d9e5a92d

Число участников в группе


Вы приехали, а их уже человек 50. И бывает, что нельзя отказаться: или вы приехали в другой город, или людей вызвали письмами, или еще как-то, и вместо 16 человек приехало 60. Некоторые проехали по две тысячи километров: и на оленях добирались, и вертолетами, и как угодно.

Сказать им поезжайте обратно, конечно, можно, но с вами после этого дела иметь не будут.
 
Если людей больше, чем нужно, то можно работать немного в другом режиме. Скажем, группу в 20-23 человека еще можно посадить в один круг. Но это очень тяжело.

Тренеру придется запоминать и имена, и какие-то нюансы, и что-то еще. Кроме того, придется все время группу
2.{p}. Число участников в группе
подстегивать, гнать, прекращать все обсуждения на корню, потому что многие хотят еще поговорить, а вы видите, что если будут говорить дальше, то кто-то из тех, кто уже наговорился, просто не выдержит. Бывает, что приходится работать и так, никуда не денешься.
Что делать в таком случае? Тридцать человек можно разделить на две группы и вести их параллельно в одном большом помещении, но нагрузка на тренера возрастает в несколько раз. Тренер дает задание первой группе на какое-то время, а сам проводит знакомство в другой группе, затем дает задание второй группе, а сам переходит в первую группу и проводит там знакомство, анализ задания и т. д.
Другой вариант "аквариум", два круга один в другом. Люди внутреннего круга работают активно, внешний круг наблюдатели. 15 человек садятся в центр круга, и второй круг еще 15 человек. Понятно, что помещение должно позволять так сесть. Так может продолжаться все три дня тренинга, то есть 15 человек просто все время работают, а другие 15 наблюдают.

Работать в режиме "аквариума" менее эффективно и более тяжело для тренера, чем в обычной группе. Почему? Тем, кто наблюдает, будет все равно скучно, потому что они только смотрят.

В театре можно просидеть 2-3 часа на интересном спектакле, но просидеть 30 часов даже на очень интересном спектакле такое выдержать нелегко, люди будут выпадать из процесса. С другой стороны, очень большой минус и для внутреннего круга они чувствуют, что за ними наблюдают, и будут работать гораздо хуже, чем в обычной ситуации. Все процессы в группе замедляются настолько, что результат будет в несколько раз хуже, чем мог бы быть при нормальном количестве участников.
Можно менять круги местами, "аквариум" работает и так. Скажем, полдня работает одна группа, во второй половине дня другая группа садится внутрь. Или группа работает по дню, скажем, если у вас четыре дня.

Наверное, самый хороший вариант это работать по полдня, потому что целый день тяжело просидеть наблюдателем.
Я, например, если людей больше нормы, работаю не в режиме "аквариума", а в режиме деловой игры. И конечно, никогда никому не разрешаю сидеть за кругом. Был такой случай: я проводил тренинг в одном институте со студентами, и мой друг, который работал в этом институте, попросил разрешить ему посидеть за кругом всего один час, а дальше, мол, у него свои занятия, и он уйдет.

Группа согласилась, и когда он ушел через час, хотя он у них не вел занятия, все с облегчением вздохнули и сказали, что они просто спиной чувствовали его взгляд и думали только о том, что он их оценивает.
Другой пример. На одном тренинге участники попросили у нас разрешения поставить видеокамеру на штатив, чтобы она снимала все, что происходит в группе: им это нужно для истории, и они собирались включить часть этого материала в фильм о своей организации. Камера проработала почти весь день и вышла из строя.

Как только люди поняли, что их больше не снимают, они стали работать совершенно по-другому и сами же сказали, что хоть это и была их идея, но, оказывается, им очень мешала камера, и поняли они это только тогда, когда она сломалась.
Итак, когда 30 человек, можно применить "аквариум", даже если их 35, 36 еще можно попытаться сделать "аквариум". Но если их уже 40, то нельзя посадить в центр 15, а за круг 25: они просто не смогут сидеть, они начнут переговариваться. Тогда работа идет в другом режимев режиме деловой игры. Правда, это уже не тренинг. Люди садятся за столы: обычно в аудитории три ряда столов, на каждый ряд садится по 1520 человек.



Они естественным делением объединяются по рядам в группы и работают в режиме деловой игры. Вы им даете какое-то большое задание, которое они своей группой делают, обсуждая между собой как некий проект. Потом выносят его на общее обсуждение.

Можно поделить и на шесть групп по 10 человек, в зависимости от того, что вам позволяет аудитория, сами люди и их число.
Если вы не знаете, какую большую игру можно дать, то можно сделать так: сначала попросите каждую группу разработать список из пяти самых важных проблем для них как для организации или просто для представителей этой профессии. Времени у них на это полчаса. Они садятся как им удобно, возможно, в круг или за столы, обсуждают, ходят между рядами.
В таком случае лучше повесить каждому табличку с именем, чтобы было понятно, кого как зовут. Поэтому в начале надо договориться, что все по имени и "на ты", и у каждого табличка с именем.
Вы ходите, смотрите, следите за работой групп. Можете спросить: "А что у вас сейчас в круге происходит?". Когда слишком громко кричат, вы идете туда и говорите: "А по поводу чего вы спорите?" Выясняется, к примеру, что один говорит, что у нас самая главная проблема эта, а другой говорит, что самая главная проблема та.
А может быть, что обе главные?
Может. Какая-то из них, возможно, на первом месте, какая-то на втором.
Давайте вы обе учтете и оговорите каждую, чем будете спорить, какая главнее. Вы потратили на спор 10 минут, а соседняя группа уже сделала больше. Как можно решить этот вопрос конструктивнее?
2J, Число участников в группе___
То есть вы подсказываете, как лучше продвигаться в решении тех или иных вопросов.
Таким образом, вы работаете уже с аудиторией, ходите среди участников, пока они пишут список, и следите за временем. Бывает, что они укладываются, бывает, что нет. Если совсем не укладываются, вы даете больше времени.

В итоге, когда у них все готово, представитель каждой группы выходит, называет пять проблем и объясняет, почему именно эти пять главные.
В итоге получилось 15 проблем, из которых, скажем, четыре пересекаются, три не пересекаются, то есть в результате их оказалось не 15, а семь. Можно им предложить выбрать самые важные, актуальные для всех. Вы можете записывать их отдельно, можно кого-то назначить писать на доске.

В итоге выбрали три самых основных, которые интересуют всех.
Берете самую первую проблему и даете ее как задание, говоря при этом: вот вы творческая группа, которая собралась, чтобы решить эту проблему. Как ее можно решить? Они должны будут обсудить эту проблему, разобрать, что у них есть сейчас, далее выйти на то, что с этим делать, выйти на цели и от целей подойти к решениям. И в итоге написать программу решения проблемы, программу дальнейшего развития своей организации и т. д.
Все три группы могут решать одну и ту же проблему, могут разные. Вы можете первую дать первой группе, вторую второй, третью третьей. На это уйдет час, а то и два. Они что-то подготовят.

Затем один или два человека от каждой группы выходят к доске, рассказывают о проблеме и о том, как они ее предлагают решить. Другая группа о той же проблеме и о своем решении, третья группа о той же проблеме и о своем решении. Потом необходимо прийти к некоему общему знаменателю, составить некий план.

На это уйдет день, а то и два. Если у вас будет 3-дневная игра, то вы успеете пройти максимум 23 проблемы. Но зато будет результат.

У каждого участника будет представление, что им в организации нужно будет делать в ближайшее время, к кому обращаться, как решать проблему. В плане все прописывается: есть такая-то проблема ее будем решать так-то и так-то. Кто будет в этом участвовать? Если директор не участвует в работе группы, это тоже необходимо учесть и подготовиться к встрече с ним.

Нельзя прийти и сказать: вы плохо работаете, надо делать то и то. Нужно прийти с планом, сказать, что у нас такая проблема, мы решили, что нужно сделать то-то и то-то. И так далее.
Конечно, люди пройдут не программу тренинга, это будет что-то Другое. Но они будут довольны тем, что хорошо поработали, плюс у
Подготовка к тренингу
 
них есть написанный вариант предложений, с которыми они пойдут к директору. А у вас появляется возможность встретиться с ними еще раз на тренинге, но уже в нормальном количестве.
У нас был такой случай. Секретарь неправильно записала количество участников вместо 16 написала 60. Все это разошлось по местам. Приехали 60 человек, а когда разобрались, что это ошибка секретаря, директор попросил сделать что-нибудь со всеми, чтобы людей не отправлять обратно. И они написали очень большой проект, разработали его, причем один вопрос решали все три дня.

Все это было прописано в виде предложений. К директору пришла делегация, человек пять, рассказали, что у них было за три дня, что они решили. Причем многое из того, что они предложили, директор уже планировал внедрить в этой организации.



Содержание раздела