Тема 7. Экономическое учение Адама Смита
1. А. Смит - центральная фигура классической политической экономии.
Адам Смит (1723-1790гг.) - величайший английский ученый-экономист второй половины 18 века, центральная фигура классической политической экономии. По мнению М. Блауга А. Смит - автор первого в экономической науке полноценного труда, излагающего общую основу науки.
Главный труд Исследование о природе и причинах богатства народов (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни четырежды и три раза до конца века. Под влиянием идей А. Смита премьер-министр Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и в 1786г. подписал с Францией первый Либеральный торговый договор (договор Эдена), существенно изменивший таможенные тарифы.
Ученик А. Смита Дугалл Стюарт в 1801г. начал читать первый самостоятельный курс политической экономии в Эдинбургском университете, ранее входивший в курс нравственной философии.
Центральной проблемой и предметом изучения экономической науки А. Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.
А. Смит доказывает, что богатство народов не в деньгах, а в материальных (физических) ресурсах, которые предоставляет годичный труд каждого народа. Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукта.
Эту мысль он развивает концепцией роста разделения общественного труда, которая стала доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства любой страны во все времена.
2. Особенности в методологии исследований А. Смита.
Величие А Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на 100 лет предопределили направление развития научной экономической мысли и экономическую политику многих государств.
Центральное место в методологии исследования А. Смита принадлежит концепции экономического либерализма - невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. В основе концепции - идея естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е.
1фгда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
В развитие этой идеи Смит ввел крылатые понятия экономический человек и невидимая рука.
Сущность экономического человека: собаки друг с другом сознательно костью не меняются - разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену - он (экономический человек) скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму (других людей) и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для них то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения ...
Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах. Экономический человек А. Смита - эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги.
Сущность невидимой руки: каждый отдельный человек... имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества... причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это. Смысл невидимой руки заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого.
Чем больше продавцов - тем менее вероятность монополистов, которые, по его словам, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке, никогда не удовлетворяют полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и повышают свои доходы.
А. Смит осуждает законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что именно эти законы ограничивают рынок труда, масштабы конкуренции, мобильность рабочей силы Он убежден, что как только представители одного ремесла и вида торговли собираются вместе, то следствием этих встреч, как правило, является заговор против публики - соглашением о повышении цен.
Первейший источник богатства нации, по мнению А. Смита - сельскохозяйственное производство, а затем промышленное. Что касается торговли, то он расставил приоритеты в ее структуре: внутренняя, внешняя, транзитная.
А. Смит сформулировал главную задачу науки: ...главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами потребления предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и другой.
3. Теоретическое наследие А. Смита.
1) В Богатстве народов А Смит исследует проблему разделения труда и на примере булавочной фабрики доказал, что разделение общественного труда повышает производительность общественного труда по меньшей мере трояко (рост квалификации работников, выполняющих одну несложную операцию, экономия времени при переходе от одной операции к другой, изобретение приспособлений, механизмов, машин).
2) В теории стоимости (ценности) товаров и услуг А Смита отметил в каждом товаре потребительную и меновую стоимость. Под потребительной он понимал не предельную полезность, а полную - возможность товара удовлетворить потребность человека, причем не конкретно, а в общих чертах. Раскрывая сущность меновой стоимости в Богатстве народов он сначала пишет, что более естественным является оценивать их меновую стоимость (товаров) количеством какого-либо товара, а не количеством труда, которое можно на них купить, а на следующей странице подчеркивает товар, который сам подвергается колебаниям в своей стоимости (золото и серебро), никоим образом не может быть точным мерилом стоимости других товаров. И делает вывод, что стоимость одинакового количества труда рабочего во все времена и во всех местах одинакова и поэтому именно труд составляет их действительную цену (товаров), а деньги составляют лишь их номинальную цену. В конце книги, несмотря на последующие уточнения и уточнения уточнений он делает заключение: труд является единственным всеобщим , равно как и единственным точным, мерилом стоимости или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимости различных товаров во все времена во всех местах.
Двойственная позиция А. Смита привела к тому, что одни его последователи берут за основу трудовую природу происхождения стоимости товара, а другие - издержки производства.
3) В концепции о производительном труде А. Смит под производительным трудом понимает труд, который увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает и закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд (например, продукты питания). А непроизводительный труд - это услуги, которые исчезают в самый момент их оказания и ничего не добавляет к стоимости... имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения... не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригожем для продажи. Современная экономическая наука отвергает основные постулаты этой концепции.
4) Теория денег А. Смита не выделяется какими-либо новыми положениями, но привлекает масштабностью и глубиной анализа, логически аргументированными обобщениями. Вот их динамика и развитие: деньги появились как прекратилась меновая торговля; труд, а не какой-либо особый товар или группа товаров является действительным мерилом серебра (денег); он осуждает меркантилистов, согласно которым основа богатства нации в изобилии золота и серебра - деньги - это великое колесо обращения; падение курса бумажных денег ниже стоимости золотой и серебряной монеты отнюдь не вызывает падения стоимости этих металлов А. Смит рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения.
5) Теория доходов А. Смита - годичный продукт распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и землевладельцами. Доход рабочих - их зарплата - находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. В отличие от физиократов (У.
Петти и др.) и Д.Рикардо он отрицал так называемую закономерность снижения оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Напротив, он утверждал, что при наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате и предупреждал, что хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчаливой, но постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочим выше ее существующего размера. Прибыль как доход на капитал определяется стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала. Сумма прибыли предпринимателя, рискующим своим капиталом, - это часть созданной рабочими стоимости, направляемая на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы. О ренте он пишет следующее: продукты питания это единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо дает некоторую ренту землевладельцу.
И метко замечает - стремление к пище ограничивается у каждого человека небольшой вместимостью человеческого желудка.
6) Теория капитала Л. Смит более прогрессивна в сравнении с физиократами. Капитал - это одна из двух частей запасов, а другая часть - это та, которая идет на непосредственное... потребление. В отличие от физиократов у А. Смита производительный капитал - это капитал, занятый во всей сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. Именно он ввел деление капитала на основной и оборотный. А вот еще один взгляд Смита в будущее - основной капитал состоит в числе прочего из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества.
Здесь понимаются и образование, и уровень квалификации, профессионализм, предпринимательские способности всех жителей, членов общества. А. Смит назвал все это в совокупности - человеческий капитал.
7) Теорию воспроизводства А. Смита, блистательно введенную в науку Ф. Кенэ, К. Маркс назвал баснословная догма Смита. Причина: Смит утверждал что стоимость совокупного общественного продукта равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. свел ее к доходам. Из стоимости совокупного общественного продукта он исключал основные фонды - постоянный капитал, полагая, что его можно в конечном счете разложить на те же составляющие - зарплату, прибыль и ренту. В итоге получается, что ежегодный произведенный продукт полностью и потребляется, а следовательно нет не только расширенного, но и простого воспроизводства.
Ошибка его - в отождествлении стоимости годового продукта с вновь созданной за год стоимостью (без учета стоимости потребленных средств производства).