2) Новый момент в методологии исследования Дж. С. Милля - попытка выявления различий в понятиях статика и динамика. Он отмечает, что всем экономистам свойственно стремление познать законы экономики общества стационарного и неизменного, теперь же следует добавить динамику политической экономии к ее
статике
3) В теории производительности труда Дж. С. Милль по сути целиком солидарен с А. Смитом - только производительный труд (т.е. результаты которого осязаемы) создает богатство - материальное благо Новизна в том, что производительным он предлагает признать труд по приобретению квалификации, охране собственности, которые позволяют наращивать накопление. А в остальном - любые доходы от непроизводительного труда это простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом.
Интересна его мысль, что зарплата при прочих равных условиях более низкая, если труд менее привлекателен. В 1869г он признал возможности влияния профсоюзов на рост зарплаты.
5) В теории капитала Дж.С Милль делает вывод, что капитал - это ранее- накопленный запас продуктов прошлого труда. Капиталообразование как основа инвестиций позволяет расширить масштабы занятости и может предотвратить безработицу, если, правда, не имеются в виду непроизводительные расходы богатых
6) В теории ренты у него общие позиции с Д. Рикардо - это компенсация, уплачиваемая за пользование землей.
7) В теории распределения доходов он сторонник Т. Мальтуса. Теория народонаселения для него аксиома, тем более, что в Англии после переписи населения в 1821г. в течение 40 лет средства существования не опережали темпы роста населения.
8) В теории стоимости Дж.С. Милль повторяет Д. Рикардо - стоимость создается трудом, именно количество труда имеет первостепенное значение в случае изменения стоимости.
9) Теория денег Дж.С. Милля является количественной: изменение количества денег влияет на относительное изменение цен товаров. При прочих равных условиях стоимость самих денег меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает ее в совершенно одинаковой пропорции.
10) Первые суждения и трактовки социализма и социалистического устройства общества среди крупных представителей политической экономии принадлежат Дж.С. Миллю. Его доктрина социальных реформ базируется на том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения.
В этом проявляется его непонимание того, что производство и распределение это не обособленные сферы, а всесторонне взаимопроникающие.
Главные положения доктрины не убедительны: уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной кооперации; социализация земельной ренты при помощи земельного налога; ограничение неравенства богатства при помощи ограничения прав наследования
При всей доброжелательности к социализму Дж.С. Милль принципиально отмежевывается от социализма в том, социальная несправедливость якобы связана с правами частной собственности как таковой. Только в отсталых странах мира увеличение производства является наиболее важной задачей - в более развитых странах экономически необходимым считается усовершенствование распределения.
Главный вывод - решение практических проблем требует распространения социалистического мировоззрения, но общим принципом должно быть laisses faire, и каждое отступление от него, не продиктованное соображениями какого-то высшего блага, есть явное зло. Государство должно активизировать свое участие в социально-экономическом развитии общества и осуществлять связанные с этим реформы - путем регулирования банковского процента, снижения крупных государственных расходов, создания инфраструктуры, развития науки, развития прогрессивного законодательства.
Чтобы правительство не могло лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста, он рекомендует вместо общедоступного государственного образования систему частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста.
Экономическое учение К. Маркса.
Карл Маркс (1818-1883) - один из завершителей классической политической экономии - оставил очень существенный след в экономической мысли нашего общества. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем - они описаны во взаимосвязи с философскими, социологическими и политическими проблемами. Очень четко отметил В.В.
Леонтьев: советская политэкономия... оставалась... по существу... громоздким и непоколебимым памятником Марксу, которая, прикрываясь громадным научным авторитетом Маркса, пыталась якобы научно обосновать построение казарменного коммунизма, против которого Маркс был категорически против. Но - марксизм как экономическая теория является теорией быстро растущего частного предпринимательства, а не централизованной экономики.
В 1867г. Маркс издал 1-й том Капитала, который рассматривал как труд своей жизни. Тома 2 и 3 - посмертные, далеко не законченные, опубликованные Энгельсом. Вот как отметил значение Капитала В.В.
Леонтьев: если перед тем, как пытаться дать какое-либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляет собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах Капитала более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти ... в дюжине учебников по современной экономике и даже, осмелюсь сказать, в собрании сочинений Торстейна Веблена.
Как ученый К. Маркс методологически исходил из трех научных источников:
английской классической политической экономии Смита-Рикардо;
немецкой классической философии Гегеля - Фейербаха;
У первых заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции прибыли к понижению, производительного труда и др. Но Маркс полагал, что они - лишь вершина основ буржуазной экономической теории и после них классическая политическая экономия якобы себя исчерпала. А вульгарный экономист (Ж.
Сей) вообще отошел от принципов классиков - выразитель буржуазной классовой идеологии, выражающий свое субъективное отношение к науке.
У вторых - идеи диалектики и материализма. Применял диалектику в критике буржуазных теорий, Маркс не смог применить эту же диалектику к своему учению: или капиталисты или пролетариат, который обеспечит процветание всему обществу - та же вульгаризация в пользу другого класса. Это взаимоисключение теоретически исключает вечный двигатель развития общества - закон единства и борьбы противоположностей.
У третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества и др. Именно отсюда - политика и государство по Марксу - это вторичные явления по отношению к социально-экономическим, классификация экономических категорий на первичные и вторичные, а экономические законы капитализма и сам капитализм, рыночный механизм хозяйствования - преходящие, отмирающие.
Теоретическое наследие К. Маркса.
1) Центральное место в методологии исследования Маркса - концепция базиса и надстройки: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
Маркс пытается с помощью диалектики производительных сил и производственных отношений дать экономическое объяснение смены одной общественно-экономической формации другой и поясняет, что недиалектический подход остальных ученых (они, мол, считают познанные законы капиталистической экономики универсальными) не позволяет им понять, что капитализм себя исчерпал и что грядет следующее более прогрессивное общество - социализм и коммунизм. Отсюда - его всеобщее подчинение одного класса другому по принципу либо-либо - или пролетариата капиталистам, или капиталистов пролетариату. Капитализм - исключает гуманизацию общества и демократию, труд - ради прибыли, один класс эксплуатирует другой.
2) Центральная идея его теории классов - классовая борьба. В Манифесте Коммунистической партии он писал: История всех до сих пор существующих обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
Его вывод: развитие производительных сил ведет их к всеобъемлющему обнищанию и рост численности пролетариата в большинство населения позволит совершить революцию и взять власть, но в уже интересах всех. Пролетарская революция и диктатура пролетариата приведет к тому, на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием