В соответствии с российским законодательством экспортно-импортные операции должны производиться только через коммерческие банки, имеющие генеральную лицензию на проведение банковских операций. Тем самым государство в рамках внешнеэкономической деятельности принимает на себя определенные страхующие функции, которые защищают не только государство от незаконного вывоза средств из страны, но и коммерческие банки.
Надо отметить, что если в период начала экономических реформ внешняя торговля России развивалась исходя из ее либерализации и постепенного сокращения валютных ограничений, то в современных условиях приоритеты в валютной политике меняются. На смену более льготному режиму внешнеэкономической деятельности приходит режим жесткого административного регулирования внешней торговли. Адекватный валютный контроль за всеми валютными потоками и внешнеэкономическими операциями призван в максимальной степени смягчить последствия существенной девальвации российского рубля.
Проводимая в условиях жесточайшего финансового и валютного кризисов политика множественности валютных курсов направлена на ограничение операций участников валютных сделок.
Введена 75%- я продажа предприятиями-экспортерами валютной выручки.
Таким образом, Центральный банк РФ и Правительство РФ последовательно устанавливают контроль за всеми валютными потоками и внешнеэкономическими операциями.
Конечной целью перехода к административному регулированию валютного рынка является необходимость избежать дефорта по долгам Лондонскому и Парижскому клубам кредиторов, так как отказ от этих обязательств означает для страны юридическое оформление ее банкротства.
Вместе с тем у валютного администрирования имеется существенный недостаток его нельзя применять длительное время. Выкачивание валюты из экспортеров и импортеров в долгосрочной перспективе может привести к потере эффективности внешнеэкономических операций, сжатию этого рынка и, как следствие, к потере последних источников валюты для казны.
5.7. Банковские услуги во внешней торговле
Банковские услуги во внешней торговле могут быть классифицированы следующим образом:
а) при обмене товарами:
получение и предоставление банковской информации;
публикация полученной информации;
предоставление гарантий;
открытие документарных аккредитивов;
взыскание платежей по поставкам товаров (документарное инкассо);
получение акцептов, дисконтирование и предъявление векселей;
фьючерсные валютные сделки;
осуществление расчетов;
б) при обмене услугами:
осуществление расчетов;
осуществление расчетов, связанных с заграничными поездками;
в) при движении капиталов:
купля-продажа и эмиссия ценных бумаг;
приобретение акций.
Правовой основой внешнеэкономической деятельности являются Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., Таможенный кодекс РФ; Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др. В развитие законодательных норм на межведомственном и ведомственном уровнях были приняты Инструкция ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20/10283 от 12 октября 1993 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», Инструкция ЦБ РФ № 30 и ГТК России № 0120/10538 «О порядке осуществления валютного Контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. и др. Законодательными нормами являются также двух- и многосторонние торговые соглашения. Они регулируют экономические связи между двумя государствами или пути решения принципиальных проблем в рамках сообществ государств (соглашения Европейского союза).
Выделяют также документы международных организаций, например, Единые принципы и правила работы с документарными аккредитивами, Международной торговой палаты в Париже и др.
Экономические, юридические, языковые и политические проблемы, связанные с удаленностью внешнеторговых партнеров друг от друга, обусловливают значительное количество рисков при осуществлении внешнеторговых операций, страхование от которых производится в зависимости от вида и размера внешнеторговой сделки.
В целом риски подразделяются на политические и экономические.
Задачей фирм, действующих в области внешней торговли, является, следовательно, принятие в рамках соответствующей политики управления рисками таких мер, которые бы либо уменьшили риски по каждой отдельной торговой сделке, либо переложили их на контрагентов, либо позволили учесть их при формировании собственных финансовых резервов.
Возможными мерами по страхованию от рисков являются, в частности, следующие:
заключение четких контрактов между торговыми партнерами с использованием международной формы торговых условий, установленных Международной торговой палатой (Инкотермс);
согласование принятых в международной практике условий платежа;
страхование поставок и платежей путем использования принятых в международной практике внешнеторговых документов;
привлечение имеющих международную репутацию кредитных институтов;
заключение сделок, обеспечивающих страхование на случай возможных потерь от колебаний курсов (фьючерсные сделки);
заключение сделок по страхованию экспортных кредитов.
Технические предпосылки. Для осуществления внешнеторговых операций должны быть созданы необходимые технические предпосылки. К ним относятся: установление корреспондентских соглашений между банками; обмен контрольными документами; обмен информацией с помощью международной системы СВИФТ.
Корреспондентские отношения между банками при проведении внешнеэкономических операций могут быть двух видов (см. 5.1).