http://www.barcelona-today.ru/20187.html         d9e5a92d

Демонстрация


Одна участница может сыграть роль дочери, которая спрашивает, можно ли ей прийти домой поздно, другая же сыграет кого-то из родителей. Аналогичным образом ученик может разыграть свою попытку попросить начальника о прибавке зарплаты; в качестве альтернативы он может изобразить ситуацию, описанную другим учащимся, чтобы убедиться в правильном ее понимании. Эта категория очень тесно примыкает к драме. Она и вправду во многом пересекается с импровизированным уличным театром или образовательной драмой. Фабула и ключевые моменты диалога в обоих случаях будут согласовываться заранее. Участники могут спокойно прорепетировать свои действия, хотя бы про себя, и, кроме того, в отличие от привычного театра, целью игры является развязывание дискуссии и другой образовательной активности. Можно представить группу учеников, изображающих конфликт между землевладельцем и крестьянами в восемнадцатом веке, вызванный крупномасштабным огораживанием общинных земель в Англии тех времен, как часть учебного моделирования на уроке истории или эту же сцену, но проигранную профессиональными актерами.

Различие состоит в том, что именно делают игроки для себя, в уровне их актерского мастерства и восприятии ими роли - либо актерском, либо ученическом.
Суть заключается в слабой эмоциональной включенности учеников, разыгрывающих роли. Им нужно понимать ситуацию и получать инструктаж, если они сосредоточатся на ее фактах. Зрители как таковые окажутся не нужны, а первые стадии дебрифинга могут быть ограничены исправлением каких-либо фактических ошибок, прежде чем развернется дискуссия или начнется другое занятие в рамках заданной темы.
 
В. Демонстрация
 
Между этой категорией и предыдущей существует значительное сходство, однако в данном случае цель заключается в демонстрации, которая может быть скопирована учеником. Речь идет о том, что социальные психологи называют образцом для подражания. Продавец, демонстрирующий, как заключить сделку с клиентом; социальный работник, показывающий родителям, как играть с ребенком; психолог, демонстрирующий тактику действий при агрессии, или преподаватель иностранного языка, который на конкретном примере показывает особое построение фразы - все это примеры, относящиеся к данной категории.
Эмоциональная включенность здесь снова оказывается минимальной. Внимание сосредотачивается на демонстрируемой или описываемой технике, а игрокам, скорее всего, не понадобится инструктаж, так как они будут воспроизводить знакомые действия. Чаще всего наставники сами проводят демонстрации; в этом случае вероятно, что ученики будут инструктированы как зрители, чтобы знать, чего ждать и на что обращать внимание.
Отчетная сессия не должна принести никаких проблем, за исключением необходимости гарантировать способность учащихся различать важнейшие действия образца. Обсуждение должно привести к составлению списка таких действий.
 
С. Тренировка
 
В двух описанных вариантах ролевые игры встречаются сравнительно редко, во всяком случае - в их чистой форме, хотя мы увидим, что эти разновидности зачастую выступают как составные части ролевых игр других типов. Такой вариант распространен гораздо шире. Типичными ситуациями оказываются случаи, когда молодые люди упражняются в социальных навыках; ученики пробуют свои силы в иностранном языке в практической ситуации; менеджеры, консультанты и полицейские развивают навыки проведения собеседований; учителя, продавцы или сиделки психиатрических отделений совершенствуют свои способности к общению с учениками, покупателями или пациентами.
Подготовка к ролевым играм данной группы должна быть тщательной и методичной. Очевидно, что ученик должен понимать поставленную задачу. Необходимо составить определенные указания по способу выполнения работы - например, список, где будет перечислено, что можно, а что нельзя делать; перечень процедур или набор последовательных инструкций.

Такой же первоначальной схемой можно руководствоваться для направления зрителей и проверки выступления учеников.
К примеру, простой набор инструкций для упражнения в проведении собеседования мог бы выглядеть следующим образом: Успокойте пришедших на собеседование; проверьте правильность анкетных данных; выясните причины, по которым заявители ищут работу, расскажите что-нибудь о работе, удостоверьтесь еще раз, что их мотивы поиска и прошлые заслуги соответствуют профессиональным требованиям; в конце встречи дайте кандидатам возможность задать любые вопросы; сообщите им, когда и как вы с ними свяжетесь; поблагодарите их за то, что пришли.


 
: ПОДСКАЗКА. Инструкции, которые вы собираетесь давать, полезно записы- ; '. вать заранее. Это помогает избежать ошибок и промахов.
 
Этот список будет вручен зрителям, которых попросят проверить, чтобы все этапы были пройдены, и, если требуется, сделать это в должном порядке. Тогда частью дебрифинга станет проверка, проводимая совместно с учениками относительно выполнения задания в соответствии со списком действий, которые тем предписывалось совершить. Кроме того, наставник и зрители могут также пожелать прокомментировать степень, в которой игроки достигли своих целей и сумели, например, успокоить соискателя или выяснить детали какого-нибудь сложного периода в его или ее жизни.

При этом им, возможно, поможет то обстоятельство, что большинством ролевых игр этого типа предполагается участие второго актера, который играет роль интервьюируемого, покупателя, пациента или кого-то еще, кто оказывается нужным в рамках конкретного контекста. Эти второстепенные игроки смогут обеспечить непосредственную обратную связь и сообщить, в какой степени их успокоили или сколь успешно у них выманили щекотливую информацию, и т. д.
Здесь можно видеть, как появляется элемент эмоционального риска, несмотря на то что главная цель этой категории ролевых игр состоит в проигрывании заранее предопределенной последовательности действий, а наставник может сделать все возможное для беспристрастного отношения к процессу. Ученика просят выполнить задание на глазах у зрителей, и это выступление наблюдается и критикуется. Кроме того, в ролевых играх бывают отдельные ситуации, Rогда одним из критиков может оказаться лицо, уже успевшее пострадать от неловкости ученика.

Конечно, неподдельность и степень этого страдания будут меняться в зависимости от достоверности постановки, но даже при простейшем урегулировании ситуация сохранит в себе элемент повышенной чувствительности.
Наставник может контролировать уровень эмоций, порождаемых ролевой игрой, в той мере, в которой ситуация прорисована и даны специальные инструкции для игроков. Понятно, что сам по себе процесс приобретения железнодорожного билета не предполагает проявления каких-то эмоций; но они в известной мере возникнут, если сказать человеку, играющему кассира, что кассир плохо слышит или недолюбливает расу или вероисповедание, к которым принадлежит протагонист. И наоборот: обрушить на кого-либо известие о несчастном случае, естественно, означает травмировать этого человека, но если осторожно провести ученика через серию градуированных упражнений и после вооружить его детальным методом подхода к делу, то сессию тренинга можно сделать приемлемой.

Самое серьезное эмоциональное расстройство наносится неструктурированными и неожиданными явлениями.
До сих пор мы не касались горизонтального измерения в рисунке 4.1. Когда мы говорим о применении ролевых игр с целью описания или демонстрации, не слишком важно, кто именно описывает и кто демонстрирует. Однако по мере того как мы будем опускаться по таблице вниз, мы обнаружим, что различие между левыми и правыми столбцами становится более значительным.

Там, где функцией ролевой игры является тренировка, роль, которую играет ученик, обязательно должна отличаться от роли наставника или постороннего лица. В подобном случае он играет либо С1, помещая себя в определенную ситуацию - например, заказывая еду; либо С2, имитируя действия другого ученика или, скажем, лица противоположного пола, возраста, расы; либо СЗ, играя роль, в обычных условиях для него не характерную, - например, менеджера, офицера полиции, председателя, с помощью чего он и обучается конкретной технике.
В том случае, когда в ролевой игре участвует наставник или посторонний человек, мы сталкиваемся с тривиальным примером манекена или подложного пациента, на котором тренируются студенты-медики, медсестры или санитары. Это настолько прочно вошло в подготовку, что в Великобритании возникла и процветает целая организация, Служба Спасения (Casualty Union), издающая собственный журнал, в котором печатаются различные советы и подсказки насчет разыгрывания различных ролей при несчастных случаях, Jключая острые нарушения психики.



Содержание раздела