d9e5a92d

Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование


Остальные сыновья должны были служить государству и завоевывать себе жизненное пространство.
Таким образом, все хозяйство Германии было переведено в централизованную систему, которой по линии государства управляли лидеры монополистической буржуазии...
Установив контроль над хозяйством, гитлеровское государство начинает экономическую подготовку к войне. В 1936 г. был принят 2-й четырехлетний план, основной задачей которого было обеспечение экономической независимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отраслей, которые составляют базу военной промышленности. Особое внимание уделялось производству эрзацев - синтетических материалов и заменителей: синтетического бензина, синтетического каучука и т.п. Была поставлена цель производить в Германии все, необходимое для ведения войны, но в этой стране не было каучуковых плантаций и нефтяных месторождений, поэтому натуральные ресурсы приходилось заменять синтетическими. В 1940 г. был принят 3-й четырехлетний план, задача которого была более узкой - развить военное производство и военно-промышленный потенциал.

Планирование фашистской Германии не было индикативным - преобладали административные методы управления. Впрочем, в экстремальных условиях, условиях подготовки к войне и войны, такие методы оказались достаточно эффективными.
Во-первых, военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попадавшие в категорию важных для ведения войны, подлежали ликвидации. В результате военная продукция составила 80% всей промышленной продукции страны, а недостающая продукция доставлялась из оккупированных стран.
Во-вторых, из оккупированных стран доставлялись и ресурсы для военного производства. Из них поступала половина потребляемого металла, четверть каменного угля и подавляющая часть нефтепродуктов. Германия использовала и трудовые ресурсы оккупированных стран: к концу войны на ее территории работало около 10 млн. иностранных рабочих, труд которых, конечно, оплачивался очень дешево.
В-третьих, развитию промышленности способствовали специфические фашистские источники ее финансирования: захват собственности демократических организаций (только в Рабочем банке было захвачено 5 млрд. марок), конфискация собственности не арийцев, ограбление оккупированных стран. В составе германской армии были специальные экономические части, которые занимались сбором и отправкой в Германию разнообразных ценностей - от запасов зерна до художественных коллекций.
Наконец, в-четвертых, развитию промышленности способствовало резкое сокращение расходов на заработную плату. Гитлер выполнил обещание дать работу безработным, но зарплата была ниже обычной - лишь немногим выше пособия по безработице. Это позволяло промышленникам впоследствии выравнивать зарплату, понижая зарплату остальным рабочим.

Была введена трудовая повинность для молодежи, т.е. принудительный бесплатный труд, в котором должны были участвовать все молодые немцы. Был введен принудительный бесплатный труд для заключенных концлагерей.
Таким образом, в организации военного хозяйства преобладали принудительные, внеэкономические методы. Эта специфическая военная экономика стала разрушаться лишь по мере того, как начали выходить из под контроля оккупированные страны и территории.

Экономическое чудо и его причины
Довоенный уровень промышленного производства в ФРГ был восстановлен несколько позже, чем в других европейских странах - только в 1951 г. И не только из-за больших военных разрушений. Восстановление хозяйства задерживали проводимые в стране реформы по ликвидации военной промышленности, по разукрупнению монополий, задерживали финансовое истощение страны и наложенные на Германию репарации.
Но затем промышленность ФРГ стала ускоренно развиваться. Среднегодовые темпы роста промышленного производства ФРГ в 1950-1966 гг. составили 9,2%. За период с 1948 г. по 1990 г. промышленное производство ФРГ выросло в 12 раз, тогда как производство развитых капиталистических стран в целом -в 5,7 раза.

В ФРГ производится более 9% промышленной продукции развитых капиталистических стран.


Ускоренный экономический рост разгромленной в войне Германии и ее выдвижение в 50-х гг. на 2-е место в мире журналисты назвали экономическим чудом. Чем это чудо объяснялось?
Во-первых, обновлением основного капитала при усиленном участии государства и низких военных расходах. Поскольку восстановлен довоенный уровень производства несколько позже, чем в других странах, то, следовательно, несколько позже было завершено и обновление основного капитала. А позже - значит на более высокой технической основе, потому что за эти несколько лет производственная техника успела сделать некоторый шаг вперед.
Проводилось обновление капитала в значительной степени силами государства, потому что провести техническое перевооружение ослабленные разукрупнением корпорации оказались не в состоянии. Поэтому в первые послевоенные годы налоги на прибыли корпораций здесь доходили да 90-94%, и эти средства государство использовало для коренной реконструкции промышленности.
Возможность тратить большие средства на реконструкцию повышалась тем обстоятельством, что в 50-х годах на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета: постдамские соглашения запрещали Германии вооружаться. Поэтому те средства, которые в других странах шли на совершенствование оружия, здесь вкладывались в экспериментальные заводы и цеха, в научные исследования. В результате ФРГ оказалась впереди других стран по техническому уровню промышленности.
Во-вторых, в послевоенные годы появилась возможность развивать те невоенные отрасли производства, которые много лет подавлялись фашистским государством. Спрос на товары этих отраслей можно было удовлетворить, но в отличии от других стран, для этого здесь надо было построить новые заводы. Поэтому в 50-х годах капиталовложения в промышленность ФРГ достигали четверти национального продукта, тогда как в Англии или США они составляли не более 17 %.
Но это были временные факторы. По мере того, как развивалась промышленность и насыщала накопленный спрос, по мере того, как заканчивали реконструкцию промышленности, а другие страны усиливали реконструкцию своих предприятий, внутренний рынок стал снова узким.
По мере сужения внутреннего рынка стал увеличиваться экспорт промышленной продукции. Занимая 3-е место среди развитых капиталистических стран по промышленному производству, ФРГ занимает 2-е место по экспорту. Она вывозит товаров намного больше, чем Япония и почти столько же, сколько вывозят США.

В 1989 г. на долю ФРГ пришлось 11,4% совокупного экспорта развитых капиталистических стран, а на долю США - 12%. ФРГ вывозит больше товаров, чем Англия и Франция вместе.

Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование
После окончания войны на Потсдамской конференции было принято решение ликвидировать монополии, которые стояли за спиной Гитлера. В Западной Германии это решение было проведено в жизнь в форме их разукрупнения: гигантский трест делился на ряд самостоятельных компаний. Стальной трест был разбит на 10 частей, концерн Крупна - на 7. Однако ничто не препятствовало им через некоторое время путем слияний восстановиться в прежнем объеме, и в настоящее время ведущие места в списке германских корпораций занимают те же компании, что и в годы фашизма.
К началу 80-х годов среди 10 крупнейших банков мира не было ни одного германского. Из 20 крупнейших промышленных корпораций мира -лишь одна германская, Сименс, да и та занимает предпоследнее место.
В 80-х годах в хозяйстве ФРГ господствовало несколько финансовых групп. Крупнейшая из них, которую возглавляют Немецкий банк и электротехническая корпорация Сименс, контролируют 1/3 акционерного капитала страны. В ее состав вошли концерн Тиссен до этого составляющий самостоятельную группу, АЭГ, прежде входивший в состав группы Дрезденского банка, Даймлер-Бенц.

Группа контролирует предприятия черной металлургии, электротехнические, автомобильные и др.
На втором месте - группа, возглавляемая Дрезденским банком и концерном Крупна. В ее составе - предприятия черной металлургии, машиностроения, некоторых отраслей легкой промышленности, 3-е место занимает группа Коммерческого банка, контролирующая торговые компании, машиностроительные и строительные концерны.
Нетрудно заметить, что головное положение в финансовых группах ФРГ занимают рядом с банками и промышленные корпорации. Более того, еще недавно некоторые промышленные корпорации (Тиссен, Флик, химические компании - наследницы Фарбениндустри) составляли самостоятельные группы, без банков. Это было следствием относительного ослабления власти банков над промышленностью после мировых войн.

После войны большую тройку германских банков пришлось даже спа­сать от банкротства, потому что их капитал к этому времени в основном составляли долговые обязательства фашистского государства, которые, конечно, теперь ничего не стоили.
Другая особенность корпораций и финансовых групп ФРГ- далеко зашедший процесс диверсификации. Отрасли разрезаны между разными группами и в составе разных групп - одни и те же отрасли.Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два обстоятельства: старая традиция образования многоотраслевых монополий с расчетом на самообслуживание (Крупп, Стальной трест), разукрупнение монополий после войны: разукрупненные компании сращивались уже с учетом процесса диверсификации.
Государственный сектор ФРГ сравнительно невелик - меньше 20% акционерного капитала страны. В послевоенные годы здесь не проводилась национализация. В руки боннского правительства перешла собственность фашистского государства и военных преступников, а в дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства. Впрочем, государственные компании дают 95% электроэнергии ФРГ, 75% каменного угля, 80% железной руды, 50% алюминия, 40% автомобилей.

В руках государства находится почти вся инраструктура. В кредитной системе страны также господствует государственный сектор. Через государственный бюджет проходит около 40% валового национального продукта и именно бюджет является главным государственным регулятором экономического развития.
В ФРГ, как и во Франции, практикуется индикативное планирование. Государственные программы воздействия на экономику разделяются на краткосрочные (антициклические) и долгосрочные (структурные), связанные с прогнозированием и программированием. Антициклические меры заключаются в том, что в периоды спадов государство увеличивает инвестиции, в основном в отрасли инфраструктуры, и усиленно субсидирует промышленников, а в годы подъема государственные инвестиции и субсидии уменьшаются. Долгосрочное планирование ориентировано на поддержание оптимальной структуры производства.

Государство стимулирует развитие наиболее перспективных для Германии отраслей и одновременно поддерживает развитие малорентабельных производств и инфраструктуры.



Интересные записи



Содержание раздела