d9e5a92d

Личный отзыв


Вот, например, вопросы, которые могут встречаться на листах флипчарта:
 
Моя самая любимая часть курса это...
Моя самая нелюбимая часть курса это...
Часть курса, которую я терпеть не мог (не могла), это...
Курс прошел бы для меня лучше/был бы более подходящим/ доставил бы мне больше удовольствия, если бы...
Если бы мне пришлось начать этот курс заново, я бы...
Если бы мне пришлось начать этот курс заново, я бы не...
При первом посещении курса, я почувствовал (а)...
Я бы тогда почувствовал (а) себя лучше, если бы...
То, что я ощущаю в настоящий момент, в общих чертах можно выразить как... То, что я чувствую в настоящий момент в отношении курса, это...
 
Самое главное, чему я научился, это...
То, чему я научился во время тренинга и что я применяю в работе, это...
Возможно, у вас будет желание поэкспериментировать с вопросами и типами вопросов, которые вы хотите использовать в отношении вашей особой программы тренинга, вплоть до того, что останется только два листа, из которых один будет озаглавлен "Положительные замечания о программе", а другой "Отрицательные (или менее одобрительные) замечания о программе", либо несколько листов, между этим и приведенным выше списком.
Завершение Планирование действия
Существует бесчисленное множество способов завершения обучающей программы, непохожих на простое "Спасибо и до свидания!". Самым лучшим из них будет тот, при котором остается убеждение, что завершение курса обучения не означает завершения самого обучения и учащиеся, возвращаясь к своей работе, продолжают развиваться и совершенствоваться. Самой простой формой завершения курса обучения может быть так называемый план действий, который учащиеся заполняют по завершении курса, берут с собой на работу, обсуждают с руководством, а затем осуществляют. Просто сказать труднее сделать.

Роль тренера состоит в том, чтобы начать работу и вдохновить учащихся продолжать ее, а также поддерживать связь с практикующими менеджерами, чтобы обеспечить соответствие игровых ролей реальности.
Сложность плана действий зависит от вашего желания и желаний ваших учащихся, однако следует забыть о принципе "чем проще, тем выполнимее". Составление любого плана действий включает следующие элементы:

  • Что вы собираетесь делать?
  • Когда или к какому времени вы собираетесь это сделать?
  • Каким образом вы собираетесь это делать?

Несмотря на простоту, данные элементы обладают достаточной емкостью, чтобы обеспечить успешное применение полученных знаний на практике, а решение о том, какие подробности включать делают сами учащиеся. Ниже изображен типичный образец плана действий.
 

Планируемое действие
Когда
Как я это сделаю?
Действие 1 Действие 2 Действие 3
   

Вы можете предложить учащимся запланировать не более трех или четырех действий, хотя бы таких, которые можно выполнить немедленно. Если взять большее количество, это отпугнет учащихся, когда, вернувшись к работе, они подумают о выполнении.
Прочие завершающие мероприятия
Главная ловушка, в которую вы можете угодить по окончании программы, особенно очень успешной, попытка продолжить программу. После того как были охвачены все аспекты обучения, состоялось планирование дальнейших действий и были приняты меры по закреплению пройденного материала, учащиеся, как правило, хотят уйти, в каком бы эмоциональном состоянии они не пребывали. Иногда, однако, эти эмоции слишком сильны, и учащимся нужна помощь, чтобы вернуться в нормальное состояние.

Обычно это происходит в конце раздела, изучающего поведение, при котором складываются взаимоотношения и поощряется открытое проявление чувств.
Один из методов, помогающих дать волю чувствам, это применение вариантов обсуждения при помощи листов флипчарта, ранее уже упомянутого, только с более общими вопросами и утверждениями. Подобные утверждения могут включать:
Если бы мне пришлось именовать курс по названию животного, птицы, насекомого, рептилии, рыбы и т. д., я бы назвал...
Если бы этот курс был книгой, пьесой или фильмом, он бы носил название...


Больше всего о группе я запомню... Самой трудной частью (периодом) для меня было...
Если бы мне опять пришлось работать с этой группой с самого начала, я бы...
В качестве варианта может быть включение в обсуждение вас, тренера, ведь вы, в конце концов, были все это время неотъемлемой частью группы (возможно, по политическим соображениям стоит согласовать ваше участие с группой). Другим вариантом, правда более длительным по времени, будет предложить группе учащихся написать сочинения, изложив свои собственные взгляды или мнения по поводу группового задания.
 
И снова существует определенное количество вариантов в отношении практического применения. Некий полезный метод предусматривает предоставление учащимся нескольких минут на подготовку к ответу по поводу тех или иных утверждений, а затем каждого приглашают сделать презентацию своих ответов в любом порядке перед товарищами по обучению, сидящими в кружок. Если учащиеся все еще испытывают дискомфорт, выступая перед группой, группу делят на пары или тройки, и презентация ответа происходит соответствующим для данной группы образом; затем всю группу собирают вместе для презентаций ответов, в большей степени относящихся к группе в целом.
Личный отзыв
Последним примером завершающего или прощального мероприятия могут стать листы бумаги, на каждом из которых в верхней части указано имя учащегося. Листы раздаются участникам, и каждого просят написать свой отзыв о том человеке, чье имя написано на листе, причем допускаются как анонимные комментарии, так и за подписью автора. Когда все отзывы написаны, листы передаются человеку, к которому они относятся, чтобы он взял это себе на память.
Если вы сомневаетесь, все ли отзывы будут положительными и не будет ли среди них недобрых, лучше вообще не применяйте этот ме-
 
тод, поскольку отношения, которых удалось достичь во время программы, могут быть разрушены всего лишь одним недобрым отзывом, однако это не значит, что вам следует применять это рискованное задание только в том случае, если вы уверены, что все будут говорить друг другу комплименты.
Независимо от того, какой тип завершающих мероприятий вы используете, имейте наготове достаточное количество носовых платков!
После завершения программы тренинга
Мероприятия по практическому обучению и повышению квалификации не прекращаются с завершением программы тренинга и могут использоваться в различных ситуациях, включая:

  • создание команд на работе;
  • практические тренинги на работе, проводимые менеджером или "внутренним" тренером;
  • аттестация после тренинга.

Создание команд и повышение квалификации
Серьезное внимание в организациях уделяется построению команд, и лидеру команды предоставляется большое количество возможностей в организации мероприятий по развитию команд, либо во время коротких перерывов в работе, либо более продолжительно во время "дней здоровья". Под последним обычно подразумеваются различные учебные мероприятия на воздухе, но и менее интенсивные практические занятия подобного типа могут проводиться лидером группы либо в помещении, либо на открытом воздухе.
Подвижные игры на открытом воздухе в помощь развитию навыков работы в команде
В качестве подобной игры, требующей минимального физического действия (в противоположность многим играм такого типа, которыми насыщены тренинги вне аудитории), я бы порекомендовал одну, которую я считаю не только ценной, но также побуждающей к творчеству и доставляющей удовольствие. Существует множество вариантов этой игры, однако основа ее лежит в построении башни из конструктора "Лего".
 
Если в игре принимает участие одна команда, ее следует разделить на несколько меньших команд, если имеется несколько команд, они соревнуются друг с другом. Цель каждой команды как можно быстрее и лучше построить кран, способный поднимать тяжелые предметы (предметы могут быть любые, например двухлитровая бутыль лимонада или другого напитка, полбутылки виски, помещенной во взвешенный контейнер неправильной формы, и т. д.). Каждой команде предоставляются соответствующие материалы (тонкие палочки, садовый камыш, детали конструктора "Лего", трос, клейкая лента и т. д.) и для каждой команды назначается лидер (и, по возможности, наблюдатель). Лидер команды проходит краткий инструктаж по поводу того, что нужно сделать: построить кран, который поднимет предмет. Команда-победитель определяется из суммы следующих критериев: скорость подъема, высота подъемника, вес подъемника и любой другой дополнительный вес, применение материалов (всех или некоторых из предоставленных), а также насколько полно были выполнены поставленные задачи.

До того как команды приступят непосредственно к строительству, им предоставляется время на планирование своего задания, включая цели и критерии оценки. В это время команды могут потренироваться в самом строительстве, однако они получат "груз" не ранее, чем за пять минут до демонстрации результата.
Как в случае с другими практическими заданиями, за игрой следует обсуждение, в которой основное внимание концентрируется на умении участников работать в команде, эффективности лидера команды, использовании моделей поведения, применении навыков и опыта, планировании задач и т.



Содержание раздела