d9e5a92d

Режим работы в тренинге


Присутствие или отсутствие тренера ей не помогает и не мешает. Вернулся тренер они еще сидят, работают, пишут свой проект. Совершенно нормальная ситуация. Таким образом, можно говорить о том, что оптимальная роль для тренера в группе опирается на нарастающую готовность группы самостоятельно работать и на способность тренера замечать эти изменения, а также на его готовность не мешать этим процессам. Роль тренера настолько пассивна, насколько группа готова работать сама. Тренер всегда готов помогать группе, если это необходимо.

Иными словами, он не выполняет какую-то определенную роль, а просто подстраивается под работу группы.
1.4. РЕЖИМ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ
Существуют определенные стандарты режима работы в тренинге. Большинство проходящих сейчас тренингов длятся два-три дня. По-видимому, эти стандарты сложились на основе здравого смысла и жизненных обстоятельств: с одной стороны, нет возможности отрывать сотрудников от работы на целую неделю, с другой, за один день ничему толком не научиться.
Раньше тренинги длились пять дней возможно потому, что они проходили в основном со студентами, и так было удобнее ставить в расписании. В настоящее время большинство программ сократили до двух-трех дней. Но некоторые тренеры разделили программу на циклы, два-три цикла по 13 дня.

Это очень хороший вариант, позволяющий привязывать результаты тренинга к непосредственной работе персо-нача фирмы.
Более пяти дней тренинг, на мой взгляд, проводить нецелесообразно очень большой объем новой информации и новых установок. Кроме того, тренинг достаточно тяжелая процедура для участников, группу можно настолько перегрузить, что им потребуется несколько дней для отдыха. Вариант в два-три дня хорош потому, что сразу же после тренинга, будучи на эмоциональном подъеме, участники способны хорошо отработать всю рабочую неделю.

Часто бывает, что тренинг проходит в выходные дни субботу и воскресенье, а в понедельник все должны выйти на работу и быть в состоянии отработать до следующих выходных.
Иногда четырехдневный тренинг разбивают на два этапа по два дня, по выходным. В результате может получиться, что участники будут работать три недели без выходных, то есть они отработают пять дней у себя на работе, затем два дня тренинг, следующая неделя пять дней на работе и два дня тренинг. И нужно помнить, что с понедельника они опять идут работать на пять дней, а это очень большая нагрузка.
С другой стороны, если проводить тренинг два дня и через две или три недели еще два дня, то это тоже не очень хорошо, так как теряется связь между этими этапами. Но, конечно, приходится учитывать и мне
1.4. Режим работы в тренинге
ние заказчика, поэтому возможны разные варианты. Лучше исходить из принципа, что три дня подряд лучше, чем три раза по одному дню в неделю. Но в то же время нельзя переутомлять группу, чтобы они, придя после тренинга на работу, не заявили, что так устали, что совсем не могут работать.
Минимальная продолжительность тренинга однодневный тренинг, то есть десять академических часов. Конечно, всю программу уложить в один день очень сложно, но иногда условия заказчика таковы только один день. За один день все же можно добиться некоего результата. Меньше одного дня это уже не тренинг, это просто занятие с элементами тренинга. Тогда это может быть вообще три-четыре часа.

Можно что-то рассказать и провести одну-две игры. Чаще это так называемый рекламный или демонстрационный тренинг, но у него другая задача заинтересовать и одновременно дать понять, что есть еще много полезного, чтобы за пользой пришли уже на сам тренинг.
Другой вариант это когда тренинг идет по 2-4 часа в день, один или два раза в неделю. Так, тренинг, согласно пожеланию заказчика, может проходить, например, до или после работы в течение нескольких дней, идущих не подряд. Конечно, это гораздо хуже, чем два или три дня подряд. Однако если заказчик согласен только на такой вариант, то приходится соглашаться. Но нужно понимать, что группа будет работать гораздо хуже.

Ведь во время каждого занятия нужно тратить полчаса или даже целый час на то, чтобы группу "расшевелить", и остается всего часполтора на работу. В следующий раз то же самое. Добавим, что если тренинг с утра, то почти все хотят спать, а если вечером, то все после работы уставшие.



Но даже в такой ситуации можно добиваться хороших результатов и проработав в таком режиме какое-то время, можно уговорить заказчика на другой режим обучения. Например, три этапа по одному дню один раз в неделю или даже раз в две недели. Это могут быть выходные дни (по одному в неделю) или два выходных подряд.
Существует еще вариант, который называется "марафон". Марафон обычно длится сутки или даже двое суток, с перерывами на обед. Если кто-то засыпает, то прямо в группе, но никто из группы до окончания занятия не уходит. Такой вариант имеет смысл только для групп личностного роста, то есть терапевтических групп.

Для тренинга умений это скорее всего перебор, но он может подойти для группы формирования команды. И конечно, такая работа, кроме специальной подготовки тренера, требует особой выносливости. В подобной ситуации, наверное, следует работать только в паре, а может, и с парой ассистен-
Общие вопросы тов. Но здесь, как и во всех ситуациях, лучше опираться на здравый смысл если можно провести хороший тренинг без таких жертв, то не следует усложнять жизнь ни себе, ни участникам тренинга.
Максимальная продолжительность занятий в течение дня обычно составляет 810 академических часов, редко 12 часов. Иногда на выездных группах занятия продолжаются и после ужина. Цели подобной работы могут быть разными. Например, для того, чтобы группа лучше перезнакомилась, сдружилась. В такой ситуации сам тренинг заканчивается, как обычно, до ужина, а после ужина группа собирается вместе, и все играют, например, в "мафию" (игра описана ниже) или проводят какие-нибудь соревнования, например, баскетбол в бассейне (если есть бассейн).

Другая цель возникает тогда, когда есть опасение, что участники могут выпивать после тренинга, а это, например, руководством не предусматривается. И для того чтобы такой возможности у них не было, можно занять их и после ужина. В итоге можно получить очень полезное и увлекательное для группы времяпрепровождение.
1.5. КАК ЗАРАБОТАТЬ ОЧКИ В ТРЕНИНГЕ?
Важным моментом в тренинге является то, что когда тренер нравится группе, то и сам тренинг нравится больше, и его эффект длится дольше. Поэтому тренер должен осознанно стремиться к тому, чтобы понравиться группе. Я называю это "зарабатыванием очков".
Основная идея это влияние на группу косвенным путем, то есть тренер осознанно делает что-то, что группой будет обязательно замечено и оценено положительно. Группа замечает, что тренер много умеет, много знает и делает то, что для них значимо.
Первое очко можно заработать при знакомстве, когда в группе собрались незнакомые друг другу люди. Тренер должен за первые 510 минут запомнить имена всех участников и далее, на протяжении всего тренинга, обращаться к ним только по имени. Он специально, но очень аккуратно демонстрирует группе, что он всех помнит.

И часто после тренинга некоторые участники подходят и спрашивают, как можно тренировать память и как добиться таких же результатов им самим. Наверное, они это обсуждали в группе, и у них сложилось мнение, что тренинг у них ведет суперпрофессионал. Конечно, у такого тренера группа проходит лучше.

Как научиться запоминать имена, я расскажу дальше, когда речь пойдет о процедуре самого знакомства.
Второе очко можно заработать также на знакомстве. Обычно в представлении в начале тренинга все по очереди говорят свое имя и еще что-нибудь о себе. Например, свой девиз, цель своей жизни, или качества, помогающие и мешающие им в общении, или что-то еще. Как только тренер научится безошибочно запоминать имена, он сможет запоминать и еще что-либо из высказываний отдельных участников.

Например, участница в группе говорит: "Меня зовут Катя. Мне мешает в общении моя стеснительность, я теряюсь в ответственных ситуациях". Тренер может запомнить только это высказывание. Когда через день или два в какой-то игре Катя проявит себя лучшим образом, тренер может сказать при обсуждении игры: "А вы помните,
2 Зак. 1609
Общие вопросы что при знакомстве Катя сказала, что она теряется в подобных ситуациях, а теперь видите, как она хорошо показала себя в этой игре". Тем самым тренер подчеркнет и успех Кати, а это очень важно не только для нее, но и для группы, потому что группа начинает замечать успехи, которые они делают все чаще и чаще. И конечно, несколько человек из группы отметят: а ведь и правда, она это говорила, мы забыли, а тренер помнит.
Когда тренер научится запоминать больше, то и возможностей показать это группе будет больше. Конечно, в идеале тренер должен помнить все, что происходит в группе, кто что говорит и даже кто и как на кого смотрит. Хороший тренер почти все помнит, все видит и замечает.

Это важно еще и потому, что у тренера появляется возможность предвосхищать события: во многих ситуациях тренер сможет спрогнозировать, что будет происходить дальше.



Содержание раздела