В 1993г. Минская группа предложила график постепенного урегулирования, а именно: применения мер по выводу войск с оккупированных территорий, реставрации транспорта и коммуникаций, обмена пленными, беспрепятственному доступу в регион международной гуманитарной помощи, прекращению огня под наблюдением ОБСЕ и проведению Минской конференции. Эти договоренности не были приняты.
Однако враждующие стороны согласились 12 мая 1994г. принять решение о прекращении огня, предложенное Российской Федерацией. С тех пор, за исключением несколько инцидентов, соглашение выполняется.
В сентябре 1994г. страны-участницы ОБСЕ, видя положительные сдвиги в разрешении конфликта, начали изучать возможность организации присутствия миротворческих сил в регионе в рамках Главы III Хельсинского документа 1992г., который дал ОБСЕ мандат на проведение операций по поддержке мира. Консенсус не был достигнут по вопросу о «третьей силе» в миротворчестве, но в декабре 1994г. саммит в Будапеште принял решение об усилении роли ОБСЕ в разрешении данного конфликта. Россия стала одним из государств, возглавляющих Минскую группу, посреднические усилия были увеличены и страны-участницы объявили о своем намерении обеспечить - на основе резолюции Совета Безопасности ООН - присутствие в Нагорном Карабахе многонациональных миротворческих сил, следуя соглашению враждующих сторон о прекращении конфликта.
Планирующая группа была создана в Вене для принятия рекомендаций, касающихся таких сил.
Венская группа приняла концепцию, касающуюся многонациональной миротворческой миссии ОБСЕ в Нагорном Карабахе, представленную председателю ОБСЕ 14 июля 1995г. Она включала в себя четыре варианта, три из которых предполагали введение как вооруженных сил, так и присутствие невооруженных наблюдателей в количестве от 1500 до 4500 человек, четвертый же предполагал присутствие только невооруженных наблюдателей. В настоящее время Венская группа проводит работу по адаптации вариантов к сегодняшнему положению дел в регионе.
В августе 1995г. был назначен личный представитель председателя ОБСЕ по конфликту, связанному с Минской конференцией ОБСЕ. Его задача - информирование председателя по вопросам, связанным с Нагорным Карабахом (особенно по достижению соглашения о прекращении вооруженного конфликта и созданию условий для размещения миротворческих сил ОБСЕ), ассистирование Венской группе, помощь сторонам во введении и развитии мер по укреплению доверия, налаживании прямых контактов, предоставление отчета о действиях в регионе и сотрудничество по мере необходимости с представителями ООН и другими международными организациями в Нагорном Карабахе. Офис представителя расположен в Тбилиси с филиалами в Баку, Ереване и Степанакерте. Ему помогают пять служащих.
Большинство времени уделяется наблюдению за контактами сторон.
В 1996г. на саммите в Лиссабоне председатель ОБСЕ сделал заявление, поддержанное всеми странами-участницами за исключением Армении. В заявлении говорилось, что три принципа должны быть положены в основу соглашения по конфликту в Нагорном Карабахе - территориальная целостность Армении и Азербайджана, определение правового статуса Нагорного Карабаха на основе самоопределения и присвоение Карабаху самой широкой автономии в рамках Азербайджана, а также гарантия безопасности всего населения региона.
В 1997г. председатель решил расширить состав сопредседательствующих стран по данному вопросу, добавив Россию, Францию и США. Сопредседатели выдвинули новую мирную инициативу, состоящую из двух ступеней - демилитаризацию линии фронта и возвращение беженцев, а затем принятие решения о статусе Нагорного Карабаха. Инициатива провалилась из-за разногласий сторон. В 1998г. сопредседатели Минской конференции усилили попытки по выдвижению предложений, приемлемых для обеих сторон.
Однако до сегодняшнего времени дело не продвинулось дальше формальных переговоров.
2.4.МИССИЯ ОБСЕ В МОЛДОВЕ.
Миссия была создана 4 февраля 1993г. и начала свою работу в Кишиневе 25 апреля 1993г. 13 февраля 1995г. был открыт филиал в Тирасполе. Персонал миссии насчитывает восемь человек. Задачей миссии является создание всеобъемлющих рамок для диалогов и переговоров и помощь сторонам в конфликте при их проведении, а также достижение осознания особого статуса Приднепровского региона. Она информирует о ситуации в регионе, включая военную ситуацию, и расследует особые случаи нарушения соглашений.
Миссия также работает над выполнением соглашения о полном выводе российских войск из страны и наблюдает за действиями совместных трехсторонних миротворческих сил, состоящих из молдавских, приднепровских и российских войск. 20 июля 1994г. миссия достигла соглашения с Совместной Комиссии по Контролю (органом, управляющим зоной безопасности, установленной между Приднестровьем и Молдовой), по которому было разрешено свободно передвигаться в зоне при расследовании инцидентов и участвовать в заседаниях Комиссии. Соглашение было возобновлено в сентябре 1997г.
На основе принципов сотрудничества с Комиссией миссия внесла свой вклад в организацию миротворческих операций, проводимых СКК. Вклад включал в себя закулисное посредничество, когда работа Комиссии заходила в тупик, создание новых процедурных правил для заседаний СКК и консультации с военным командованием совместных сил.
В дополнение к этому миссия обеспечивает поддержку в соблюдении прав человека и прав меньшинств, в демократической трансформации и репатриации беженцев. Так, например, миссия содействовала правительству Молдовы в выработке закона о языках, а также расширила свои посреднические полномочия в сферах, связанных с чувствительными для сторон вопросами, такими как образование и транспорт, внесла вклад в проведение парламентских и президентских выборов в Молдове.
Одной из главных задач миссии является содействие в определении особого статуса Приднестровского региона. Хотя окончательное и полное соглашение пока еще не достигнуто, встречи президента Молдовы и лидера Приднестровья привели к заключению 5 июля 1995г. соглашения о неприменении силы и экономического давления. Соглашение было подписано двумя сторонами, а также представителем России и главой миссии ОБСЕ.
8 мая 1997г. президенты Молдовы, России и Украины подписали вместе с лидером Приднестровья и председателем ОБСЕ Меморандум по основам нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, в котором обе стороны конфликта заявили, что их цель - консолидация, как можно скорое определение статуса их отношений, статуса Приднестровья и разделение компетенций.
В 1998г. работа миссии удовлетворила все стороны, которые выразили надежду, что ОБСЕ будет продолжать свою деятельность. Миссия была представлена на молдавской встрече в верхах в Одессе 19-20 марта 1998г., где стороны обсуждали текст «Мер по укреплению доверия и развитию контактов» и «Протокол о некоторых приоритетных шагах в достижении политического согласия по приднестровской проблеме». Было также принято соглашение по российской военной собственности в восточной Молдове.
Миссия продолжает содействовать сторонам в переговорах всех уровней.
2.5.МИССИЯ ОБСЕ НА УКРАИНЕ.
Миссия начала свою работу 24 ноября 1994г. Штаб-квартира ее расположена в Киеве, а в апреле 1996г. открыто отделение в Симферополе.
Миссии было доверено установление контактов с властями и политическими институтами, а также представителями различных общин с целью сбора информации, помощи в предотвращении разногласий и повышения взаимопонимания. Задачей миссии также является предоставление регулярных отчетов обо всех аспектах ситуации в автономной Республике Крым, о факторах, влияющих на ситуацию и работа по поиску разрешения проблем в этой области. Миссия способствует соблюдению принципа свободы информации и готовит отчеты о ситуации с правами человека и соблюдением прав национальных меньшинств в Крыму.
С начала своего существования наибольшее внимание в своей работе миссия уделяет вопросу статуса Крыма как автономной части Украины. Круглый стол, организованный в Локарно в мае 1995г. по инициативе ОБСЕ, внес ощутимый вклад в продвижение диалога между властями Киева и Симферополя по решению данной проблемы. Миссия также принимала участие в организации круглого стола в Голландии в марте 1996г. с целью согласования конституций Крыма и Украины.
Многое в работе миссии связано с вопросами многонациональности Крыма и с возвращением в Крым более 250 тысяч выселенных людей и их потомков, подавляющее большинство которых составляют крымские татары. Круглый стол, организованный при помощи миссии в Ялте в сентябре 1995г., помог в нахождении путей разрешения связанных с этим проблем. С тех пор миссия, тесно сотрудничая с другими международными организациями, наблюдает за выполнением украинских законов о гражданстве крымских татар, а также сотрудничает с украинскими и узбекскими властями в вопросах, касающихся сохранения узбекского гражданства, которые затрагивают около 65 тысяч крымских татар.
В июне 1998г. вторая международная конференция по пожертвованиям выделила несколько миллионов долларов для помощи в реинтеграции бывших депортированных. Это часть процесса содействия.