d9e5a92d

Хозяйствование технология земледелия и т.п.


  • Методология результат усилий философии, математики, а не специальных наук. Но философы оказались несостоятельными в этом деле, а поэтому экономистам важно самим решить эту проблему создать метод своей науки.

  • мой поиск и его результат

  • Адепт эпигон апологет обскурант ???


    «ДОМОХОЗЯЙСТВО» КСЕНОФОНТА
    В истории экономических учений особое значение имеет первая экономическая книга, которую написал Ксенофонт. Ей следует уделить специальное внимание как важному факту, на котором только и может быть построена современная экономическая наука. Не все высказанные в ней экономические мысли стали нормой общественного сознания и обществу еще следует учиться у первого своего экономиста.

    У Ксенофонта имеется множество мыслей, которые актуальны и для нашего времени в виду того, что и сегодня они не усвоены общественным сознанием. Например, его идея о том, «Что для одного полезно, для другого может быть вредно». Или такая его мысль? «Кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и собственные и общественные дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки»
    Композиция книги примечательна. Она стройная последовательность идей. В ней угадывается платоновская диалектичность хода мысли:
    Домохозяйство

    Хозяйство хозяин

    Плохой хороший

    Любой земледелец

    Хозяйствование технология земледелия и т.п.

    Его книга содержит примерно 70 страниц. По современным меркам она маленькая брошюра. В ней 21 глава. Названия глав указывает их объекты, а поэтому о содержании книги можно судить только по названиям глав. Книга делиться на две части. В первой речь идет о домашнем хозяйстве, а во второй о земледелии.
    Текст построен как система диалогов: пересказа диалога Сократа и Критобула. В его процессе Сократ передает свой диалог с хорошим хозяином Исхомахом. В свою очередь, последний пересказывает свой диалог с женой.
    В то время еще не обособлялись такие явления как хозяйство, экономика и рынок. Да и сейчас редко кто из экономистов укажет четкое различие этих феноменов. И объектом книги Ксенофонта является скорее хозяйство, т.е. распорядительство в домохозяйстве. Говоря языком ХХ века ее объект менеджмент. В то же время в ней отражены и некоторые вопросы собственно экономики и рынка.
    Рассмотрим по главам основные идеи Ксенофонта.

    1. Определение понятия о хозяйстве.


    В главе дано определение предмета науки домохозяйство. В качестве такого предмета считаются ресурсы, которыми располагает человек. При этом они могут находиться в его доме или в другом месте.

    И функция хозяина состоит в том, чтобы распоряжаться этими ресурсами.
    Ресурсами считаются блага, которые полезны. Бесполезные или вредные блага не является хозяйством. Ресурсами являются ценности или имущество.

    Все это зависит от умения пользоваться благами. «…ценность есть то, от чего можно получить пользу». «…Полезные предметы считаются ценностями, а вредные - не ценностями». Но ценность может быть двух форм для потребления и для продажи.
    Предметы

    Ценности не ценности

    Для потребления для продажи

    Существуют предметы (деньги, имущество) которые для одного ценность, а для другого не ценность. Ценность есть то, от чего можно получать пользу. Даже деньги не являются ценностями, если ими не умеют пользоваться.
    Дело хорошего хозяина, уметь и врагами пользоваться, чтобы получать пользу и от них. Есть люди, которые обогащаются даже от войн.

    Хозяйство хозяин


    В целом, что является ценностью, а что нет зависит, в конечном счете, от хозяина. На основе определения хозяйства дается определение хозяина с тем, чтобы показать различие хозяев, которые бывают и хорошими и плохими.
    Хозяин

    Плохой - хороший
    Дело хорошего хозяина в хорошем управлении хозяйством. Хороший хозяин будет получать большую плату, если сможет, взяв в свои руки хозяйство, не только исполнять все, что следует, но ещё на излишки обогащать хозяйство. Для этого он должен иметь способности, знания и уметь их применять на практике.

    Если же человек не располагает всем этим, то он не может быть хозяином, а будет рабом своих потребностей или страстей или «невидимых господ» - ничегонеделания, душевной дряблости, азартных игр, вредных знакомств и т.п.


    «Эти госпожи» не мешают хорошим людям быть хорошими хозяевами, а над другими они господствуют. Они становятся «их врагами», «неприятелями»: «…Такие госпожи, пока властвуют над людьми, никогда не перестают мучить тело и душу и разорять их хозяйства»
    В целом. У каждого человека есть хозяйство, пусть даже совсем не большое. Хозяева должны думать на шаг вперед, умело использовать полученные знания и имеющиеся средства по назначению, а главное иметь цель, стремиться к ней и не лениться.

    Надо осваивать науку о домохозяйстве.


    2. Важность науки о хозяйстве
    (Богатство Сократа и бедность
    Критобула. Желание Критобула
    изучить эту науку).
    Критобул молодой человек, богатый, но небрежно относящийся к своему состоянию. В связи с этим он готов освободиться от своих «госпож», т.е. вредных привычек и освоить науку домохозяйствования. Он просит Сократа научить его рациональному хозяйствованию.
    Сократ считал себя богатым человеком, хотя его имущество в сто раз меньше имущества Критобула. Всё то, что было у него в достаточном количестве, ему хватало, а также тот внутренний потенциал, за счет которого жил. Сократ не страдал вещизмом.

    Главное, его душа находилась с гармонией с телом. Он независим.
    Критобула же он считал бедным, в том числе духовно, а это главнее чем быть богатым материально. Критобул создал себе такую репутацию (или имидж современное слово), что ему нужно все больше денег, на то, чтобы принимать иностранцев, угощать их? Но ему не хватало ума на то, чтобы рациональнее пользоваться имеющимися средствами.

    Да, он живет так, чтобы оставался излишек, но это только первый способ. Умный хозяин, если делает излишек из немногого, то сможет сделать излишек и из многого.
    Богатство, только тогда богатство, когда ты подходишь к его управлению с умом и расчетливостью, но с другой стороны, человек материально обеспеченный, не всегда бывает, богат морально. И в зависимости от того, кто как подходит к делу, тот такой результат и получит.
    Сократ готов научить Критобула хозяйствованию не только на основе своего опыта, но и опыта других, в том числе хороших и богатых хозяев.
    Люди одной профессии могли быть богатыми и бедными. Кто занимается делом кое-как, тот терпит убыток, а кто с напряженным заботится о нем, тот исполняет его скорее, легче, и умнее. Поэтому надо работать над собой, познавать, учиться у других с тем, чтобы стать «ловким дельцом»
    3. Хозяйство у дурных и хороших хозяев.
    У одних хозяев вещей столько много, что они многими не пользуются, но, несмотря на это, они никогда не расстанутся с ними. В хорошем хозяйстве каждая вещь знает своё место. Слуги там, где они в заточенье чаще убегают, чем те, которые ходят на свободе.
    Для полноценного хозяйства бессмысленно менять часто рабов, полноценнее самим их с детства приучить к тому, к чему нужно.
    Главное в хозяйствовании умение распоряжаться ресурсами, ценностями, имуществом. Этому надо учиться с тем, чтобы научиться получать прибыль.
    Домохозяйство предполагает мужа и жену. Муж главный и должен научить жену хозяйствованию. Что же касается жены, то, если она хорошая участница в хозяйстве, то она стоит на равных с мужчиной, и имеет большое значение для хозяйства.

    Средства входят в дом благодаря мужчине, а расходуется большая часть женщиной, если её распоряжения хороши, то состояние умножается, если дурны, то уменьшается. Поэтому надо знать хозяйствование с тем, чтобы научить этому и жену.
    Мы должны адекватно оценивать наше состояние и распоряжаться им так, чтобы оно приносило нам прибыль, и лишних вещей было как можно меньше. У всего должен быть порядок: и в хозяйстве, и вещах, и в голове. Если беспорядок, то лишнее время необходимо на поиск этой вещи, а время деньги.

    Взявшись за дело необходимо довести его до конца. Муж и жена чем оба будут находчивее, умнее, рачительнее, тем ценнее будет их хозяйство.

    4. Занятие ремёслами,
    военным делом, земледелием…
    Ксенофонт намерен объяснять хозяйствование земледельца, а поэтому он сравнивает его с другими сферами деятельности - военным, ремеслом. Их достоинства и недостатки. Из них самые благородные дела военное дело и земледелие. Правители всегда заботятся о том, чтобы и земледелие и военное искусство процветали.

    За эти дела награждались подарками. Война защита, такова сущность мужчин. Ремесло это сидячий образ жизни, жизнь без солнца, мало свободного времени.

    Все это дается на основе объяснения исторического факта - диалога могущественного царя Кира и Лисандра.
    У каждой профессии есть свои плюсы и минусы. В разные эпохи приоритеты менялись, но принципы оставались одни и те же. Чем усерднее, активнее, ответственнее человек подходит к делу, тем больше получает награды (либо материальной, либо моральной).
    Достоинства земледелия - труд на природе, который развивает, прежде всего, тело, а следовательно и душу. В целом, по современной поговорке, земледелие обеспечивает «в здоровом теле, здоровый дух». Поэтому необходима постоянная физическая нагрузка для организма, что хорошо обеспечивает земледелие.

    Интересные записи



    Содержание раздела