Теоретический анализ свойств труда, их взаимодействия и роли в формировании результата трудовой деятельности осуществлен довольно тщательно и подробно в экономической теории. Практические же методы измерения качества труда, основу которого составляет его сложность (квалификация), до сих пор отсутствуют. Более того, можно предположить, что прямых измерителей такого рода не может быть, поскольку качество труда, равно как и эффект его воздействия на результат трудовой деятельности, понятие многомерное и слабо структуризованное, и потому может быть выявлено лишь косвенно, через какие-то внешние проявления, например, в виде структуры и текучести рабочей силы. Тем не менее и в многоукладной экономике, и в экономике с государственной собственностью на средства производства объективно происходит измерение качества труда и его эффекта.
Но в первом случае это осуществляется в значительной мере стихийно, через рынок рабочей силы, точнее соотношения спроса и предложения на нее, во втором же случае директивно государством, устанавливающим условия оплаты труда.
Действительно, в странах с многоукладной экономикой и с весомой долей частной собственности на средства производства государство, как правило, регламентирует лишь минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени (обычно в час). Все остальное регулирование осуществляется налоговой системой.
Вместе с тем оплата труда разного качества, минимальная заработная плата и система налогообложения время от времени меняются под воздействием таких объективных процессов, как текучесть рабочей силы, нехватка отдельных профессий, давление профсоюзов и пр.
В странах же с государственной собственностью на средства производства и с всеобъемлющим и жестким планированием отражение в заработной плате качества (сложности) труда и его эффекта осуществляется государством посредством установленных им условий оплаты труда. Эти условия также не остаются неизменными.
Под воздействием объективных факторов и их внешних проявлений (текучести рабочей силы и др.) государство вынуждено менять условия оплаты труда, иногда коренным образом. Однако происходит это почти всегда задним числом, после уже понесенного страной ущерба от устаревшего трудового законодательства.
Очевидно, в России еще долго будут сосуществовать предприятия, на которых сохранят действие методы учета качества (сложности) труда в его оплате, используемые как в многоукладной, так и в жестко планируемой экономике. На предприятиях первой группы будет действовать государственный минимум оплаты труда; все остальные его уровни будут определяться самим предприятием под воздействием складывающегося рынка рабочей силы. На предприятиях второй группы могут сохранить свое действие установленные государством условия оплаты труда.
Конечно, и рынок рабочей силы, и условия оплаты труда, в конечном счете, складываются под воздействием одного и того же принципа оплаты по труду. Но для моделирования заработной платы и ее распределения важно, каким образом они формируются как результат действия государственных актов или как проявление действия некоего экономического закона, выстраивающего уровни оплаты под воздействием рынка рабочей силы в соответствии с качеством труда.
В первом случае необходимо смоделировать заранее установленные условия оплаты труда, во втором найти метод количественного описания объективно действующего закона.
Все эти рассуждения применимы и к моделированию семейных доходов и их распределения. Здесь также нужно идти двумя путями: строить модели на учете факторов формирования семейного дохода в одних случаях и на оценке действия некоего объективного закона, в силу которого складывается устойчивая закономерность распределения семей по доходу, в других случаях.
В соответствии с вышеизложенным, целесообразно рассматривать два вида моделей распределения рабочих и служащих по уровню заработной платы. Первый (модель формирования заработной платы) основан на факторах формирования заработной платы как результате действия государственных условий оплаты труда. Этот вид модели применим к государственным предприятиям, целиком руководствующимся в оплате труда соответствующими государственными трудовыми актами.
Второй представлен логарифмически нормальной моделью, основанной на учете конечных результатов действия закона распределения по труду. Аналогичное деление применимо и к моделям распределения семей по доходу: модель формирования основана на учете факторов формирования семейного дохода, корреляционно-регрессионная и логарифмически нормальная модели отражают действие объективных законов формирования семейных доходов в конкретных условиях функционирования экономики.
Это условия оплаты труда, под которыми имеются в виду тарифные сетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники. Последние служат основанием для присвоения работнику определенного разряда, определяющего его квалификацию, т.е. его возможность выполнять работу определенной сложности.
Нужно также использовать действующие положения о премировании и прочих поощрениях за качественный и производительный труд. Необходимо знать об уровне производительности труда у сдельщика или о количестве отработанного времени у повременщика.
Таким образом, обобщающими факторами формирования заработной платы работника государственного предприятия являются условия оплаты труда и производительность труда у сдельщика, условия оплаты труда и количество отработанного времени у повременщика.
Когда же речь идет не только о заработной плате каждого отдельного рабочего и служащего, но и о распределении всех рабочих и служащих отрасли или народного хозяйства по ее уровню, то кроме указанных факторов необходимо учитывать отраслевую и народно-хозяйственную структуру рабочей силы. Действительно, в этом случае недостаточно знать величину тарифной ставки соответствующего разряда, а надо еще учитывать долю (число) рабочих этого разряда в общей численности работников отрасли.
Высокий в целом уровень заработной платы, например в угольной промышленности, только в том случае окажет влияние на народно-хозяйственное распределение заработной платы, если в этой отрасли занята значительная доля всех работающих.
Факторы, влияющие на распределение рабочих и служащих по уровню заработной платы в отрасли и в народном хозяйстве, можно систематизировать следующим образом:
- отраслевые (распределение работников на рабочих и служащих; рабочих на сдельщиков и повременщиков; рабо-
чих по разрядам, видам работ, условиям труда, размерам тарифных ставок, окладов и премий; рабочих-сдель щиков по проценту выполнения норм выработки; работников по размеру премий; рабочих по величине прочих доплат);
- народно-хозяйственные (распределение работающих по отраслям народного хозяйства, по районам страны).
На предприятиях и в организациях со свободным выбором системы оплаты труда (акционерных, кооперативных, частных и работающих на условиях аренды) государственными актами регламентируется только минимум оплаты труда и налоговая система. Выбор прочих условий осуществляет само предприятие, вернее, его трудовой коллектив. Однако в этом выборе, кроме минимума заработной платы, оно связано еще и с некоторыми ограничениями, объективно вытекающими из условий его производственной деятельности. В качестве такового может служить, например, средняя заработная плата, определяемая при заданной численности работников фондом оплаты труда, зависящим, в свою очередь, от объективных производственных возможностей предприятия.
Другим, в известной мере социальным, ограничителем может служить предел соотношения максимальной и минимальной заработной платы, ограничивающий структурные сдвиги в распределении заработной платы по мере роста всего фонда оплаты труда. Индивидуальные особенности формирования заработной платы определяются на предприятиях рассматриваемой группы с помощью так называемых межразрядных коэффициентов (МК). Однако приведенные выше соображения о мультипликативном законе формирования заработной платы, как отражении принципа материальной заинтересованности, позволяют уверенно утверждать, что в целом, в разных сферах деятельности закон больших чисел сводит разнородные соотношения к некоей средней величи-
не, определяемой в конечном счете принципом материальной заинтересованности, приобретающим конкретную форму на рынке рабочей силы. Задача моделирования в этом случае состоит в том, чтобы найти адекватное этому закону математическое выражение (математическую функцию) и использовать ее в расчетах, учитывая при этом упомянутые выше государственные ограничения.
Таким образом, факторами формирования заработной платы на предприятиях со свободным выбором системы оплаты труда являются уровень минимальной (или средней) заработной платы и МК.
Рассчитывать распределение по заработной плате целесообразно отдельно для государственных и прочих предприятий, находя адекватные им функции, и затем сводить полученные результаты воедино.
В дальнейшем, по мере роста доли предприятий с негосударственным экономическим укладом, все более весомым отраслевым фактором формирования распределения по заработной плате будет удельный вес в отрасли предприятий с государственной и негосударственной формами собственности.
Факторы формирования доходов семей. Из вышесказанного следует, что определяющую роль в формировании распределения по доходам играет распределение по заработной плате.
Вместе с тем в ряде случаев факторы формирования доходов имеет смысл рассматривать в семейном аспекте, имея в виду, что 4/5 населения страны семейные граждане.
Основные факторы формирования семейного дохода:
1. Заработная плата работающих членов семьи. По данным обследований, проводившихся ранее в России, доля заработной платы первых работников1 составляет более половины всей суммы денежных доходов семей рабочих и служащих.
Конечно, сейчас это соотношение изменилось, хотя наличие двух и более работников в семьях характерно и для современной России, причем 75% семей имеют по два и более работника. Поэтому при характеристике их доходов следует говорить о совокупной заработной плате семьи.
2. Прочие денежные доходы семьи. Их размер в основном зависит от величины пенсий, стипендий и пособий и от числа членов семьи, получающих эти виды доходов.
3. Бесплатные и льготные услуги населению. Денежными доходами не исчерпываются источники благосостояния населения. Определенную роль в формировании его жизненного уровня играют разного рода льготы и компенсационные выплаты (раньше их чаще называли общественными фондами потребления)
Зная, какими видами бесплатных и льготных услуг и в каких количествах пользуются те или иные группы семей, можно оценить влияние общественных фондов потребления на жизненный уровень и на его дифференциацию2.
4. Размер семьи. Он позволяет от полного денежного дохода перейти к душевому.
Поскольку при одном и том же полном доходе, но разном размере семьи на долю каждого ее члена приходится различная величина дохода, жизненный уровень таких семей неодинаков. Поэтому о действительной разнице в уровне жизни семей точнее судить по величине душевого дохода.
На предприятиях и в организациях с государственной собственностью на средства производства (назовем их предприятиями Р) действуют условия оплаты труда, установленные трудовым законодательством. Значит, процесс формирования заработной платы и ее распределения изначально в основном регламентирован.
Поэтому для предприятий Р в прогнозе может использоваться модель формирования заработной платы.
В ней заработная плата сдельщика определенного разряда конкретной профессиональной группы рассчитывается по формуле
\ = Зт, х *(ГМ х JH х п„р хПпДх К(Р), (42)
где Зп полный заработок сдельщика і-го разряда;
3Tj тарифный заработок сдельщика 1-го разряда;
единый межразрядный коэффициент;
К^)=-ЦК1хК2х...хК„,
где К\, Кі, Кп межразрядные коэффициенты, установлен
ные условиями оплаты труда,
Ун индекс выполнения норм выработки; ппр индекс премий;
пд индекс прочих доплат;
яр)
районный коэффициент заработной платы.
При расчете заработка повременщика вместо Jh должен использоваться J0B (индекс отработанного времени).
По формуле (42) осуществляется один шаг расчетов подсчитывается заработок сдельщиков каждой профессиональной группы и каждого разряда; последующие шаги состоят в сведении воедино этих шагов по предприятию, отрасли, народному хозяйству с подключением к ним окладов, соответствующих штатному расписанию.
Алгоритм расчетов первого шага состоит в подсчете тарифного заработка /-го разряда и последующем переходе к сдельному, основному и полному заработку. Шаг завершается процедурой пересчета распределения из расчетных интервалов в заданные.
Аналогичные шаги рассчитываются по всем другим разрядам и профессиональным группам. Затем результаты, полученные на каждом шаге, сводятся воедино.
Недостаток, связанный с громоздкостью этой модели, несколько сглаживают, во-первых, возможность использования компьютерной техники, во-вторых, прямой счет, не требующий каких-то специальных процедур. Конечно, проблема прогнозирования основных параметров (квалификационной структуры рабочей силы, распределения сдельщиков по проценту выполнения норм выработки, региональных изменений в распределении рабочей силы и др.) весьма сложна. С другой стороны, можно быть уверенным в работоспособности этой модели до тех пор, пока существуют предприятия с регламентированными условиями оплаты труда.
В этом случае модель с ее возможностями получать и анализировать поэтапное формирование заработной платы не имеет конкурентов, когда нужно имитировать влияние изменений в условиях оплаты труда на конечное распределение заработной платы, скажем, определить действенность соответствующей системы премирования или прочих доплат, либо каких-то других форм материального стимулирования. Последнее обстоятельство, пожалуй, главная причина, заставляющая сохранять модель формирования заработной платы в арсенале прогнозных моделей, несмотря на ее указанные выше недостатки.
Как уже указывалось, законодательные акты по труду, кроме минимума заработной платы и налоговой системы, необязательны для предприятий с коллективной и частной собственностью на средства производства (предприятия С).
Для моделирования заработной платы работников этого сектора необходимо найти нечто общее, что предопределяет их распределение по оплате труда независимо от выбранной формы этой оплаты. И это общее принцип оплаты по труду.
Этот принцип осуществим лишь при мультипликативном увеличении заработной платы по мере роста количества труда и, что еще важнее, его сложности (квалификации), т.е. когда материальное стимулирование за каждый дополнительный фактор эффективности труда пропорционально всему ранее достигнутому уровню его оплаты.
Как было показано ранее, интерпретация заработной платы как мультипликативно формирующейся случайной величины позволяет использовать логарифмически нормальную функцию для аппроксимации ее распределения. Если обозначить заработную плату через х9 то функция распределения и функция плотности вероятности логарифмически нормального распределения для In х записывается так:
(lnJC|-ln*)^
1 fax ГТ f(ln;c) =--J= \ e 2abx
Оіпх\2тс -oo
_2 (43)
(ІП-У/-ІПЛГ)
/(ln*) =--f==e 22'* ,
CT,n,V27t
где
Х(ІПХ, -lnx)2
2
In х
(44)
гдeNчисло наблюдений.
Анализ распределения работников по уровню заработной платы, осуществленный для разных стран как с плановой, так и с рыночной экономикой, подтвердил универсальный характер логарифмически нормальной функции при аппроксимации этих распределений. По странам различаются некоторые характеристики кривой (крутизна, хвостатость и др.), но не сам вид кривой.
И это вполне понятно, ведь универсальным является принцип материальной заинтересованности, положенный в основу таких распределений при любой форме экономических отношений. Волевое вмешательство в этот принцип, время от времени осуществлявшееся в бывшем СССР, могло временно нарушить закон, исказить кривую распределения, но проходило сравнительно немного времени, и объективный закон оплаты по труду, пробивающий себе дорогу через нехватку отдельных профессий, текучесть рабочей силы, падение роста производительности труда и прочие шумы в экономической системе страны, снова торжествовал. Тем более уверенно можно предположить его торжество в условиях, когда волюнтаристское вмешательство в формирование заработной платы со стороны государства резко ослабевает или вовсе исчезнет.
Тогда логарифмически нормальный закон распределения будет наиболее адекватной формой проявления принципа материальной заинтересованности.
При использовании логарифмически нормальной функции в прогнозировании распределения по заработной плате нужно задать для прогнозируемого периода два параметра in* и с1п,.
Как уже указывалось, регулярное воздействие государства во всех экономических укладах сохранится применительно к минимальной заработной плате (хт;п), за пределами которой законодательный минимум оплаты труда не распространяется (ученики, не проработавшие полный месяц, бракоделы и др. категории, которые, по закону, могут получать меньше минимума). Величины 5, хт{п, а обосновываются ЛПР (лицом, принимающим решения), осуществляющим прогноз заработной платы.
Им же может быть достаточно достоверно осуществлен прогноз средней заработной платы, связанной с производительностью труда, фондом потребления в национальном доходе и другими глобальными показателями, поддающимися более или менее уверенному прогнозу (ниже мы вернемся к методике обоснования этих показателей).
В этом случае параметры логарифмически нормального распределения заработной платы могут быть получены из системы
Так, если в итоге расчета окажется, что причиной бедности в основном является многодетность, можно рассчитать размер пособия, необходимого на каждого ребенка в семье для поддержания ее минимального социального уровня.
Глобальный расчет распределения семей по доходу может быть осуществлен двумя путями по логарифмически нормальной модели и корреляционно-регрессионным методом.
Применение логарифмически нормальной модели в расчетах распределения семей по доходу естественное продолжение логарифмически нормальной гипотезы распределения заработной платы.