d9e5a92d

Индивидуальное и групповое поведение


Другие книги указаны в библиографии; помимо них существуют статьи, с которыми можно ознакомиться в журналах, посвященных моделированию и играм, а также в специальных журналах для специалистов по производственному тренингу, учителей и представителей таких профессий, как сиделки, молодежные руководители и специалисты, занимающиеся образованием взрослых в развивающихся странах. При чтении этой литературы следует остерегаться одной опасности. При написании какого-либо труда неизбежно создаешь впечатление, будто некий совет должен восприниматься точно и буквально. На бумаге сложно передать все тонкости неточных формулировок, широких обобщений и вопросов большей или меньшей определенности.

Любой автор хочет выражаться яснее, но это часто означает ложную четкость и несет в себе оттенок категоричности. Всегда старайтесь учиться на чужом опыте, но не относитесь к чужим словам как к истине в последней инстанции. Они написаны на бумаге, а не высечены в камне.

Лучшим подходом будет являться отбор материала и приспособление его к собственным потребностям.
Конечно, с печатной страницы можно узнать далеко не все. Остальное должно приобретаться практикой. Главное, чему нужно научиться, это способам, которые испытывают и применяют другие организаторы ролевых игр, и посмотреть, как организует ролевую игру опытный фасилитатор.

Участвовать в процессе бывает даже лучше, чем наблюдать его извне, и никому не стоит упускать такую возможность. Часты ситуации, когда надо помочь коллеге и сыграть какую-то небольшую роль, а это позволяет познать процесс изнутри и тем приобрести бесценный опыт.
Наблюдение за организацией ролевых игр другими наставниками и личное участие в этих упражнениях является одним из способов обучения - другим же становится самостоятельная попытка опробовать свое мастерство. Существуют два способа, которыми это можно осуществить без риска потерпеть неудачу вместе с группой учеников. Первый состоит в проведении простых ролевых игр или отдельных частей других, более разработанных, где группа коллег превратится в подопытных кроликов.

Второй заключается в проведении какихнибудь ролевых игр под супервизией более опытного учителя. Первый метод полезен также для развития новых идей и написания новых ролевых игр; последний является хорошим средством для восстановления сил и создания новых подходов.
 
ПАМЯТКА. Когда будете искать подопытных кроликов, не забудьте домочадцев и друзей.
 
 
Индивидуальное и групповое поведение
 
Идея самосовершенствования и тренинга обычно воспринимается людьми с некоторой тревогой, и все усилия поддерживаются только твердым чувством собственной правоты. Однако восприимчивость к индивидуальным и групповым процессам можно развить интересным и приятным способом. Возможности к этому лежат на каждом шагу, и процесс обучения не прерывается.
При любой встрече с группой людей, поставивших перед собой какую-нибудь задачу, - с комиссией, рабочим коллективом, публичным митингом - обычно удается постоять в сторонке и посмотреть, как общаются друг с другом ее члены. Наблюдение может быть общим, к примеру, ограничивается ли группа обсуждением, логичны ли доводы сторон или сколько человек верховодят в дискуссии. В качестве альтернативы может быть использована система анализа.

Предлагались разные системы, некоторые из которых рассматриваются в главе 5, но каждый может с тем же успехом вывести свою собственную. Главное - понять последствия и смысл каждого выступления, а не фактически произнесенные слова.
Здесь так же возможно на мгновение отстраниться от частных интеракций и спросить у себя, какую цель преследуют говорящие своими замечаниями, или понаблюдать за ними, рассматривая их в совокупности и задумываясь над эмоциональным, аффективным содержанием их диалога.
Наконец, важно изучить слова и поступки, в которых проявляется ролевое поведение. Что заставляет нас идентифицировать говорящих как священника или морского офицера - голос? интонации? Чем отличается одежда или поведение полицейского на службе и вне ее? Можно ли по манерам и поведению узнать фермера, лавочника, учителя, писателя?



Если да, то когда и как срабатывают эти знаки? Насколько они универсальны или индивидуальны?
ПАМЯТКА. Изучить человеческое поведение можно также по пьесам опытных драматургов - например, Алана Беннетта.
После того как я обосновал необходимость наблюдения за чужим поведением для развития чувствительности к нюансам речи и поступкам окружающих, позвольте мне выступить с двумя предостережениями. Первое касается правильной расстановки приоритетов. Важнейшим делом является участие в групповых упражнениях, помощь в принятии решений, установление хороших отношений с окружающими. Если вы намереваетесь жить созидательно, в гармонии с окружающим миром, то наблюдение за поведением других людей и его анализ всегда!должны стоять на втором месте. Отвратителен человек, который постоянно умывает руки, чья хата всегда с краю, кто следит, но никогда не участвует, комментирует недостатки других, но никогда не рискует выставить напоказ свои собственные.

Нам всем известен тип психолога-любителя, который на вечеринке стоит особняком и наблюдает за толпой, анализируя глупое, насквозь человеческое, поведение масс. Наблюдайте, подмечайте, анализируйте, но вместе с тем приобретите способность делать это тактично, превращая процесс в почти бессознательное запоминание для последующего восстановления и обучения.
 
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
 
Не замыкайтесь в роли вечного зрителя и критика. И не думайте, что видите вещи такими же, какими их видят другие.
 
Второе предостережение: не надейтесь, что в случае, если вы сочтете реакцию поддерживающей, агрессивной, нацеленной на дальнейшую информацию, авторитарной, уводящей от задачи или какой угодно еще, другие воспримут ее в точности так же. Интерпретируйте ее всеми возможными средствами, но не обманывайтесь непременной правильностью своего толкования или его совпадением с оценкой ситуации другими людьми. При первой возможности проверяйте свое восприятие, спрашивая участников об их видении ситуации и отношении к дискуссии.

Сделать это, конечно, удается не всегда, но очень важно периодически корректировать свои впечатления, чтобы не настроить, занимаясь интерпретациями, воздушных замков.
 
Самопознание
Те, кто организует и контролирует ролевые игры, оказываются в непривычном положении по отношению к своим ученикам: они частично возлагают на ученика ответственность за управление учебным процессом. Но эта свобода самовыражения сама по себе тоже ставит учеников в положение, когда они могут нечаянно обнаружить свои эмоции и чувства. Наставник властен и обязан контролировать степень, до которой вовлеченность ученика в процесс используется либ творчески, либо деструктивно.

У незрелого наставника, попавшего в такие условия, отсутствует внутренняя целостность, он может не сознавать собственной слабости или подпадать под власть предубеждений. Поэтому наставники должны прилагать усилия и быть ответственными за знание самих себя.
Проще всего сделать это путем участия в каком-нибудь из многих групповых упражнений, доступных в настоящее время. Они выступают под различными названиями: тренинг сенситивности, шаг за грань (Outward Bound), группа встреч, гештальт и пр. Общей для них является обстановка, в которой каждый член группы получает от окружающих обратную связь по поводу воздействия на них своего поведения и впечатления, которое он на них производит. Кроме того, необходимой оказывается атмосфера поддержки, когда члены группы получают от окружающих поддержку и помощь.

Это более характерно для групп встреч и гештальта, чем для Т-групп или тренинга сенситивности.
Проблема состоит в нахождении группы, где каждый сможет разрушить естественные барьеры, мешающие быть откровенным, и все же остаться в благополучии и безопасности. Здесь нет простых ответов, и нужно всегда иметь достаточно ответственности, чтобы отказаться от групп, если опыт становится чересчур драматичным или деструктивным. Максимум, что можно отметить в этой связи, это малая, как показывают исследования, значимость названия, ярлыка, которым обозначается характер работы в группе.

Важность же представляют зрелость, надежность, сила личности, опыт и талант фасилита-тора. Хороший ведущий проводит хорошие группы.
Но так ли все это необходимо? Что ж - откровенно говоря, нет. Все, что вам нужно, это друзья, которые достаточно восприимчивы, чтобы увидеть воздействие ваших поступков, достаточно честны, чтобы сказать вам о них, и достаточно заботливы и чутки, чтобы поддержать вас в случае, если информация окажется неприятной.

Важно иметь перед собой зеркало, которое скажет вам правду, и в то же время чувствовать рядом плечо друга, который поможет вам сжиться с открывшимся имиджем и, возможно, изменить его к лучшему.



Содержание раздела