d9e5a92d

Теории производительности труда


2) Новый момент в методологии исследования Дж. С. Милля - попытка выявления различий в понятиях статика и динамика. Он отмечает, что всем экономистам свойственно стремление познать законы экономики общества стационарного и неизменного, теперь же следует добавить динамику политической экономии к ее
статике
3) В теории производительности труда Дж. С. Милль по сути целиком солидарен с А. Смитом - только производительный труд (т.е. результаты которого осязаемы) создает богатство - материальное благо Новизна в том, что производительным он предлагает признать труд по приобретению квалификации, охране собственности, которые позволяют наращивать накопление. А в остальном - любые доходы от непроизводительного труда это простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом.
4) По существу зарплаты Дж.С. Милль опирается на Д. Рикардо и Т. Мальтуса - это плата за труд, которая зависит от спроса и предложения на рабочую силу, минимальный размер оплаты труда рабочих неизбежен. Это стало основой его доктрины рабочего фонда, по которой классовая борьба, профсоюзы не могут предотвратить формирование зарплаты на уровне прожиточного уровня.

Интересна его мысль, что зарплата при прочих равных условиях более низкая, если труд менее привлекателен. В 1869г он признал возможности влияния профсоюзов на рост зарплаты.
5) В теории капитала Дж.С Милль делает вывод, что капитал - это ранее- накопленный запас продуктов прошлого труда. Капиталообразование как основа инвестиций позволяет расширить масштабы занятости и может предотвратить безработицу, если, правда, не имеются в виду непроизводительные расходы богатых
6) В теории ренты у него общие позиции с Д. Рикардо - это компенсация, уплачиваемая за пользование землей.
7) В теории распределения доходов он сторонник Т. Мальтуса. Теория народонаселения для него аксиома, тем более, что в Англии после переписи населения в 1821г. в течение 40 лет средства существования не опережали темпы роста населения.
8) В теории стоимости Дж.С. Милль повторяет Д. Рикардо - стоимость создается трудом, именно количество труда имеет первостепенное значение в случае изменения стоимости.
9) Теория денег Дж.С. Милля является количественной: изменение количества денег влияет на относительное изменение цен товаров. При прочих равных условиях стоимость самих денег меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает ее в совершенно одинаковой пропорции.
10) Первые суждения и трактовки социализма и социалистического устройства общества среди крупных представителей политической экономии принадлежат Дж.С. Миллю. Его доктрина социальных реформ базируется на том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения.

В этом проявляется его непонимание того, что производство и распределение это не обособленные сферы, а всесторонне взаимопроникающие.
Главные положения доктрины не убедительны: уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной кооперации; социализация земельной ренты при помощи земельного налога; ограничение неравенства богатства при помощи ограничения прав наследования
При всей доброжелательности к социализму Дж.С. Милль принципиально отмежевывается от социализма в том, социальная несправедливость якобы связана с правами частной собственности как таковой. Только в отсталых странах мира увеличение производства является наиболее важной задачей - в более развитых странах экономически необходимым считается усовершенствование распределения.
Главный вывод - решение практических проблем требует распространения социалистического мировоззрения, но общим принципом должно быть laisses faire, и каждое отступление от него, не продиктованное соображениями какого-то высшего блага, есть явное зло. Государство должно активизировать свое участие в социально-экономическом развитии общества и осуществлять связанные с этим реформы - путем регулирования банковского процента, снижения крупных государственных расходов, создания инфраструктуры, развития науки, развития прогрессивного законодательства.


Чтобы правительство не могло лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста, он рекомендует вместо общедоступного государственного образования систему частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста.

Экономическое учение К. Маркса.
Карл Маркс (1818-1883) - один из завершителей классической политической экономии - оставил очень существенный след в экономической мысли нашего общества. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем - они описаны во взаимосвязи с философскими, социологическими и политическими проблемами. Очень четко отметил В.В.

Леонтьев: советская политэкономия... оставалась... по существу... громоздким и непоколебимым памятником Марксу, которая, прикрываясь громадным научным авторитетом Маркса, пыталась якобы научно обосновать построение казарменного коммунизма, против которого Маркс был категорически против. Но - марксизм как экономическая теория является теорией быстро растущего частного предпринимательства, а не централизованной экономики.
В 1867г. Маркс издал 1-й том Капитала, который рассматривал как труд своей жизни. Тома 2 и 3 - посмертные, далеко не законченные, опубликованные Энгельсом. Вот как отметил значение Капитала В.В.

Леонтьев: если перед тем, как пытаться дать какое-либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляет собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах Капитала более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти ... в дюжине учебников по современной экономике и даже, осмелюсь сказать, в собрании сочинений Торстейна Веблена.
Как ученый К. Маркс методологически исходил из трех научных источников:

английской классической политической экономии Смита-Рикардо;

немецкой классической философии Гегеля - Фейербаха;


  • французского утопического социализма.


У первых заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции прибыли к понижению, производительного труда и др. Но Маркс полагал, что они - лишь вершина основ буржуазной экономической теории и после них классическая политическая экономия якобы себя исчерпала. А вульгарный экономист (Ж.

Сей) вообще отошел от принципов классиков - выразитель буржуазной классовой идеологии, выражающий свое субъективное отношение к науке.
У вторых - идеи диалектики и материализма. Применял диалектику в критике буржуазных теорий, Маркс не смог применить эту же диалектику к своему учению: или капиталисты или пролетариат, который обеспечит процветание всему обществу - та же вульгаризация в пользу другого класса. Это взаимоисключение теоретически исключает вечный двигатель развития общества - закон единства и борьбы противоположностей.
У третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества и др. Именно отсюда - политика и государство по Марксу - это вторичные явления по отношению к социально-экономическим, классификация экономических категорий на первичные и вторичные, а экономические законы капитализма и сам капитализм, рыночный механизм хозяйствования - преходящие, отмирающие.
Теоретическое наследие К. Маркса.
1) Центральное место в методологии исследования Маркса - концепция базиса и надстройки: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
Маркс пытается с помощью диалектики производительных сил и производственных отношений дать экономическое объяснение смены одной общественно-экономической формации другой и поясняет, что недиалектический подход остальных ученых (они, мол, считают познанные законы капиталистической экономики универсальными) не позволяет им понять, что капитализм себя исчерпал и что грядет следующее более прогрессивное общество - социализм и коммунизм. Отсюда - его всеобщее подчинение одного класса другому по принципу либо-либо - или пролетариата капиталистам, или капиталистов пролетариату. Капитализм - исключает гуманизацию общества и демократию, труд - ради прибыли, один класс эксплуатирует другой.
2) Центральная идея его теории классов - классовая борьба. В Манифесте Коммунистической партии он писал: История всех до сих пор существующих обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Его вывод: развитие производительных сил ведет их к всеобъемлющему обнищанию и рост численности пролетариата в большинство населения позволит совершить революцию и взять власть, но в уже интересах всех. Пролетарская революция и диктатура пролетариата приведет к тому, на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием

Интересные записи



Содержание раздела