Общим для всех оснований прекращения трудового договора, установленных в п. 1 - 12 ч. 1 ст. 83 Кодекса, является то, что по любому из указанных оснований прекращение трудового договора происходит без инициативы работника или работодателя.
При возникновении указанных обстоятельств заключенные трудовые договоры прекращаются независимо от волеизъявления сторон, т.е. такие обстоятельства являются юридическими фактами, прекращающими трудовые отношения.
В случаях призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а также восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, при прекращении трудовых договоров с работниками им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Трудовым или коллективным договором могут предусматриваться и другие случаи выплаты выходного пособия, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
При прекращении трудовых договоров по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 83 Кодекса, выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производятся в общем порядке -по правилам ст.
140 Кодекса. Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов (см. ст. 141 Кодекса).
В случае просрочки выплат при увольнении работодатель несет материальную ответственность в соответствии со ст. 236 Кодекса.
Призыв работника на военную службу или направление его на альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст.
83 Кодекса). Прежде КЗоТ в качестве основания прекращения трудового договора предусматривал призыв или поступление работника на военную службу (п.
3 ст. 29).
Теперь упоминание о поступлении на военную службу из данного основания исключено. Поэтому следует полагать, что при поступлении работника на военную службу по контракту расторжение трудового договора может осуществляться, например, по соглашению сторон (ст.
78 Кодекса), по инициативе работника (ст. 80 Кодекса).
Условиями прекращения трудового договора по п. 1 ст. 83 Кодекса могут являться только два обстоятельства: а) призыв работника на военную службу и б) направление его на альтернативную гражданскую службу.
Согласно ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 О воинской обязанности и военной службе 1 призыву на военную службу подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (граждане, не пребывающие в запасе); граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера).
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ. Порядок призыва на военную службу определяется Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 2.
1 СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.
1475, N 30. Ст. 3613; 2000.
N 33. Ст. 3348, N 46. Ст.
4537; 2001. N 7. Ст. 620, 621, N 30. Ст.
3061; 2002. N 7. Ст.
631, N 21. Ст. 1919, N 26.
Ст. 2521, N 30. Ст.
3029, 3030, 3033; 2003. N 1. Ст. 1, N 8. Ст. 709, N 27.
Ст. 2700, N 46 (ч. I).
Ст. 4437; 2004. N 8. Ст. 600, N 17.
Ст. 1587, N 18. Ст.
1687, N 25. Ст. 2484, N 27. Ст.
2711, N 35. Ст. 3607, N 49. Ст.
4848; 2005. N 10. Ст.
763, N 14. Ст. 1212, N 27. Ст.
2716, N 29. Ст. 2907, N 30 (ч.
I). Ст. 3110, 3111, N 40. Ст.
3987, N 43. Ст.
4349, N 49. Ст. 5127; 2006.
N 1. Ст. 10, 22, N 11. Ст.
1148, N 19. Ст. 2062, N 28. Ст.
2974, N 29. Ст. 3121,3122, N 41. Ст.
4206, N 44. Ст. 4534, N 50.
Ст. 5281; 2007.
N 2. Ст. 362, N 16. Ст.
1830. 2 СЗ РФ. 2006.
N 47. Ст.
4894.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст. 59 Конституции РФ). Данное право относится к числу конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Оно закреплено также в конституциях субъектов Российской Федерации (например, Республики Хакасия - ст.
55, Республики Мордовия - ст. 57, Республики Марий Эл - ст. 59 и др.).
Альтернативная гражданская служба может быть связана с выполнением оборонных гражданских обязанностей в области общеполезных работ, в том числе в лечебных и других учреждениях. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу регулирует ФЗ от 25.07.2002 Об альтернативной гражданской службе 1.
1 СЗ РФ. 2002.
N 30. Ст. 3030; 2004.
N 35. Ст. 3607; 2006.
N 1. Ст. 22.
Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 Кодекса). До введения в действие Кодекса данное основание прекращения трудового договора было предусмотрено в п. 6 ч. 1 ст.
33 КЗоТ. Кодекс внес в него уточнение, установив, что восстановление работника на работе осуществляется по решению государственной инспекции труда или суда. Речь идет о случаях, когда работник, чье увольнение было признано незаконным государственной инспекцией труда или судом, на основании решения соответствующего органа подлежит восстановлению на работе. О вынесении решений по трудовым спорам об увольнении см. ст.
394 Кодекса.
При восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, прекращение трудового договора с работником, работающим на его месте, допускается только в случаях, если невозможно перевести указанного работника с его согласия на другую работу, т.е. если у работодателя отсутствует другая работа или работник от нее отказался (см. ч. 2 ст. 83 Кодекса).
Неизбрание на должность (п. 3 ч. 1 ст. 83 Кодекса). Данное основание прекращения трудового договора применяется при увольнении работника, занимавшего выборную должность в случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.
Следует полагать, что термин неизбрание относится к двум предусмотренным Кодексом случаям, когда трудовые отношения возникают на основании трудового договора: а) избрания (выборов) на должность; б) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности (см. ст. 17, 18 Кодекса).
Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п. 4 ч. 1 ст. 83 Кодекса).
Прежде подобное основание прекращения трудового договора было предусмотрено в п. 7 ч. 1 ст. 29 КЗоТ.
Содержание понятия приговор суда было рассмотрено выше.
Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению регулирует ст. 390 УПК РФ. Приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.
В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.
Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.
Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст.
43 УК РФ). Видами уголовного наказания, исключающими продолжение прежней работы, являются:
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью - ст. 47 УК РФ);
арест (заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается, как правило, на срок от одного до шести месяцев - ст. 54 УК РФ);
лишение свободы на определенный срок (заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму - ст. 56 УК РФ);
пожизненное лишение свободы (устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности - ст. 57 УК РФ);
смертная казнь (исключительная мера наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, - ст. 59 Ук РФ). В Российской Федерации меры по постепенному сокращению применения смертной казни установлены Указом Президента РФ от 16.05.1996 N 724 О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы 1.
1 СЗ РФ. 1996. N 21.
Ст. 2468.
Следует отметить, что термин наказание используется и в КоАП РФ для обозначения установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ). Однако по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит не приговор, а постановление (ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ).
Поскольку в п. 4 ч. 1 ст. 83 Кодекса речь идет о приговоре суда, постольку прекращение трудовых договоров с работниками по данному основанию не может осуществляться в случаях, когда невозможность продолжения прежней работы обусловлена вступившим в законную силу постановлением судьи по делу об административном правонарушении. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, является самостоятельным основанием прекращения трудового договора (п. 8 ч. 1 ст.
83 Кодекса).
Признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ч. 1 ст.
83 Кодекса). В отличие от КЗоТ, допускавшего увольнение работника в связи с его длительной временной нетрудоспособностью (см. п. 5 ч. 1 ст. 33), Кодекс не предусматривает возможности расторжения трудового договора с работником, чья нетрудоспособность носит временный характер, независимо от ее продолжительности. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности предусмотрены ст.
183 Кодекса.
Однако в случае подтверждения медицинским заключением факта полной утраты работником трудоспособности трудовой договор расторгается на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 Кодекса.
Под нетрудоспособностью понимается состояние здоровья, при котором работник вследствие заболевания или увечья либо лицо, здоровью которого причинен вред вне связи с его трудовой деятельностью, не имеют возможности выполнять свою трудовую функцию либо вообще не способны к труду.
Прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 83 Кодекса, следует считать возможным при наличии соответствующего заключения медико-социальной экспертизы. По законодательству РФ медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медикосоциальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медикосоциальной экспертизы определяется Правительством РФ.
Отношения, связанные с медико-социальной экспертизой, регулируют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 1, ФЗ от 24.11.1995 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации 2, Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 N 805 О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы 3, а также другие нормативные правовые акты.
1 Ведомости РФ. 1993. N 33.
Ст. 1318; СЗ РФ.
1998. N 10. Ст.
1143; 1999. N 51.
Ст. 6289; 2000. N 49. Ст.
4740; 2003. N 2. Ст. 167, N 9. Ст. 805, N 27 (ч.
I). Ст. 2700; 2004.
N 27. Ст. 2711, N 35.
Ст. 3607, N 49. Ст.
4850; 2005. N 10. Ст.
763, N 52 (ч. I). Ст. 5583; 2006.
N 1. Ст. 10, N 6. Ст. 640; 2007.
N 1 (ч. I).
Ст. 21.
2 СЗ РФ. 1995. N 48.
Ст. 4563; 1998. N 31. Ст.
3803; 1999. N 2. Ст. 232, N 29.
Ст. 3693; 2000. N 22.
Ст. 2267; 2001.
N 24. Ст.
2410, N 33 (ч. I). Ст.
3426, N 53. Ст. 5024; 2002.
N 1. Ст. 2, N 22. Ст.
2026; 2003. N 2. Ст. 167, N 43. Ст.
4108; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005.
N 1 (ч. I). Ст. 25; 2006.
N 1. Ст. 10.
3 СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2).
Ст. 5478.
Смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (п. 6 ч. 1 ст.
83 Кодекса).
Смерть гражданина является актом гражданского состояния, подлежащим государственной регистрации по правилам ФЗ от 15.11.1997 Об актах гражданского состояния 1. Основанием для регистрации смерти является: документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом; решение суда об установлении факта смерти или об объявлении умершим, вступившее в законную силу; документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий. Государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, обнаружения тела умершего или нахождения организации, выдавшей документ о смерти. Заявление о смерти в орган загса должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.
Орган загса, произведший государственную регистрацию смерти гражданина, выдает свидетельство о смерти.
1 СЗ РФ. 1997. N 47.
Ст. 5340; 2001. N 44. Ст.
4149; 2002. N 18. Ст. 1724; 2003.
N 17. Ст. 1553, N 28. Ст.
2889, N 50. Ст. 4855; 2004. N 35.
Ст. 3607; 2005. N 1 (ч.
I). Ст. 25; 2006.
N 1. Ст. 10.
Объявление гражданина умершим и признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется по правилам гражданского законодательства Российской Федерации.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного
несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший
без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного
несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ст. 45 ГК РФ).
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об
отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (ст. 42 ГК РФ).
В настоящее время объявление гражданина умершим и признание его безвестно отсутствующим производится в порядке особого производства в соответствии со ст. 276 - 280 гл.
30 ГПК РФ.
Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (п. 7 ч. 1 ст.
83 Кодекса). Данное основание прекращения трудового договора Кодексом введено впервые, КЗоТ подобных оснований не содержал.
Чрезвычайные обстоятельства, наступление которых может влечь прекращение трудового договора, перечислены в открытом перечне. Это означает, что чрезвычайными обстоятельствами, возникновение которых может обусловить прекращение трудового договора, при определенных условиях могут быть признаны и другие обстоятельства, помимо перечисленных в п. 7 ч. 1 ст.
83 Кодекса.
Необходимо иметь в виду, что стороны трудового договора не вправе самостоятельно оценивать юридическое значение указанных обстоятельств для прекращения трудового договора. Наступление любого такого чрезвычайного обстоятельства может рассматриваться в качестве установленного в п. 7 ч. 1 ст.
83 Кодекса основания прекращения трудового договора только при условии, что данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поэтому прекращение трудового договора по указанному основанию возможно только в том случае, если факт чрезвычайного обстоятельства подтвержден соответствующим правовым актом (не обязательно нормативным), принятым в установленном порядке Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого имело место данное чрезвычайное обстоятельство .
Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст.
83 Кодекса). Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.
Некоторые виды административных, как и уголовных, наказаний также могут исключать (временно или постоянно) продолжение прежней работы (например, административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (см. ст. 3.11 КоАП РФ).
Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9 ч. 1 ст. 83 Кодекса). Данное основание прекращения трудового договора по своему содержанию отчасти дублирует основание, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст.
83 Кодекса, так как лишение специального права - вид административного наказания.
Лицензия, право на управление транспортным средством, право на ношение оружия, другие специальные права имеют срочный характер. Истечение срока действия и приостановление действия специального права соответственно прекращают соответствующее право или приостанавливают его действие.
В обоих случаях бывший правообладатель утрачивает возможность на законных основаниях использовать принадлежавшее ему специальное право (постоянно или на определенный срок). Если трудовая функция работника (например, водителя) предполагает обязательное наличие специального права, то утрата этого права влечет прекращение трудового договора.
В соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 Кодекса). Согласно ст.
2 Закона РФ от 21.07.1993 О государственной тайне 1 допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций -на проведение работ с использованием таких сведений. Правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне предусмотрены ст.
21 указанного Закона РФ.
1 РГ. 21.09.1993; СЗ РФ.
1997. N 41. Ст.
4673; 2003. N 27.
Ст. 2700, N 46 (ч. II).
Ст. 4449; 2004. N 27. Ст.
2711, N 35. Ст.
3607.
Установлено три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 21.07.1993 О государственной тайне допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст.
22 указанного Закона РФ основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ними трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.