d9e5a92d

Применение руководящих пособий для наблюдения


Применение руководящих пособий для наблюдения
Как предлагается выше, во время наблюдений вы или ваши помощники-наблюдатели из числа учащихся могут с пользой для дела применять памятки или руководства в помощь наблюдению. Существуют три основных инструмента:

  • памятки, разработанные наблюдателем;
  • готовые памятки;
  • прочие инструменты для анализа хода игры. Памятки, разработанные наблюдателем

Этот инструмент применяется там, где отобранных наблюдателей собирают вместе, причем каждый наблюдатель от каждой группы сам принимает участие в игре. Таким образом, сами наблюдатели получают возможность разработать инструменты наблюдения. Основные преимущества такого подхода:

  • у наблюдателей возникает чувство "собственности" в отношении памятки;
  • памятка может соотноситься с определенным практическим заданием;
  • наблюдатели более хорошо осведомлены в отношении содержания памятки, чем в случае, когда она преподносится им в готовом виде.

Разумеется, информация о практическом задании должна быть предоставлена группе наблюдателей с наибольшей полнотой, чтобы они могли выработать наиболее эффективный вспомогательный инструмент. Вы должны хорошо разъяснить им цели задания и предоставить
 
копии раздаточных материалов, которыми снабжены участники. Располагая подобной информацией и при необходимости вашей помощью, наблюдатели должны быть способны определить основные обучающие моменты и дать рекомендации по возможным подходам, которые могли бы использовать участники. Как упоминалось ранее, необходимо разработать памятки для председателя (лидера) и других членов группы наблюдателей.
Готовые памятки
Комментарии, относящиеся к ситуациям, когда группа наблюдателей сама разрабатывает и составляет памятки, также остаются в силе и для случаев, когда памятки предлагает тренер-консультант или автор-разработчик самой игры. Вопросы и аргументы должны быть ясными, четкими, иметь непосредственное отношение к игре, легко прослеживаться и требовать наименьших пояснений. Поведение и поступки должны фиксироваться в том виде, как есть, их толкование должно быть отложено до итоговой сессии, завершающей практическое задание.
Памятки могут отличаться друг от друга в зависимости от существа действия, за которым ведется наблюдение; в любом случае, ведется ли наблюдение за лидером группы или ее членами, памятка должна содержать краткие инструкции по требованиям к игре, даже если игре предшествует определенное обсуждение между наблюдателями.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГРУППЫ/ЛИДЕРА ВО ВРЕМЯ ИГРЫ
Вам как наблюдателю необходимо записывать замечания по критическим и существенным событиям во время игры таким образом, чтобы сделать возможной обратную связь с участниками по завершении игры. Ни в коем случае не вмешивайтесь в игру даже с устным замечанием. Не пытайтесь записывать все, а только те аспекты, которые кажутся вам существенными.
Каким образом группе объяснили задание?
Была ли участникам дана возможность задать вопросы по разъяснению неясных моментов?
Каким образом были определены цели, если они не были установлены заранее?
Как была организована игра?
 
До каких пределов участникам была дана возможность высказывать свое мнение?
В какой мере лидер группы принимал эти предложения во внимание? Каким образом и кем принимались окончательные решения? Эффективно ли использовались человеческие и технические ресурсы? Использовалась информация о предшествующем подобном опыте?

Как проводилась игра?
Каким образом и до каких пределов лидер мотивировал участников?
Насколько эффективно было общение лидера с группой?
Был ли задействован каждый участник игры?
Каковы были наиболее удачные аспекты лидерства?
Каковы были наименее удачные аспекты лидерства?
Была ли выполнена поставленная задача?
Как бы вы оценили деятельность лидера по б-балльной шкале: б хорошо, 1 неудовлетворительно?
Любые другие комментарии по поводу происходящего во время игры, когда ответственность нес лидер.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ
Вам как наблюдателю необходимо записывать замечания по критическим и существенным событиям во время игры таким образом, чтобы сделать возможной обратную связь с участниками по завершении игры. Ни в коем случае не вмешивайтесь в игру даже с устным замечанием. Не пытайтесь записывать все, а только те аспекты, которые кажутся вам существенными.


Поняла ли группа цель задания?
Задавали ли дополнительные вопросы для разъяснения?
До какой степени участники игры были вовлечены в ее организацию?
До какой степени участники игры выражали свое мнение?
Насколько лидер следовал их предложениям?
Насколько участники игры были вовлечены в принятие окончательных решений?
Эффективно ли использовались знания, умение и опыт участников? Была ли предоставлена информация о прежнем аналогичном опыте? Как члены группы реагировали на действия лидера?
 
На с. 55 дан образец памятки для наблюдателя, который наблюдает за председателем или лидером игры. Руководством для составления памятки может служить принцип достаточности материала для обеспечения эффективной обратной связи, но не чрезмерности информации, чтобы наблюдатель не паниковал каждый раз при виде огромного списка. Данная рекомендация это не инструкция в чистом виде, объем и сложность памятки зависят от самого практического задания, его объема, времени проведения, а также опыта и навыков наблюдателя.

В любом случае лучше очень маленькая памятка, чем очень большая, так как при слишком большом числе записей наблюдатель может посчитать себя обязанным дать комментарии по всем пунктам, что снизит ценность обратной связи.
На с. 56 представлен образец памятки для наблюдения за работой группы во время игры. Рекомендации по составлению, данные для памятки выше, в полной мере применимы и для данного случая. Если какое-то количество наблюдателей должно вести наблюдение за каким-то количеством игроков, например при методе "аквариума", очень важно использование той же самой памятки для сравнения участников игры.

Разумеется, если роли участников сильно отличаются, что определяет специфику поведения каждого, возможны вариации памятки. При применении "аквариумного" метода наблюдения наблюдателям имеет смысл раздать памятки (образец см. на с. 56), где вопросы направлены непосредственно на того участника, к которому "приставлен" определенный наблюдатель: "Делал ли он/она то-то и то-то?", "В какой мере он/она делали то-то и то-то?"
 
Наблюдение за интерактивным поведением
Наблюдение за работой группы не всегда сосредоточено только на процессе выполнения задания, так как не столько важно, что делают участники, сколько то, как они это делают, т. е. поведение участников и мотивы их поступков. Однако эта область гораздо более сложна для наблюдения, чем процесс выполнения задания, поэтому наблюдение здесь будет в большей степени возложено на вас как на самого опытного и умелого из наблюдателей. Главная сложность в том, что вы наблюдаете за поведением людей, которое не всегда бывает именно тем, чем кажется, и которое, кажется, гораздо легче объяснить, чем просто зафиксировать его проявление.

Объяснение поведения легко может оказаться ошибочным, однако зафиксированные и идентифицированные моменты поведения могут быть представлены на обсуждение, которое может пролить свет на истинные мотивы того или иного поведения.
Учащихся в краткие сроки можно натренировать на наблюдение за поведением игроков, правда, в ограниченном спектре, ведь высокого уровня мастерства в этом плане можно достичь только благодаря программам обучения тренеров-консультантов. Умение наблюдать за поведением людей обязательное качество тренера-консультанта, так как в огромном количестве случаев вы будете иметь дело с другими людьми студентами вашего курса и их взаимоотношениями иногда даже в большей мере, чем с самим процессом обучения и его задачами.
Простой учет вклада участников
Самой простой формой наблюдения и последующего анализа поведения группы является простой учет вклада участников. Внеся имя участника, вы начинаете подсчет того, как часто он/она совершал вербальный вклад, т. е. высказывал идеи, вносил предложения и т. д. Разумеется, вклад не обязательно может быть только вербальным, но другие виды вклада анализируются другим способом.
Имена членов группы пишутся на листе бумаги. По мере развития событий участник игры что-то говорит, т. е. вносит вклад, и сообразно этому, напротив его имени наблюдателем ставится "палочка". В конце концов выстроится ряд "палочек" напротив каждого имени, что указывает на количество вкладов, сделанных тем или иным участником в процессе игры. Для легкости счета можно объ-


 
Запись наблюдателя указывает на степень участия каждого члена группы высокую, среднюю или низкую. Председатели собраний и лидеры мероприятий замечают, что некоторые участники были молчаливы, а другие общительны, но не могут сказать, насколько они были молчаливы или общительны. Не все даже могут сказать, был ли тот или иной участник просто молчалив или слишком молчалив.
Однако запись дает несколько больше чем простое констатирование вкладов, а именно подготавливает почву для вопросов на обсуждении.



Содержание раздела