Ряд показателей позволяет оценить социальные сдвиги в структуре доходов и потребления, поскольку некоторые из них рассчитываются отдельно для разных категорий населения. Структура населения учитывается в расчетах таких важных показателей уровня жизни, как общественные фонды потребления и обеспеченность населения разного рода услугами, а также показателей потребления отдельных видов материальных благ. В них же находит отражение и учет влияния на благосостояние внешней среды, от которой зависят и ассортимент потребляемых товаров и услуг, и развитие тех общественных фондов, которые используются для организации отдыха.
При этом все показатели благосостояния связаны с материальным производством, так что сформулированные выше требования к анализу и прогнозированию уровня жизни в принятой системе его показателей в основном выполняются.
Предложения по комплексным расчетам уровня жизни до сих пор сводились к использованию либо дифференцированного баланса доходов и потребления, либо закрытой модели межотраслевого баланса.
Дифференцированный баланс заключительный плановый документ, для которого строятся все остальные модели. Он сам состоит из моделей, характеризующих в развернутом виде формирование доходов и потребления отдельных групп населения.
Доходы в дифференцированном балансе распределены по источникам в социальном разрезе и по отдельным группам населения, расходы по группам товаров. В них, кроме того, учтено потребление, непосредственно не связанное с денежными затратами. Население с данным уровнем душевого
денежного дохода дифференцировано по половозрастному составу. Расходы на отдельные товарные группы увязаны с уровнем дохода и с составом семей.
Все эти распределения контролируются итоговыми показателями (фондом заработной платы, фондом денежных доходов, суммой расходов, численностью семей и членов семей и др.), взятыми из соответствующих источников сплошной информации. Таким образом, дифференцированный баланс доходов и потребления представляет собой конкретизацию баланса денежных доходов и расходов, данных переписи населения, сведений о заработной плате, розничном товарообороте и др., осуществляемую на основе количественных взаимосвязей, выявленных по данным выборочных обследований бюджетных и единовременных.
Главным в балансе является дифференцированная характеристика доходов и потребления отдельных групп населения; модели же, с помощью которых она осуществляется, могут быть различными. Дифференцированный баланс не исчерпывает всех показателей уровня жизни, тем не менее его расчеты представляют большой практический интерес как для анализа, так и для прогнозирования благосостояния.
Особенно важно использовать этот баланс для распространения выборочных характеристик благосостояния на всю совокупность населения страны.
В обеих названных выше системах присутствует модель межотраслевого баланса. Это и понятно, ведь непроизводственное потребление составляет около 70% его конечного продукта.
Поэтому любые изменения в структуре и объеме потребления населения оказывают существенное влияние на весь конечный продукт, а через него и на межотраслевой баланс.
Потребление в основном зависит от доходов, уровень и распределение которых среди отдельных категорий населения в значительной мере служат функцией производства. Это на-20
водит на мысль использовать в расчетах потребления и уровня жизни закрытую модель межотраслевого баланса, связав в ней функционально доходы с объемами производства. Для решения закрытой модели межотраслевого баланса необходимо дополнить его матрицу а,у окаймляющей строкой коэффициентов доходов (а,д) и окаймляющим столбцом коэффициентов потребления (ад,).
По закрытой модели межотраслевого баланса можно рассчитывать варианты повышения уровня жизни, не выходящие за рамки экзогенно определенных производственных возможностей народного хозяйства. Однако расчеты эти можно проводить для небольшого периода времени, поскольку речь идет о статической модели.
Кроме того, для закрытия межотраслевого баланса пригодны лишь линейные зависимости объемов потребления от дохода и величин доходов от объемов производства.
Все рассмотренные системы моделей предполагают увязку показателей уровня жизни с возможностями материального производства. В связи с этим возникает вопрос: как следует осуществлять народнохозяйственные расчеты от производства или от потребления?
Весьма долго прогнозирование уровня жизни осуществлялось, в частности, в бывшем СССР, по остаточному принципу. Это значит, что с учетом прошлых темпов роста производства и национального дохода, т.е. от достигнутого, определялись возможные темпы роста и уровни национального дохода в перспективе, затем в национальном доходе обосновывалась часть, которую необходимо направить на капитальные вложения, на формирование резервов и прочих подобных нужд, т.е. фонда накопления.
Исходя из оставшейся части национального дохода, т.е. фонда потребления, формировался прогнозируемый уровень жизни. При этом отслеживались некоторые обязательные условия перспективного уровня жизни, как, например, увеличение или, по крайней мере, сохранение темпов роста заработной платы, опе-
режающие темпы роста общественных фондов потребления по сравнению с заработной платой, увеличение или сохранение темпов роста потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, жилищного строительства и т.д.
Прогнозирование уровня жизни от производства обосновывалось приматом последнего над потреблением. Это усиливалось тезисом об обязательном опережении темпов роста производства средств производства над темпами роста производства предметов потребления, поскольку первые первичны.
По мере необходимости решения различных проблем повышения уровня жизни (жилищного строительства, существенного повышения заработной платы, особенно минимальной, оплаты труда работников сельского хозяйства, пенсионного обеспечения и др.) все чаще приходилось отступать от производственного начала в прогнозе и обращаться к потребительскому принципу. В этом случае сначала определялись те потребности, удовлетворение которых остро необходимо в прогнозируемом периоде для решения соответствующей частной проблемы благосостояния. Затем рассчитывались уровни и структура производства, обеспечивающие удовлетворение соответствующих потребностей.
По мере появления межотраслевых балансов и совершенствования их расчетов складывалась возможность вариантных прогнозов уровня жизни в увязке с материальным производством.
Следующее важное положение концепции связано с прогнозированием распределений рабочих и служащих по размерам заработной платы.
В командно-административной системе СССР условия оплаты практически всех видов труда рабочих и служащих довольно жестко регламентировались государственными актами, поскольку практически единственной была общественная собственность на средства производства и почти все предприятия и организации были государственными. В связи с этим вариация размеров оплаты труда была ограниченной. Более того, из 22
социальных соображений (не всегда обоснованных) государство жестко контролировало дифференциацию работников по заработной плате и как следствие дифференциацию семей по доходу, ограничивая верхние уровни оплаты труда, замораживая максимум заработной платы, запрещая совместительство и т.д. Наконец, учитывая всеобщее действие законодательных актов по труду, прогноз заработной платы и доходов можно было повсеместно осуществлять прямым счетом, руководствуясь условиями оплаты труда тарифными сетками, ставками, должностными окладами и т.д.
Наконец, важное положение концепции прогнозирования от производства касается прогноза потребления. Он считался приемлемым, если росли душевые нормы, причем в пропорциях, приближавших общую структуру потребления к рациональной (преимущественные темпы роста потребления непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными, высококачественных пищевых продуктов по сравнению с общим потреблением продовольствия и т.д.).
При этом неизменно постулировалась стабильность розничных цен.
При переходе к рыночной экономике приведенные положения сложившейся в прошлом концепции прогнозирования уровня жизни в основном утрачивают свою силу.
Во-первых, начинать прогноз следует с основных характеристик благосостояния, а не с производства. Следует также сначала иметь представление о прожиточном минимуме в прогнозируемом периоде, что позволит правильно сориентироваться в прогнозе заработной платы и доходов, а также об уровне научно обоснованных потребностей, что необходимо для построения целевой функции прогноза.
Недопустимо также волюнтаристское ограничение дифференциации заработной платы и доходов. Разница в заработной плате и, как следствие, в доходах должна определяться только результатами трудовой деятельности.
Лишь три способа регулирования соотношения заработной платы и доходов остаются у государства законодательный минимум заработной платы, налоговая система и обеспечение социальных гарантий посредством разного рода пособий и компенсационных выплат. Но и с ними нужно обращаться очень осторожно, распространяя их преимущественно на неработающее население и в масштабах, не подрывающих стимулы к интенсивному труду.
То же самое относится и к установке, согласно которой прогноз потребления считается приемлемым лишь при заведомо заданных результатах его структурных изменений и при незыблемой стабильности цен. В новых условиях прогноз потребления должен быть результатом прогноза предыдущих показателей, в том числе и цен.
Исходя из этих соображений, схема альтернативного прогнозирования социально-экономических характеристик уровня жизни в условиях рыночной экономики может быть представлена в следующем виде (см. рис. 1).
Прогнозу предшествуют расчеты минимального и перспективного стандартов жизни. Первый нужен для обоснования минимальной заработной платы и компенсационных выплат (пособий), второй для формулирования целевой установки прогноза, с тем чтобы судить о возможном приближении к рациональной структуре потребления.
Расчеты осуществляются по моделям задачи диеты (6) и дифференцированных рациональных бюджетов (7).
Второй шаг прогноз распределения рабочих и служащих по заработной плате и семей по душевому денежному доходу. Первый осуществляется с учетом расчетов прожиточного минимума по моделям формирования заработной платы (1) или логарифмически нормальной модели (2), второй на основе прогноза распределения по заработной плате и также с учетом прожиточного минимума по моделям формирования семейного дохода (3) или логарифмически нормальной (4) или корреляционно-регрессионной (5) моделям.
Получать регулярную или даже единовременную информацию по совокупности, приближающейся к 140 млн единиц (численность населения России), можно лишь периодически и то по отдельным показателям. И чем больше перечень этих показателей, тем меньшая совокупность может быть обследована. Поскольку информация о благосостоянии населения должна содержать разнохарактерные сведения, репрезентативные и для страны в целом, и для ее отдельных районов, и для отдельных категорий обследуемых, сочетание сплошной информации по отдельным показателям с выборочной информацией по большинству других данных неизбежно. Методы преобразования распределений позволяют осуществить композицию сплошных данных об уровне жизни населения с выборочными (см. гл.
2).
На рис. 3 представлена схема источников информации об уровне жизни населения, подробная характеристика которых представлена в литературе.
Информация, используемая в моделях благосостояния населения, классифицирована в зависимости от степени охвата ею исследуемой совокупности.
Признаки 1-17 информации весьма важны, поскольку характер информации подчас определяет выбор той или иной модели для анализа и прогнозирования уровня жизни семей.
Вместе с тем сплошную информацию можно было бы подразделить еще и в зависимости от метода ее получения. Например, данные переписи населения представляют собой итог сведений, собранных и обработанных статистическими органами по определенной программе.
Отчетные же межотраслевые балансы сами являются расчетным документом, полученным на основе выборочных данных, хотя, в конечном счете, эти данные характеризуют всю совокупность (в частности, все непроизводственное потребление населения). Такой же характер носят данные о душевом потреблении важнейших продовольственных и непродовольственных товаров.
Они непосредственно не относятся к моделям благосостояния, но данные, полученные по ним, имеют исключительно важное значение для анализа, планирования и моделирования уровня жизни населения. Об этом свидетельствует и приведенная ниже матрица информационных потоков в моделях, используемых для расчета степени удовлетворения потребностей (см. табл.
1).
Таблица 1 Матрица распределения информационных потоков в моделях уровня жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Обозначения: 1 модели распределения работников промпредприятий по размеру заработной платы; 2 модели распределения семей и членов семей по душевому денежному доходу; 3 модели распределения семей и членов семей по душевому денежному и совокупному доходу; 4 модели распределения членов семей работников промпредприятий по потребительскому доходу; 5 модели распределения членов семей работников сельхозпредприятий по потребительскому доходу; 6 модели потребления семей рабочих и служащих; 7 модели потребления семей сельхозпредприятий |