d9e5a92d

Характеристика группы


Конечно, можно отвечать по-разному, но лично мне очень нравится такой ответ: капитан спасательного судна не должен сам тонуть, чтобы быть хорошим спасателем. Или тренер, к примеру, может просто сказать, что он продал тренинг, который ведет сейчас. Неопытному тренеру бывает страшно, когда участники говорят, что они уже это знают, слышали или уже делали. Обычно все подобные заявления свидетельствуют только о том, что участники просто помнят какую-то игру, но вряд ли помнят, зачем эта игра проводилась, то есть им нужно еще учиться. В любой ситуации игру нужно проводить, хотя иногда тренер боится этого.

А нужно сказать: мы будем играть почти в такую же игру или точно такую же, но мы посмотрим еще на некоторые дополнительные аспекты и т. п. Кроме того, поиграть два раза это лучше, чем один.
Вот самый обычный вариант, например, на тренинге продаж. Во многих больших организациях часто человек переходит с одной должности на другую и проходит три-четыре программы тренинга. Вы начинаете вести тренинг, а он говорит, что это все уже было. Вы можете ответить, что нового быть, в принципе, и не может. Нет нового способа продажи.

Он какой был тысячу лет назад, когда люди камень меняли на мясо, такой он и остался. Если бы я изобрел какой-то суперновый способ, я бы не сидел сейчас на тренинге, а продавал бы в Антарктиде снег тюленям и жил бы себе припеваючи. У меня бы его покупали, и я был бы самым богатым человеком в мире.
2.1. Подготовка тренера
Поэтому в такой ситуации вы просто оговариваете: "У нас будут не новые способы, а новые ситуации, в которых вы можете себя попробовать. Если вы это хорошо умеете то научитесь еще лучше, если не умеете то просто научитесь. А если вы действительно все умеете, то поиграйте в разные роли сыграйте сложного покупателя для другого участника, ему это пойдет на пользу".

Мне иногда продавцы говорят: "Я своего первого сложного покупателя помню уже лет пять, он мне такого наговорил!" Разве это хорошо? А вот если бы он прошел такой тренинг и его там "промурыжили" бы в таких ситуациях... Да, ситуация игровая. Но как раз потому, что это все игра, это легче пережить и научиться на примере.

И когда такой "первый покупатель" придет, посмотришь на него и подумаешь, ну да, бывает и так. Даже можно ему посочувствовать, помочь ему решить все проблемы, с которыми он пришел. Он ушел и все, ситуация закончилась и нет никакого неприятного осадка.

Этому можно научиться на тренинге.
Бывает, что тренер пытается провести игру, преждевременную для данного уровня групповой динамики. И игра не идет, так как группа к ней не готова. Например, нельзя предлагать в самом начале тренинга построиться с закрытыми глазами по росту. Половина участников откроет глаза и не будет строиться, а другие будут ходить, но будут бояться, потому что вообще непонятно, для чего эта игра?

Я знаю такой негативный пример. На тренинг собрали руководителей. И на знакомстве тренер сказал: "Сейчас мы будем знакомиться.

Но чтобы знакомство было интересным и необычным, знакомиться будем так: представьте себя каким-нибудь цветком, опишите свой внешний вид и опишите, какой вы цветок, какие у вас лепестки и т. д.". Есть такая игра в тренинге, но ее можно делать, когда группа готова к ней, а не самой первой. В итоге участники минут пять посидели, потом все встали и ушли.

Тренинг был сорван.
Тренер должен начинать с более адекватных игр не только в первый, но и на второй и на третий день, учитывая уровень развития группы.
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
К характеристикам группы можно отнести возраст участников, пол, образование, интеллект и т. д.
Поговорим о возрасте. В литературе по тренингам можно встретить много мнений по поводу возраста участников группы. Каждый автор по-разному подходит к этому.

Например, пишут, что возрастная характеристика группы это очень важно для тренинга, и необходимо, чтобы все участники были примерно одного возраста. Я считаю, что это абсолютно не так. Просто есть такие моменты, которые легче для тренера, и такие, которые лучше для группы. Тренер работает, чтобы было лучше группе, чтобы группе было интересней, а то, что ему при этом сложней, уже неважно.



Чаще разные по возрасту люди в одной тренинговой группе срабатываются лучше: больше диапазон взаимодействия, больше позитивных эффектов. Но тренеру, конечно, сложнее, потому что определенные ситуации нужно отслеживать.
Разница в возрасте хорошо сказывается на групповой динамике. Люди одной возрастной группы открывают для себя людей другой возрастной группы, и задача тренера добиться того, чтобы это было положительное открытие.
Если разница участников составляет более 20 лет, то это уже люди разных поколений и с разными взглядами на жизнь. И конечно, необходимо следить за тем, чтобы кто-то не сказал чего-нибудь обидного для других участников. К примеру, люди, которым за 40, могут болезненно реагировать, если при них кого-то, кому лет 3035, назовут стариком или того хуже. И наоборот, когда кто-нибудь из старшей возрастной группы начинает обобщать и говорить в эмоциональном запале, что, мол, вся молодежь сейчас наркоманы, хамы и так далее. Но тренер для этого и присутствует в группе, чтобы ничего подобного не происходило, особенно в начале тренинга.

Позже люди познакомятся поближе и научатся более бережно и тактично относиться друг к другу. Конечно, это всегда пригодится, так как в жизни приходится общаться с людьми совершенно разного возраста.
У меня была группа, где самому младшему было 16 лет, а самому старшему 68. На перерыве услышал слова: у нас, оказывается, все
2.2. Характеристика группы
люди очень хорошие, и молодежь у нас хорошая; много чего можно сделать, если люди хорошие и в хорошем деле участвуют.
Есть ограничение по возрасту в группах с детьми. Если им 14-15 лет это почти взрослые, но все-таки дети, а если им 1012 это уже совсем другой тренинг.
Если же человек уже работает, ему, по крайней мере, лет 16-18 есть. У него все права такие же, как у более взрослых. А то, что у него меньше жизненного опыта, так это только с одной стороны минус, зато и стереотипов меньше, а это явный плюс.

Поэтому ситуация с разницей в возрасте на группе, по моему мнению, такова: чем эта разница больше, тем интереснее и продуктивнее может работать группа.
Следующая характеристика группы состав группы по полу. Группы бывают мужские, женские и смешанные. Конечно, оптимальный вариант это 50 на 50. И те, и другие в присутствии противоположного пола лучше работают, потому что сказывается природа.

Даже в группе женщин, где всем лет по 20 и среди них только один мужчина, которому, к примеру, 66 лет (у меня такая группа была), все равно природа срабатывает. И хотя тренер тоже определенного пола на группу это влияет гораздо меньше, так как он тренер. Если вы мужчина и ведете женскую группу, конечно, это будет чуть-чуть лучше, чем когда тренер женщина, но это не решит проблему отсутствия мужчин. Нужно заполучить в группу хотя бы одного мужчину, потому что однополая группа работает гораздо хуже.

Здесь совершенно другая психология взаимоотношений.
Чисто женские группы чем это плохо? Можно выделить два негативных варианта. Вариант первый это такая женская псевдосплоченность: все подруги, но никто не работает.

Могут обсуждать что угодно часами, лишь бы ничего не делать. Группа все время пытается тренера заговорить, без конца задавать вопросы. Вы говорите, что у нас будет такая-то игра, и женщины не сопротивляются, они просто начинают задавать вопросы про эту игру снова и снова.

Но их цель не играть в эту игру. Есть вероятность, что группа настолько ловко все проделает, что тренер будет польщен таким интересом к себе, и сам проговорит большую часть тренинга.
Другой вариант: в женской группе начинают "вставлять шпильки" Друг другу, давать после игры псевдодоброжелательные комментарии. Все может выглядеть совершенно безобидно, но вы просто не знаете каких-то внутригрупповых ситуаций, не знаете подтекста, и поэтому вам может быть не очень понятна смена настроений участниц группы, так как внешне все выглядит, повторяю, вполне пристойно.
Подготовка к тренингу Присутствие хотя бы одного мужчины сразу меняет ситуацию. Это уже лучше, потому что это уже не женская группа, а группа с одним мужчиной. Другой положительный эффект от присутствия в группе мужчины вы сможете сыграть те игры, где по роли обязательно нужен мужчина.

Ведь есть игры, которые без мужчины просто не сыграть, например, "Электричка".
Чем плоха чисто мужская группа? Отдельные ее участники могут выпивать не только вечером, но и прямо в перерывах. И если это произойдет, то тренинг испорчен. Хотя есть такие, которые пьют вечером, и с утра они работоспособны, даже ничего не заметно.

Но на группе они обычно превышают норму: днем так классно поиграли и настроение приподнятое, а в результате чуть больше выпил и все. На следующий день такие уже не могут работать, и это сразу скажется на работе группы.
Другая беда чисто мужских групп: участники их осознанно или неосознанно проверяют тренера пытаются переходить на мат и ждут реакции тренера. Если группа перейдет на мат, это уже не тренинг.



Содержание раздела