d9e5a92d

Тема 11. Маржиналисты-субъективисты первого этапа маржинальной революции


Тема 11. Маржиналисты-субъективисты первого этапа маржинальной революции.
1. К. Менгер - основоположник австрийской школы маржинализма.
Карл Менгер (1840-1921) - глава австрийской школы маржинализма, профессор, заведующий кафедрой политэкономии Веского университета, которую в 1903г. передал своему ученику Ф. Визеру. В 1871г. издал фундаментальный труд Основания политической экономии.
Методология его исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии классике:
• отсутствие в анализе математических средств и геометрических иллюстраций;
• использование принципов исходной (базовой) категории Такой он также считал стоимость, но не в связи с издержками производства или труда, а в связи с субъективной характеристикой - предельной полезностью;
• сохранение первичного и вторичного. К Менгер считал первичной сферу обращения, а не сферу производства, как классики.
Теоретические достижения К. Менгера.
1) Главный элемент в методологическом инструментарии - микроэкономический анализ или индивидуализм. Этот метод позволил:
• противопоставить учению классиков об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта - по терминологии Менгера - хозяйство Робинзона;
И выдвинуть предвзятое положение о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
2) К. Менгер шел совершенно новым путем. Об этом говорит сама проблематика в первой главе Оснований о делении экономических благ на порядки - на блага первого порядка и блага отдаленных порядков и обоснование принципа комплементарности (дополняемости) производительных благ. Если мы располагаем благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим блага первого порядка, которые можно уже непосредственно применить к удовлетворению наших потребностей. Т.е., непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благами второго, третьего и т.д. порядков требует , чтобы их опосредованным образом можно было применить к удовлетворению наших потребностей.

Очень ценное замечание - мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удовлетворение наших потребностей, если в то же время не располагаем остальными (комплементарными) благами высшего порядка, например, не имея в своем распоряжении для производства хлеба (блага первого порядка) благ второго порядка (топлива и воды) ... хлеб не может быть изготовлен даже при наличии всех остальных необходимых для этого благ.
Блага высшего порядка выступают в качестве средств для производства Критерием экономического характера благ не может быть затраченный на благо труд, его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоряжению.
3) Теория стоимости (ценности) К. Менгера построена на базе предельной полезности. Он как бы заново открыл законы Госсена: ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении (например, вода приобретает ценность, когда ее становится все меньше и меньше).

Менгеровская субъективная трактовка ценности стала обшей исходной позицией австрийской школы: Ценность это - суждени, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существуют. Но если она не существует вне сознания, то в чем же ее мера? Его ответ: Ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере.

Т.е., он посягнул на святая святых классической школы - на трудовую теорию стоимости (ценности) - затраты труда и его количества или других благ на,производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности. Так, величина ценности алмаза не зависит от того, что на его нахождение затратили тысячи человеко-дней или нашли случайно.


Теория стоимости К. Менгера и его учеников называется теорией вменения и имеет тупиковый вариант определения стоимости товаров и услуг - благ, аналогично теории классиков.
5) К. Менгер считает ошибочным ставить в вину капитализму эксплуатацию рабочих. Он пишет, что труд представляет собой только один элемент производственного процесса, который является не большей экономическим благом, чем элементы производства. Поэтому владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд.
6) К. Менгер критикует теорию заработной платы классиков, по которой цена простого труда есть минимум для прокорма рабочего и его семьи и рекомендует сведение более высокой цены остальных видов труда на затрату капитала, на ренту с таланта и т.д., т.е., в принципе построить ее в соответствие со значимостью для общества.
7) Рассматривая проблемы обмена, К. Менгер считал, что это в основном индивидуальный акт партнеров, результат которого якобы обоюдовыгоден, но не эквивалентен. Обмен - это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения. Все, кто способствуют обмену, т.е. экономическим меновым операциям (торговцы, оптовики, кредитные учреждения и т.д.) являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства состоит не в физическом удовлетворении количества благ, а в возможно более полном удовлетворении человеческих потребностей.

2. Экономические воззрения О. Бем-Баварка и Ф. Визера.
Небесспорное и нелицеприятное высказывание М. Блауга: .. можно найти значительно больше оснований, чтобы увязать Джевонса и Вальраса скорее с Госсеном, нежели с Менгером, и единственный довод в пользу стандартной версии состоит в том, что к имени Менгера непрерывно взывали его ученики - Визер и Бем-Баверк, каждый из которых был полон решимости убедить своих коллег в том, что экономическая теория австрийской школы есть фрукт особого сорта.
Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914гг.) - профессор Инсбрукского и Венского университетов, министр финансов, президент Академии наук.
Основные работы: Капитал и прибыль (1884г.), Позитивная теория капитала (1889г.), Основы теории ценности хозяйственных благ (1886г.). Научные заслуги.
1) Продолжил поиск решения проблемы ценообразования на факторы производства без математики, сконцентрировавшись на одной из основополагающих идей учителя - факторе времени превращения благ отдаленного порядка в благо первого порядка.
В отличие от Менгера в сферу исследования включил не только категории индивидуального обмена, но и категории целостного рынка, в т.ч. производство и распределение.
2) В своей нашумевшей теории ожидания целиком опирается на характерные для австрийской школы принципы субъективизма, выдвинув в рамках этой теории положение о происхождении процента на капитал как о процессе ожидания, т.е. когда будущее благо превратится в настоящее благо. Центральная идея изложена в Основах, а целостно в Позитивной теории капитала; в связи с продолжительностью времени, в течение которого производительные средства, т.е. материальные блага более отдаленного порядка, превращаются в ее продукт, возникает разница в ценностях этих средств и продукта и что величина этой разницы бывает то больше, то меньше, смотря по продолжительности периода времени. Рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее, не хотят ждать плодов своего труда, желают получить их сразу, а капиталисты наоборот.

И чем больше капитализирована экономика, т.е. чем выше степень ожидания, тем ниже норма прироста продукта и соответственно норма процента, т.к. ее определение рассматривается как результат обмена труда на предметы потребления. В зависимости от размера капитала и продолжительности производственного процесса складывается соответствующий процент на капитал как заслуга тому, кто позволяет себе подобное ожидание. При доказательстве он использует статистику, но делает ошибочный вывод - неотвратимость удлинения среднего периода производства в результате внедрения НТП с вытекающими негативными последствиями (практика 19-го века доказала обратное).
Бем-Баверк верен субъективизму, приводя в доказательство три независимые причины или основания, которые склоняют людей приобретать блага сегодня, а не завтра:
• наличие всегда в обществе малообеспеченных, которые предпочитают сегодняшние блага завтрашним, независимо от того - надеются они на обогащение или нет;
В наличие всегда части общества, не имеющей достаточной воли, воображения и веры для предпочтения сегодняшних благ будущим;
• людям свойственно получить блага сегодня, нежели в будущем, тем более что, по его мысли, отдача в дальнейшие периоды производства будет снижаться.

Интересные записи



Содержание раздела