гарантирование страхования экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;
прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;
выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т.д.
После Второй мировой войны, чтобы воспрепятствовать вывозу стратегических товаров в коммунистические страны, был создан КОКОМ, в который входили все государства НАТО, а также Япония и Австралия.
* КОКОМ Координационный комитет по контролю за экспортом.
КОКОМ был распущен весной 1995 г., а его место заняли Вассенаарские договоренности, вступившие в силу в июле 1996 г. Участниками нового механизма экспортного контроля стали, помимо государств членов прежнего КОКОМ, страны Восточной Европы, Республика Корея и Аргентина. Договоренности учитывают интересы России, против которой еще недавно были направлены кокомовские ограничения. В частности, не устанавливаются так называемые «черные списки» стран, для которых должны существовать экспортные ограничения, на чем настаивали США.
Вместе с тем при ввозе товаров и технологий двойного назначения в страны, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей, их получатель берет на себя соответствующее обязательство, оформляемое импортным сертификатом.
Как указывается в Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт из России и импорт в нее осуществляются без количественных ограничений. Последние могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ.
Существующие ограничения можно разделить на следующие категории: ограничение курса экспортеров, которым разрешается вывозить данный товар; ограничение количества товара, которое разрешено вывозить из России (квотирование); соблюдение специальных условий, исключающих возможность нанесения ущерба национальным интересам в результате экспорта.
Количественные ограничения экспорта вводятся с целью предотвращения опустошения внутреннего рынка в условиях, когда реализация товара за рубежом выгоднее, чем внутри страны, а также чтобы исключить избыточное предложение данного товара на мировых рынках, которое может резко снизить цены и улучшить условия торговли.
Количество экспортеров, которым разрешается работать с определенным видом товара, до сих пор ограничивалось в двух случаях. Экспорт так называемых стратегически важных сырьевых товаров (в этот список входили нефть, нефтепродукты, природный газ, электроэнергия, древесина хвойных пород и др.) мог осуществляться только предприятиями и организациями, зарегистрированными для данной цели Министерством внешних экономических связей (спецэкспортеры). Согласно постановлению Правительства РФ № 758 от 1 июля 1994 г. такие товары могут вывозиться только по зарегистрированным контрактам. Однако указ Президента РФ № 245 от 6 марта 1995 г. упразднил институт спецэкспортеров с 25 марта 1995 г. С этой даты от предприятий, вывозящих данные товары, не требуется регистрации. Тем не менее сохраняется введенный с 1 июля 1994 г. порядок, в соответствии с которым для вывоза большинства товаров (за исключением нефти, но включая природный газ) требуется обязательная регистрация контракта.
Регистрация осуществляется уполномоченным Министерства промышленности и торговли РФ в регионах по месту нахождения экспортера или по месту регистрации организации владельца товара.
В настоящее время осталась одна категория продукции, право экспорта которой закрепляется за определенными организациями, т.е. свободная реализация ее запрещена. Внутри Российский Федерации правом ее использования обладают потребители, имеющие на это специальное разрешение. Из процесса распределения прав на экспорт такой продукции аукционы исключены.
Данный режим распространяется на продукцию военного назначения, ракетное топливо, яды и наркотические вещества, взрывчатые вещества и другие предметы по совершенствованию вооружения.
Действовавшая до настоящего времени система квотирования и лицензирования российского экспорта и импорта была определена постановлением Правительства РФ № 854 от 6 ноября 1992 г. Однако в соответствии с указом Президента РФ № 1007 от 23 мая 1994 г. с 1 июля 1994 г. отменено квотирование экспорта всех товаров за исключением тех случаев, когда оно необходимо для выполнения международных обязательств России. С 1 января 1995 г. упразднены квоты и лицензии на экспорт нефти и нефтепродуктов, а также таможенные льготы для их экспортеров. С 1 июля 1994 г. были введены квоты на экспорт карбида, кремня, нитрата алюминия, нитей и пряжи, тканей, одежды, необработанного алюминия и др.
С 1 февраля 1996 г. прекращено квотирование и лицензирование экспорта алюминия.
Экспорт определенных категорий товаров, хотя и не ограничивается жесткими количественными лимитами, тем не менее нуждается в специальном разрешении. К ним относятся, во-первых, специальные товары, вывоз которых может нанести ущерб национальным интересам России (например, истощить запасы, лишить страну уникальных экземпляров или предоставить иностранным конкурентам сырье для организации производства, возможного лишь благодаря наличию уникальных местных условий), и, во-вторых, товары военного и двойного назначения, экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности.