Тема 11. Маржиналисты-субъективисты первого этапа маржинальной революции.
1. К. Менгер - основоположник австрийской школы маржинализма.
Карл Менгер (1840-1921) - глава австрийской школы маржинализма, профессор, заведующий кафедрой политэкономии Веского университета, которую в 1903г. передал своему ученику Ф. Визеру. В 1871г. издал фундаментальный труд Основания политической экономии.
Методология его исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии классике:
• отсутствие в анализе математических средств и геометрических иллюстраций;
• использование принципов исходной (базовой) категории Такой он также считал стоимость, но не в связи с издержками производства или труда, а в связи с субъективной характеристикой - предельной полезностью;
• сохранение первичного и вторичного. К Менгер считал первичной сферу обращения, а не сферу производства, как классики.
Теоретические достижения К. Менгера.
1) Главный элемент в методологическом инструментарии - микроэкономический анализ или индивидуализм. Этот метод позволил:
• противопоставить учению классиков об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта - по терминологии Менгера - хозяйство Робинзона;
И выдвинуть предвзятое положение о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
2) К. Менгер шел совершенно новым путем. Об этом говорит сама проблематика в первой главе Оснований о делении экономических благ на порядки - на блага первого порядка и блага отдаленных порядков и обоснование принципа комплементарности (дополняемости) производительных благ. Если мы располагаем благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим блага первого порядка, которые можно уже непосредственно применить к удовлетворению наших потребностей. Т.е., непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благами второго, третьего и т.д. порядков требует , чтобы их опосредованным образом можно было применить к удовлетворению наших потребностей.
Очень ценное замечание - мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удовлетворение наших потребностей, если в то же время не располагаем остальными (комплементарными) благами высшего порядка, например, не имея в своем распоряжении для производства хлеба (блага первого порядка) благ второго порядка (топлива и воды) ... хлеб не может быть изготовлен даже при наличии всех остальных необходимых для этого благ.
Блага высшего порядка выступают в качестве средств для производства Критерием экономического характера благ не может быть затраченный на благо труд, его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоряжению.
3) Теория стоимости (ценности) К. Менгера построена на базе предельной полезности. Он как бы заново открыл законы Госсена: ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении (например, вода приобретает ценность, когда ее становится все меньше и меньше).
Менгеровская субъективная трактовка ценности стала обшей исходной позицией австрийской школы: Ценность это - суждени, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существуют. Но если она не существует вне сознания, то в чем же ее мера? Его ответ: Ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере.
Т.е., он посягнул на святая святых классической школы - на трудовую теорию стоимости (ценности) - затраты труда и его количества или других благ на,производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности. Так, величина ценности алмаза не зависит от того, что на его нахождение затратили тысячи человеко-дней или нашли случайно.
И чем больше капитализирована экономика, т.е. чем выше степень ожидания, тем ниже норма прироста продукта и соответственно норма процента, т.к. ее определение рассматривается как результат обмена труда на предметы потребления. В зависимости от размера капитала и продолжительности производственного процесса складывается соответствующий процент на капитал как заслуга тому, кто позволяет себе подобное ожидание. При доказательстве он использует статистику, но делает ошибочный вывод - неотвратимость удлинения среднего периода производства в результате внедрения НТП с вытекающими негативными последствиями (практика 19-го века доказала обратное).
Бем-Баверк верен субъективизму, приводя в доказательство три независимые причины или основания, которые склоняют людей приобретать блага сегодня, а не завтра:
• наличие всегда в обществе малообеспеченных, которые предпочитают сегодняшние блага завтрашним, независимо от того - надеются они на обогащение или нет;
В наличие всегда части общества, не имеющей достаточной воли, воображения и веры для предпочтения сегодняшних благ будущим;
• людям свойственно получить блага сегодня, нежели в будущем, тем более что, по его мысли, отдача в дальнейшие периоды производства будет снижаться.