Тогда государство сдерживало рост производства, ставило его в определенные рамки, чтобы не производилось товаров больше, чем может поглотить рынок сбыта, чтобы не было кризиса.
Теперь - наоборот: государство стимулирует рост производства, потому что в условиях научно-технической революции обеспечить соответствие спроса и предложения, производства и потребления товаров можно лишь при определенных темпах роста. Современную экономику иногда называют велосипедной - остановка в развитии грозит падением.
В заключение необходимо рассмотреть те изменения, которые начались в системе государственного экономического регулирования при президенте Рейгане. Эти изменения сначала в прессе называли рейганомикой, а позже приобрели название неоконсервативной реформы государственного регулирования. Толчком к этой реформе стало обострение трудностей государственного регулирования в 70-х годах. Увеличение государственных расходов было эффективной антикризисной мерой, но вело к усилению инфляции. Вначале оставалась альтернатива -кризис или инфляция, альтернатива, позволяющая переносить упор на то или другое.
Но затем кризисные явления и инфляция стали сливаться, так что кризис стал сопровождаться не падением, а ростом цен. Система государственного регулирования заходила в тупик.
Администрация Рейгана решила ослабить государственное регулирование, вернувшись до некоторой степени к старым добрым временам рыночного регулирования. Это означало прежде всего сокращение налогов и государственных расходов, ослабление юридической регламентации бизнеса. Но сократить государственные расходы оказалось значительнее сложнее, чем налоги.
В частности, попытки уменьшить военные расходы столкнулись с сопротивлением военно-промышленного комплекса. Поэтому в наибольшей степени стали сокращаться расходы на социальные программы, на борьбу с бедностью. Но это была сравнительно небольшая доля государственных затрат.
В результате расходы стали превышать доходы, увеличился дефицит бюджета и государственный долг стремительно возрастал.
Следует подчеркнуть, что неоконсервативная реформа не означает отказа от государственного регулирования и полного возвращения к свободным рыночным отношениям. Она лишь переносит центр тяжести с прямого вмешательства государства в экономическую жизнь на косвенные, экономические методы, на денежно-кредитное регулирование.
Экономическое развитие Англии
Особенности промышленного развития
Казалось, Англия должна была выиграть в результате первой мировой войны - она была одной из стран-победительниц. Ее главный конкурент, Германия, был разгромлен, к Англии перешла часть германских колоний, Но выигранная война ухудшила положение английской экономики. В ходе войны Англия потеряла половину своего торгового флота. Связи с колониями ослабли - между Англией и колониями лежали океаны, где караулили немецкие субмарины.
Долг Англии Соединенным Штатам был столь большим, что на его погашение ежегодно тратилось до 40% государственного бюджета.
Весь период между мировыми войнами английская промышленность испытывала хронический застой с массовой безработицей и недогрузкой производственных мощностей. Англии приходилось хуже, чем другим странам, потому что главную роль в ее хозяйстве играли традиционные старые отрасли - угольная, металлургическая, текстильная, а эти отрасли теперь оттеснялись на задний план новыми. Уголь вытеснялся нефтью, относительная потребность в черном металле снижалась; сбыт английских товаров за границей уменьшился: во время войны даже английские колонии завели свою текстильную промышленность, кроме того, английские ткани в Азии вытеснялись японскими, более дешевыми.
Правда в Англии стали развиваться новые отрасли: химическая, автомобильная, электротехническая, авиационная. Но удельный вес этих отраслей пока был невысок, и они не могли стать основой нового промышленного подъема. Поэтому к 1929 г., к началу мирового экономического кризиса, английская промышленность еще не восстановила довоенный уровень производства, а к началу Второй мировой войны производство лишь на 22% превысило уровень 1913 г.
К началу 90-х годов по объему промышленного производства Англию обогнала Италия, и Англия по этому показателю отошла на 5-е место в капиталистическом мире.
Но по сравнению с довоенным периодом промышленность Англии развивается теперь несколько быстрее. За 30 лет (с 1950 г. по 1980 г.) промышленное производство выросло втрое. Чем объясняется это относительное ускорение темпов?
Во-первых, государственным регулированием, стимулирующим экономический рост.
Во-вторых, обновлением основного капитала после войны. Пришлось восстанавливать разрушенные предприятия и обновлять оборудование остальных, потому что во время войны оно износилось. Большие строительные работы вызвали повышенный спрос на рабочую силу, стройматериалы, оборудование - возник строительный бум, экономическою оживление. Но главное - при восстановлении промышленности, происходит технический скачок, который и составляет основное содержание обновления основного капитала. А повышение технического уровня промышленности, естественно, повышает ее возможности, ее конкурентоспособность.
К тому же при обновлении основного капитала происходит и структурная перестройка промышленности: капиталы идут в наиболее перспективные отрасли. И если прежде Англия отставала по развитию именно этих отраслей, то теперь новые отрасли получили усиленный прилив капиталов.
В-третьих, в связи с распадом колониальной системы резко сократился вывоз капиталов из страны, и теперь те капиталы, которые прежде вывозились, стали вкладываться в свою промышленность.
Наконец, в-четвертых, после открытия крупных месторождений нефти в Северном море Англия стала обеспечивать себя нефтепродуктами, получив в условиях энергетического кризиса существенное преимущество перед другими странами.
Монополии и государственное регулирование
До первой мировой войны, как уже отмечалось, Англия отставала от других стран по концентрации производства и образованию монополий. Однако в военные годы, когда выгоднейшие государственные заказы получали самые крупные фирмы, а также в годы межвоенных кризисов и депрессий, когда мелкие и слабые фирмы неуклонно разорялись, процесс монополизации промышленности Англии успешно завершился. В начале 80-х годов из 5 крупнейших монополий мира 3 были американскими и 2 -английскими: Ройял Датч Шелл и Бритиш Петролиум (обе нефтяные).
Ни одна монополия ФРГ или Японии не входит в состав этой первой пятерки.
Среди остальных корпораций заслуживает внимания концерн Юниле-вер - крупнейшая пищевая монополия мира. Этот концерн на своих предприятиях готовит мыло, маргарин и другие продукты. Именно здесь производится подавляющая часть потребляемого в Европе маргарина. Значительная часть сырья поступает из Африки - пальмовое масло, кокосовые и земляные орехи и другие масляничные культуры. Именно там, в Африке, работает половина занятых в концерне.
Концерн номинально англо-голландский (как, впрочем, и Ройял Датч Шелл), а фактически - с участием многих стран. Он имеет свыше 600 дочерних компаний в разных странах.
Из остальных корпораций Англии отметим табачную компанию БАТ индастриз и химическую Империал кемикл индастриз.
Уже из краткого перечня вырисовываются особенности английских корпораций - их колониальный и международный характер. Из 5 перечисленных компаний 4 используют сырье бывших колоний. Ведь нефтяные монополии возникли значительно раньше, чем в Англии нашли свою нефть, да и для выращивания табака климат Англии не подходит.
Из 5 компаний две даже по названию - транснациональные. Фактически транснациональными являются и остальные.
Такими же особенностями отличается и финансовый капитал Англии. В отличие от промышленных корпораций, в первую пятерку крупнейших банков мира не входит ни один английский, в первую же десятку - два: Барклейз банк и Вестминстер банк. Но большая четверка английских банков имеет больше заграничных филиалов, чем банки других стран.
Государственное регулирование хозяйства в Англии развивалось несколько иначе, чем в США. Как и в США, пеXвым толчком стал кризис 1929-1933 гг. Государство в эти годы принимало антикризисные меры и для этого создавались специальные государственные органы. Но в Англии была еще и одна форма - организация смешанных государственно-капиталистических компаний, т.е. компаний с участием государственного капитала действующих под государственным контролем.
Такую смешанную форму получило производство и распределение электроэнергии, радиовещание (Би-би-си) и некоторые другие отрасли.
Следующим толчком, усилившим тенденции государственного регулирования, стала вторая мировая война.