Образование полтора года назад Экономического и валютного союза, ЭВС, объединившего 11 европейских стран - Германию, Францию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Австрию, Италию, Испанию, Португалию, Финляндию и Ирландию, - сопровождалось широчайшей рекламной кампанией, однако конкретные механизмы функционирования новой экономической группировки остались за кадрами многочисленных роликов о перспективах единой европейской валюты. В данной статье мы попытаемся хотя бы в общих чертах разобраться с тем, каковы основные принципы проведения монетарной политики в странах Западной Европы.
В первую очередь, отметим, что характерной чертой проведения монетарной политики в европейских странах в последние два десятилетия стал переход к более активному управлению ликвидностью, сопровождавшийся изменением роли и масштабов использования основных инструментов денежной политики. Сокращение резервных требований и снижение объема кредитных операций в большинстве стран компенсировалось усилением роли операций на открытом рынке, отличающихся большей гибкостью, широким выбором инструментов и прозрачностью посылаемых рынку сигналов относительно направления монетарной политики.
Отмена валютного контроля в большинстве европейских стран в 80-е годы обусловила возрастание роли процентной политики как средства воздействия на либерализованные финансовые рынки. В настоящее время центробанки практически всех европейских стран, за исключением Швейцарии, используют процентные ставки в качестве оперативного средства проводимой денежной политики. В отличие от США, Японии, Канады и Австралии, где ключевой переменной является процентная ставка по однодневным межбанковским кредитам (overnight), в большинстве европейских стран используется ставка (tender rate) по операциям репо.
Стимулированный центробанками стремительный рост рынка репо способствовал широкому распространению операций по продаже ценных бумаг с совершением обратной сделки на следующий день в качестве основного инструмента управления ликвидностью. Позднее других к использованию обратных сделок при проведении монетарной политики перешли Банк Англии, традиционно опирающийся на переучет векселей, и Национальный Банк Швейцарии, использующий в качестве ключевого инструмента валютные свопы.
К обычным операциям на вторичном рынке как источнику денежных средств чаще других обращаются центральные банки Италии, Франции и Бельгии, где велик рынок долгосрочного капитала, а за пределами Европы - США и Японии. Размещением собственных или правительственных бумаг на первичном рынке занимаются Бундесбанк, Банк Нидерландов, Банк Англии (среди неевропейских стран - Банк Японии).
Параллельно с распространением операций на открытом рынке произошло существенное уменьшение роли кредитных операций в процессе управления ликвидностью на денежном рынке практически во всех европейских странах. Определенное значение для ежедневного балансирования банковских ресурсов эти операции сохраняют в тех странах, где отсутствуют резервные требования, в частности, Швеции, Бельгии и Великобритании, а также в Германии. Нидерланды остались единственной европейской страной, в которой т.н. "дисконтное окно" - кредиты, предоставляемые по льготной ставке продолжают активно использоваться в целях управления ликвидностью.
Среди неевропейских стран подобная практика распространена в Японии, хотя в последнее время использование "дисконтных окон" становится все менее эффективным.
Показательно, что позиции банков в отношении резервных требований в настоящее время существенно расходятся. Так, Бундесбанк положительно оценивает их стабилизационную функцию, позволяющую избежать частых интервенций на рынке. Банки Великобритании и Нидерландов, напротив, считают практику установления резервных требований несовместимой с принципами либерализованного рынка.
Несмотря на то, что ускорение европейской интеграции стимулирует процесс конвергенции механизмов проведения монетарной политики, до настоящего времени сохраняются существенные различия между странами. Наиболее заметно на общем европейском фоне выделяется Великобритания, специфика кредитно-денежной политики которой обусловлена историческим развитием этой страны как мирового финансового центра, особой структурой финансового рынка, связанной с широким развитием ипотечного кредитования и развитой практикой предоставления кредитов по плавающим ставкам, а также отличным от континентальных стран механизмом воздействия денежной политики на экономику, в результате чего полный эффект от изменения процентной ставки в Великобритании достигается с временным лагом в один год, в континентальной Европе - в два года. Меньшие, но все же заметные отличия по структуре финансового рынка, уровню капитализации, степени чувствительности активов на изменение процентных ставок, существуют в Нидерландах, Финляндии, Ирландии и Швеции.
Ставка по депозитным операциям (deposit facility), позволяющим финансовым институтам размещать средства в национальных центральных банках, устанавливает нижний предел ставок на рынке однодневных кредитов.