Остальные сыновья должны были служить государству и завоевывать себе жизненное пространство.
Таким образом, все хозяйство Германии было переведено в централизованную систему, которой по линии государства управляли лидеры монополистической буржуазии...
Установив контроль над хозяйством, гитлеровское государство начинает экономическую подготовку к войне. В 1936 г. был принят 2-й четырехлетний план, основной задачей которого было обеспечение экономической независимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отраслей, которые составляют базу военной промышленности. Особое внимание уделялось производству эрзацев - синтетических материалов и заменителей: синтетического бензина, синтетического каучука и т.п. Была поставлена цель производить в Германии все, необходимое для ведения войны, но в этой стране не было каучуковых плантаций и нефтяных месторождений, поэтому натуральные ресурсы приходилось заменять синтетическими. В 1940 г. был принят 3-й четырехлетний план, задача которого была более узкой - развить военное производство и военно-промышленный потенциал.
Планирование фашистской Германии не было индикативным - преобладали административные методы управления. Впрочем, в экстремальных условиях, условиях подготовки к войне и войны, такие методы оказались достаточно эффективными.
Во-первых, военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попадавшие в категорию важных для ведения войны, подлежали ликвидации. В результате военная продукция составила 80% всей промышленной продукции страны, а недостающая продукция доставлялась из оккупированных стран.
Во-вторых, из оккупированных стран доставлялись и ресурсы для военного производства. Из них поступала половина потребляемого металла, четверть каменного угля и подавляющая часть нефтепродуктов. Германия использовала и трудовые ресурсы оккупированных стран: к концу войны на ее территории работало около 10 млн. иностранных рабочих, труд которых, конечно, оплачивался очень дешево.
В-третьих, развитию промышленности способствовали специфические фашистские источники ее финансирования: захват собственности демократических организаций (только в Рабочем банке было захвачено 5 млрд. марок), конфискация собственности не арийцев, ограбление оккупированных стран. В составе германской армии были специальные экономические части, которые занимались сбором и отправкой в Германию разнообразных ценностей - от запасов зерна до художественных коллекций.
Наконец, в-четвертых, развитию промышленности способствовало резкое сокращение расходов на заработную плату. Гитлер выполнил обещание дать работу безработным, но зарплата была ниже обычной - лишь немногим выше пособия по безработице. Это позволяло промышленникам впоследствии выравнивать зарплату, понижая зарплату остальным рабочим.
Была введена трудовая повинность для молодежи, т.е. принудительный бесплатный труд, в котором должны были участвовать все молодые немцы. Был введен принудительный бесплатный труд для заключенных концлагерей.
Таким образом, в организации военного хозяйства преобладали принудительные, внеэкономические методы. Эта специфическая военная экономика стала разрушаться лишь по мере того, как начали выходить из под контроля оккупированные страны и территории.
Экономическое чудо и его причины
Довоенный уровень промышленного производства в ФРГ был восстановлен несколько позже, чем в других европейских странах - только в 1951 г. И не только из-за больших военных разрушений. Восстановление хозяйства задерживали проводимые в стране реформы по ликвидации военной промышленности, по разукрупнению монополий, задерживали финансовое истощение страны и наложенные на Германию репарации.
Но затем промышленность ФРГ стала ускоренно развиваться. Среднегодовые темпы роста промышленного производства ФРГ в 1950-1966 гг. составили 9,2%. За период с 1948 г. по 1990 г. промышленное производство ФРГ выросло в 12 раз, тогда как производство развитых капиталистических стран в целом -в 5,7 раза.
В ФРГ производится более 9% промышленной продукции развитых капиталистических стран.
Ускоренный экономический рост разгромленной в войне Германии и ее выдвижение в 50-х гг. на 2-е место в мире журналисты назвали экономическим чудом. Чем это чудо объяснялось?
Во-первых, обновлением основного капитала при усиленном участии государства и низких военных расходах. Поскольку восстановлен довоенный уровень производства несколько позже, чем в других странах, то, следовательно, несколько позже было завершено и обновление основного капитала. А позже - значит на более высокой технической основе, потому что за эти несколько лет производственная техника успела сделать некоторый шаг вперед.
Проводилось обновление капитала в значительной степени силами государства, потому что провести техническое перевооружение ослабленные разукрупнением корпорации оказались не в состоянии. Поэтому в первые послевоенные годы налоги на прибыли корпораций здесь доходили да 90-94%, и эти средства государство использовало для коренной реконструкции промышленности.
Возможность тратить большие средства на реконструкцию повышалась тем обстоятельством, что в 50-х годах на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета: постдамские соглашения запрещали Германии вооружаться. Поэтому те средства, которые в других странах шли на совершенствование оружия, здесь вкладывались в экспериментальные заводы и цеха, в научные исследования. В результате ФРГ оказалась впереди других стран по техническому уровню промышленности.
Во-вторых, в послевоенные годы появилась возможность развивать те невоенные отрасли производства, которые много лет подавлялись фашистским государством. Спрос на товары этих отраслей можно было удовлетворить, но в отличии от других стран, для этого здесь надо было построить новые заводы. Поэтому в 50-х годах капиталовложения в промышленность ФРГ достигали четверти национального продукта, тогда как в Англии или США они составляли не более 17 %.
Но это были временные факторы. По мере того, как развивалась промышленность и насыщала накопленный спрос, по мере того, как заканчивали реконструкцию промышленности, а другие страны усиливали реконструкцию своих предприятий, внутренний рынок стал снова узким.
По мере сужения внутреннего рынка стал увеличиваться экспорт промышленной продукции. Занимая 3-е место среди развитых капиталистических стран по промышленному производству, ФРГ занимает 2-е место по экспорту. Она вывозит товаров намного больше, чем Япония и почти столько же, сколько вывозят США.
В 1989 г. на долю ФРГ пришлось 11,4% совокупного экспорта развитых капиталистических стран, а на долю США - 12%. ФРГ вывозит больше товаров, чем Англия и Франция вместе.
Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование
После окончания войны на Потсдамской конференции было принято решение ликвидировать монополии, которые стояли за спиной Гитлера. В Западной Германии это решение было проведено в жизнь в форме их разукрупнения: гигантский трест делился на ряд самостоятельных компаний. Стальной трест был разбит на 10 частей, концерн Крупна - на 7. Однако ничто не препятствовало им через некоторое время путем слияний восстановиться в прежнем объеме, и в настоящее время ведущие места в списке германских корпораций занимают те же компании, что и в годы фашизма.
К началу 80-х годов среди 10 крупнейших банков мира не было ни одного германского. Из 20 крупнейших промышленных корпораций мира -лишь одна германская, Сименс, да и та занимает предпоследнее место.
В 80-х годах в хозяйстве ФРГ господствовало несколько финансовых групп. Крупнейшая из них, которую возглавляют Немецкий банк и электротехническая корпорация Сименс, контролируют 1/3 акционерного капитала страны. В ее состав вошли концерн Тиссен до этого составляющий самостоятельную группу, АЭГ, прежде входивший в состав группы Дрезденского банка, Даймлер-Бенц.
Группа контролирует предприятия черной металлургии, электротехнические, автомобильные и др.
На втором месте - группа, возглавляемая Дрезденским банком и концерном Крупна. В ее составе - предприятия черной металлургии, машиностроения, некоторых отраслей легкой промышленности, 3-е место занимает группа Коммерческого банка, контролирующая торговые компании, машиностроительные и строительные концерны.
Нетрудно заметить, что головное положение в финансовых группах ФРГ занимают рядом с банками и промышленные корпорации. Более того, еще недавно некоторые промышленные корпорации (Тиссен, Флик, химические компании - наследницы Фарбениндустри) составляли самостоятельные группы, без банков. Это было следствием относительного ослабления власти банков над промышленностью после мировых войн.
После войны большую тройку германских банков пришлось даже спасать от банкротства, потому что их капитал к этому времени в основном составляли долговые обязательства фашистского государства, которые, конечно, теперь ничего не стоили.
Другая особенность корпораций и финансовых групп ФРГ- далеко зашедший процесс диверсификации. Отрасли разрезаны между разными группами и в составе разных групп - одни и те же отрасли.Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два обстоятельства: старая традиция образования многоотраслевых монополий с расчетом на самообслуживание (Крупп, Стальной трест), разукрупнение монополий после войны: разукрупненные компании сращивались уже с учетом процесса диверсификации.
Государственный сектор ФРГ сравнительно невелик - меньше 20% акционерного капитала страны. В послевоенные годы здесь не проводилась национализация. В руки боннского правительства перешла собственность фашистского государства и военных преступников, а в дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства. Впрочем, государственные компании дают 95% электроэнергии ФРГ, 75% каменного угля, 80% железной руды, 50% алюминия, 40% автомобилей.
В руках государства находится почти вся инраструктура. В кредитной системе страны также господствует государственный сектор. Через государственный бюджет проходит около 40% валового национального продукта и именно бюджет является главным государственным регулятором экономического развития.
В ФРГ, как и во Франции, практикуется индикативное планирование. Государственные программы воздействия на экономику разделяются на краткосрочные (антициклические) и долгосрочные (структурные), связанные с прогнозированием и программированием. Антициклические меры заключаются в том, что в периоды спадов государство увеличивает инвестиции, в основном в отрасли инфраструктуры, и усиленно субсидирует промышленников, а в годы подъема государственные инвестиции и субсидии уменьшаются. Долгосрочное планирование ориентировано на поддержание оптимальной структуры производства.
Государство стимулирует развитие наиболее перспективных для Германии отраслей и одновременно поддерживает развитие малорентабельных производств и инфраструктуры.