2.10.СВЯЗНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБСЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
Созданное 16 мая 1995г. решением Постоянного Совета, это отделение начало работу в Ташкенте в июне 1995г. Кроме главы отделения, в него входят два эксперта по гуманитарным вопросам и эксперт по экономике и экологии. Отделение было создано, чтобы более прочно связать пять стран Центральной Азии - участниц ОБСЕ с этой организацией. Оно проводит работу по выполнению принятой в 1992г. специальной инициативы ОБСЕ для Центральной Азии.
Задачи отделения - обеспечение институтов ОБСЕ информацией о регионе, поддержание связей с местными университетами, исследовательскими институтами и неправительственными организациями, содействие соблюдению принципов ОБСЕ, помощь в организации региональных семинаров ОБСЕ и подготовке визитов делегаций ОБСЕ высокого уровня.
Отделение организовало семинары ОБСЕ по региональной безопасности и укреплению доверия, по проблеме транспортировке наркотиков и предотвращению преступлений, региональным экологическим проблемам, соблюдению прав человека и проблемам Аральского моря.
2.11.ЦЕНТРЫ ОБСЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
23 июля 1998г. Постоянный Совет принял решение о создании трех новых центров ОБСЕ в Алма-Аты, Ашгабаде и Бишкеке. Открытые в начале 1999г., центры проводят работу по обеспечению соблюдения принципов ОБСЕ, а также по поддержке сотрудничества между Казахстаном, Туркменистаном и Киргизией в рамках ОБСЕ.
Особое значение уделяется вопросам экономической, социальной, экологической и политической безопасности региона.
Центры расширяют контакты и обеспечивают обмен информацией между институтами ОБСЕ и странами Центральной Азии - участницами ОБСЕ, а также помогают сотрудничеству стран с другими международными организациями и институтами. Они поддерживают тесные связи с местными властями, университетами, исследовательскими институтами и неправительственными организациями.
Как видно, миссии ОБСЕ охватывают весьма широкую сферу деятельности, начиная от контроля за выполнением различных соглашений и заканчивая помощью полиции. Вопрос об эффективности деятельности миссий является вопросом рамок полномочий ОБСЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ОБСЕ действует на обширной территории, в основном в регионах, ставших ареной конфликтов и вооруженных столкновений в результате крушения социалистической системы и Советского Союза. Именно к таким относятся бывшие советские республики и, в большой степени, балканские страны. На сегодняшний день можно говорить о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на его активность и наличие разветвленной системы органом, все же неэффективен в предотвращении потенциальных конфликтов. Тем не менее, анализ миссий ОБСЕ показывает, что организация действует очень гибко и мобильно, и что вопрос эффективности ее действия, возможно, связан с ограниченностью ее полномочий.
К тому же мир вновь дал понять, что вопросы конкретных политических амбиций и военно-стратегических интересов по-прежнему стоят выше, чем абстрактная «всеобщая безопасность». Тем не менее, ОБСЕ может сконцентрировать свои усилия в других направлениях, как, например, экологическом или борьбы с преступностью, а также постконфликтной реабилитации, раз уж механизм предотвращения конфликтов оказывается пока недееспособным.
1 "Компас", №50, 12.12.96г.
2 Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.
3 Там же.
4 Фридмен Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 2, 1995.
5 Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.
6 Создание новой системы европейской безопасности и роль международных организаций. М.,1996.