1. Идея Евро берет свое начало в середине сороковых годов и принадлежит поколению юношей и девушек, достигших совершеннолетия вскоре по окончании Второй Мировой войны. Идея обманчиво проста: если между странами Европы будут созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи, новый военный конфликт на континенте станет невозможен. - отмечает видный экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1999 год Роберт Р. Манделл. Он - автор идеи глобализации мировых валют и отчасти считает себя "отцом евро", так как именно его теория частично легла в основу валютной интеграции стран ЕС.
Наконец-то Европа стала едина. Но вот незадача: при таком единении приходится оперировать несколькими валютами. При этом расходы по конвертации в пределах объединенной Европы составляют от 15 до 21 миллиарда ЭКЮ в год (около 18-24 миллиардов долларов). Зачем тратить такие деньжищи? Кроме экономии объединение валют сулит странам-участникам элементарное удобство.
Кредитовать, собирать налоги и бороться с инфляцией станет несоизмеримо легче, когда в ЕС будет один-единственный центральный банк, а не 15, как сегодня.
Идем дальше. Сами товары и услуги станут дешевле: сократятся издержки производства. Деньги станут крутиться быстрее.
Отремонтированная экономика Европы, как магнит, будет притягивать к себе инвестиции и технологии со всего мира. Для европейских финансистов и бизнесменов наступит пора расцвета. Страны ЕС ожидает небывалый экономический подъем...
Исходя из упомянутых выше соображений, с 1 января 1999 года, на основании Маастрихтского соглашения, некоторые страны-участницы ЕС объединились в новое финансовое сообщество - Европейский Валютный Союз (ЕВС), при условии, что они будут соответствовать "критерию слияния", включающему ряд экономических показателей.
*Однако, некоторые страны, хотя и соответствуют "критериям слияния", тем не менее, пока воздерживаются от вступления в ЕВС.
Валютой платежа стран - участниц ЕВС - Евро (EURO). Код валюты (по стандартам ISO) - EUR 1 EURO = 100 EURO cent. Начальный курс евро устанавливается в соотношении: 1 евро =1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 года).
С 1 января 1999 года расчетная единица Европейского Сообщества - ЭКЮ - упраздняется. Соответственно, все ссылки на ЭКЮ в юридических документах заменяются ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитываются в евро в указанном соотношении.Одновременно окончательно фиксируются курсы пересчета национальных валют стран ЭВС к евро .
Установлены специальные процедуры пересчета в евро средств в замещаемых национальных валютах, позволяющие избежать курсовой разницы из-за погрешностей округления. Банки стран - участниц ЭВС договорились между собой осуществлять конверсию средств в национальных валютах в евро и наоборот без взимания комиссионных и предоставлять выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте.
Символ Евро выглядит как буква Е с двумя параллельными поперечными линиями. Такое изображение навеяно греческой буквой "эпсилон" и первой буквой в слове Европа. Параллельные линии символизируют стабильность Евро.
Как и любая валюта, Евро будет представлена в виде банкнот и монет.
На обратной стороне каждой из банкнот обязательно нарисован мост, как метафора общения людей в Европейском сообществе и за его пределами. Окончательный дизайн был утвержден в декабре 1996 года в Дублине. Все банкноты имеют особую защиту от подделок.
Общая для всех монет лицевая сторона, представляет карту Европейского Сообщества на фоне поперечных полос, к которым приложены звезды Европейского флага. Монеты в 1,2 и 5 центов делают акцент на место Европы в мире, в то время как монеты достоинством 10, 20 и 50 Евро представляют Европу как Объединение наций. Монеты 1 и 2 Евро изображают Европу без границ.
Окончательный дизайн был согласован на Заседании Европейского Совета в Амстердаме, в июне 1997.
Наконец, евро получит свой логотип, который уже зарегистрирован международной организацией по стандартизации и ныне вводится в наборные панели компьютеров, обменные коды компьютерных систем и в Интернет.
После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью
3.ЕВС разработал трехступенчатую программу для стран, вводящих единую валюту в обращение (см. хронологическую таблицу внизу).
Для того, чтобы люди адаптировались к новым ценам , распространялись брошюры с описанием нового денежного кода. These pages will include some relevant texts and experiences in this field. В связи с широким использованием Интернета в странах-членах ЕВС в каждой из стран была создана страничка на национальном сайте страны, дающая полную информацию, касающуюся евро.
Испанская пресса для приобщения общественности к евро например прибегает к следующим уловкам:
*словосочетание « европейская валюта» включает в себя понятия свободы , свободной торговли, модернизации..
* словосочетание «единая валюта» имеет под контекст экономической рациональности, торговли, финансового менеджмента.
* словосочетание «общая валюта» включает в себя социальные ценности , равноправие, sharing.
По мнению испанских психологов, применение выше перечисленных выражений в данных подтекстах сможет крепко осесть в подсознаниях людей ,и ,при упоминании евро у них будут возникать положительные ассоциации, связанные с равноправием, экономической рациональностью, модернизацией, свободой.
Чтобы выяснить отношение населения ЕВС к евро, были проведены несколько опросов и экспериментальных тестов , (например Евробарометр-47, исследования компании KPMG)
По данным недавно проведенного во всех странах ЭВС исследования компании KPMG, 11% респондентов считают, что важнейший шаг, который необходимо предпринять их правительству - организация просветительских мероприятий в целях повышения доверия к евро среди населения (в Германии данный показатель составляет 18%).
Проведенное KPMG исследование по выявлению степени готовности корпораций к введению евро показало, что всего 53% респондентов планируют опубликовать отчет об итогах 1999 финансового года в евро.
Успех (или провал) новой валюты во многом зависит от осведомленности и психологических установок экономических операторов; от того, насколько быстро они смогут выработать навыки и привычку работы с евро. В связи с этим была организована соответствующая информационно-разъяснительная работа. Она должна вестись в тесном сотрудничестве с органами ЭВС.
Информационная работа была развернута на нескольких уровнях: федерального правительства, региональных администраций, профессиональных ассоциаций и непосредственно банков и предприятий.
Очевидно , что информационные стратегии по продвижению евро не могут быть одинаковыми для всех Европейских стран, а должны ориентироваться на условия окружающей среды , культурные особенности каждой страны.
Европейский Комитет по защите прав потребителя создал группу, работающей над планом введения евро в наличное обращение. Для того, чтобы повысить доверие граждан к евро, были предприняты следующие меры: