правительства № 601 ";О маркировке то-
варов и продукции на территории РФ знаками соответствия, защищенными от подделок"; частные предприятия ЗАО ";Спецзнак"; и ";Кодзнак";, наделенные эксклюзивными полномочиями на изготовление и торговлю идентификационными марками. Самое примечательное состоит в том, что упомянутые коммерческие структуры никаких марок не производят, а закупают их в США.
Закономерен вопрос, какова выгода государства от допущения подобной деятельности?
В настоящее время в Государственной Думе во втором чтении принят аналогичный закон. В последнее время на самом высшем уровне предлагается создать некоего ";единого авиационного агента";, частную структуру по осуществлению международных грузовых перевозок, и наделить ее полномочиями государственных органов.
Отдельным видом негативной практики является коммерческая деятельность государственных органов. Так, например, при государственном таможенном комитете существует государственное унитарное предприятие ";Ростэк";, оказывающее услуги по таможенному оформлению грузов. По сути, критерий эффективности фирмы с таким профилем деятельности - минимизация уплаты таможенных пошлин.
А критерий эффективности таможенного комитета - максимизация доходов государства. Как видим, здесь есть противоречие. Удивительно, что государственные предприятия, а иногда и министерства (Министерство путей сообщения) выступают учредителями целого ряда коммерческих структур, а затем получают маленькую прибыль или не получают таковой вообще.
Необходима ревизия крупных коммерческих предприятий, учредителями или соучредителями которых выступают министерства, ГУП, акционерные общества с доминирующей государственной составляющей в структуре собственности, на предмет распределения доходов и выплаты дивидендов государству.
СЛОЖНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
ИЗБЫТОЧНОСТЬ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ИНСТАНЦИЙ
После прохождения стадии регистрации, зачастую сопряженной еще и с получением лицензии на определенный вид предпринимательской деятельности, фирмы попадают в сферу контроля и регламентирующей деятельности целого ряда бюрократических структур. С этого момента административные барьеры заключаются в проверках, за которыми следуют, как правило, либо штрафы и иные санкции за несоблюдение тех или иных требований и стандартов, либо прямое вымогательство. И то, и другое в конечном счете выражается для предприятий (особенно для малых) в потерях времени и денежных средств.
Потери времени легко выявить в ходе опроса предпринимателей малого бизнеса, при этом можно установить и степень ";назойливости"; тех или иных контролирующих государственных органов (см. табл. 1).
Таблица 1
РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ (доля опрошенных, %)
|
Реже одного раза в год |
Один раз в год |
Один раз в квартал |
Один раз в месяц |
Чаще одного раза в месяц |
";Не пом-нят"; |
Итого |
Пожарный надзор |
19,9 |
30,4 |
36,7 |
6,6 |
2,8 |
3,6 |
100 |
СЭС |
30,4 |
25,5 |
19,9 |
15,7 |
4,2 |
4,3 |
100 |
Регистрационная палата |
63,6 |
19,9 |
3,1 |
0,7 |
1,0 |
11,7 |
100 |
Лицензионная палата |
55,6 |
24,5 |
7,0 |
2,1 |
1,7 |
9,1 |
100 |
Архитектурное управление |
70,6 |
10,1 |
3,5 |
1,4 |
0,7 |
13,7 |
100 |
Налоговая инспекция |
15,4 |
30,4 |
27,6 |
8,4 |
14,0 |
4,2 |
100 |
Органы внутренних дел |
35,7 |
16,4 |
15,7 |
11,2 |
14,0 |
7,0 |
100 |
Таможенники |
69,6 |
4,9 |
2,8 |
2,4 |
1,7 |
18,6 |
100 |
Пенсионный фонд |
43,4 |
28,3 |
15,4 |
4,2 |
1,7 |
7,0 |
100 |
Рэкет |
35,0 |
1,4 |
8,7 |
34,3 |
2,8 |
17,8 |
100 |
Если допустить, что на одну проверку уходит примерно одинаковое время (что на практике, конечно, далеко не так) и совокупные потери времени на ";отпор"; проверяющим органам принять за 100%, то потери времени на разбирательство с налоговыми и правоохранительными органами вполне сопоставимы с рэкетом.
Проверки осуществляются примерно двадцатью различными инстанциями и происходят в течение всего года. На некоторых крупных предприятиях существуют специально выделенные помещения для проверяющих (то есть проверки осуществляются практически постоянно). Основными проверяющими инстанциями являются пожарный надзор, санитарно-эпидемио-
логический надзор, налоговая инспекция, лицензионная палата, пенсионный фонд и архитектурное управление.
Предметами повышенного внимания являются новые предприятия и предприятия малого бизнеса (как наиболее беззащитные перед вымогательством).
Основные проблемы, связанные с работой проверяющих инстанций можно сформулировать следующим образом:
Негативными последствиями действий подобного рода являются не только непосредственное усложнение условий ведения предпринимательской деятельности, дополнительные затраты сил и средств, но и фактическое узаконение незаконных финансовых операций с ";черными кассами"; (например, выплаты взяток проверяющим).