d9e5a92d

Содержание программы тренинга


Тот уговорил крестьянина продать ему лошадь. И крестьянин продал купцу лошадь за две тысячи. Затем, через какое-то время, снова пошел на рынок и ту же лошадь купил за три тысячи. А по дороге домой продал ее купцу за четыре тысячи. Вопрос: была ли в его действиях прибыль и если была, то какая?

Каждый решает задачу самостоятельно и пишет на листочках свое имя и ответ. Задачу можно решать письменно или устно. Вариант 2. Крестьянин купил лошадь за одну тысячу. По дороге домой продал ее купцу за две тысячи. Затем, через какое-то время, пришел на рынок, но лошадей ни за одну тысячу, ни за две тысячи не было.

Поэтому он занял одну тысячу и купил лошадь за три тысячи. А продал ее за четыре тысячи. Вопрос, как и в первом варианте: была ли прибыль и если была, то какая?
Вариант 3. Купил за шесть тысяч, продал за семь. Купил за восемь тысяч, продал за девять тысяч.
Все три варианта приемлемы, но начинать с одной тысячи проще, Так как можно легко показать решение на пальцах.
Содержание программы тренинга Ответы обычно бывают от нуля до четырех тысяч. И в первом, и во втором, и в третьем варианте люди ошибаются. Некоторые рассуждают так: если занял, надо отдавать, но занял деньги чужие, а отдает свои, поэтому прибыль одна тысяча.

А кто-то рассуждает так, что если крестьянин покупает все время одну и ту же лошадь, то вообще непонятно лошади все время дорожают, и тогда вообще нет прибыли. Кроме того, часто в группе кто-нибудь может сказать, что прибыли нет потому, что крестьянин ведь остался без лошади, или что он брал деньги в долг и надо возвращать с процентами, или что просто так задача не бывает, обязательно с подвохом и так далее.
Эта задача на стереотипы восприятия. Дети обычно решают эту задачу быстро и правильно потому, что не знают каких-то вещей из взрослой жизни и не привносят их в задачу. Взрослые часто додумывают условия, привносят что-то из своего жизненного опыта и из-за разницы в восприятии условий задачи получаются разные ответы.
Процедура игры. Участникам раздаются листочки бумаги, на которых они напишут свое имя и ответ. Можно также дать задание указать процент уверенности в ответе, например 50%, 80% или 100%.

Тренер собирает листочки и выбирает из наиболее активных участников пять-шесть человек или с разными ответами, или тех, у кого процент уверенности в ответе выше, чем у других. Эти пять человек садятся в круг и им дается задание прийти к единому ответу.
Сам ответ для тренинга не важен, а важно посмотреть, как группа работала, много ли спорили, пришли ли к единому решению, все ли довольны этим решением, какие способы объяснения и убеждения использовали. Но тренер, конечно, должен объяснить правильный ответ, иначе группа еще долго будет возвращаться к этой задаче.
Задачу можно решить несколькими способами. Первый: купил за одну тысячу, продал за две, таким образом, в первом действии прибыль одна тысяча. Купил за три, продал за четыре тысячи, прибыль еще одна тысяча. В сумме две тысячи.

И не важно, занимал ли он деньги или покупал все время одну и ту же лошадь. Как не важно и то, что первую лошадь он купил за шесть и продал за семь тысяч, прибыль все равно та же.

Контакт
  Ориентация
  Поиск
  Принятие
    решения
  решения

2. Схема стадий общения
4 1. Четыре стадии общения
Второй: вначале у него была одна тысяча, а в конце продал за четыре, минус одну тысячу, которую должен, и минус одну тысячу, которая была вначале. Остается две тысячи.
Третий: покупал лошадей за одну и за три тысячи, а продавал за две и четыре тысячи. Все складываем, и получается, что потратил четыре, а получил шесть. Шесть минус четыре равно две тысячи прибыль.
"Курица"
Инструкция. "Полторы курицы за полтора дня несут полтора яйца. Вопрос: сколько снесут две курицы за три дня". Игра проводится аналогично первой, но эта задача сложнее.
Обычно люди ошибаются, так как сокращают и куриц, и время, и яйца. В результате у них получается одна курица, один день, одно яйцо. А две курицы за три дня снесут шесть яиц. Правильный ответ четыре.



Потому что время не меняется и получается, что одна курица за полтора дня несет одно яйцо. Следовательно, две курицы за те же полтора дня снесут два яйца, а полтора дня и полтора дня получается три дня, то есть время увеличивается в два раза и количество яиц тоже всего четыре.
Если после объяснения многим будет непонятно или многие будут не согласны, то можно попробовать убедить группу на примере аналогичной задачи про землекопов, которую все в детстве решали. Два землекопа за два дня копают две ямы, следовательно, один землекоп копает одну яму за те же два дня. А если считать, что за один день одну яму, то получается, что два землекопа за два дня копают четыре ямы, но по условиям-то ям только две.
Очень хорошо эту игру снимать на видео. Разбор и анализ игры можно начать вопросом: "Что было эффективно, а что можно было сделать лучше?" или "Как вы считаете, было ли ваше общение эффективным? Да или нет, и почему?" Далее во время анализа тренер может показать важность критериев эффективного общения и сделать вывод, что если Удовлетворяется только один критерий, то общение будет неэффективным.

Например, нет результата, группа не пришла к единому решению или с решением группы кто-то не согласен.
В конце анализа тренер может предложить следующую теорию: для того чтобы вероятнее приходить к эффективному решению, в общении необходимо проходить последовательно четыре стадии: стадию Контакта, стадию ориентации, стадию поиска решения и стадию принятия решения.
Содержание программы тренинга Данную схему можно нарисовать на доске и прокомментировать рисунок. Первая стадия называется "Контакт". Она очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем и к решению задачи.
Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и сразу переходят к делу, то стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлеченные темы и только после этого переходят к делу тогда стадия контакта может быть дольше, чем все остальное общение.
Важность контакта заключается еще и в том, что он длится на протяжении всего времени общения, и общение прекращается выходом из контакта. В нашей культуре традиционно на установление контакта тратится меньше времени, чем нужно: прежде всего дело, а люди не так важны. Поэтому необходимо особо обратить внимание группы на эту стадию.
Вторая стадия общения называется "Ориентация". На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своем понимании его проблемы.
Вторая стадия очень важна, но люди традиционно ее пропускают. Чаще всего срабатывает стереотип: все думают точно так же, как и я, и если я как-то понимаю ситуацию, то и другие понимают ее так же. В результате люди сразу предлагают собеседнику свое решение, а тот не понимает, почему именно так, а не иначе.

И тогда приходится возвращаться на вторую стадию общения и давать ему объяснения. Чаще именно поэтому процесс общения затягивается, а иногда становится невозможным договориться с собеседником, поскольку он начинает воспринимать эту ситуацию, как давление.
Третья стадия "Поиск совместного решения". Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнеры должны прийти к единому решению. Иногда эту стадию называют стадией аргументации, так как здесь выслушиваются аргументы партнера и высказываются свои.
Четвертая стадия "Принятие решения" нужна для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что все вроде бы решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное четко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.
4 1. Четыре стадии общения
Также на этой стадии важен выход из контакта, или ритуал прощания. Очень часто после принятия решения один из собеседников может "буркнуть" спасибо и убежать. И у второго может сложиться мнение, что им попользовались, что он выполнил свою функцию и теперь не нужен.

Поэтому важно выполнить обычный ритуал: поблагодарить собеседника, сказать что-то приятное для него, показать ему, что он важен для нас сам по себе, а не только в силу занимаемой им должности.
После этой теории тренинг идет по программе, и каждая стадия отрабатывается в ролевых играх и других заданиях.
Для заметок
4.2. ПЕРВАЯ СТАДИЯ - "КОНТАКТ"
Работу группы на этом этапе можно начать с вопроса: "Что нужно делать для установления хорошего, доверительного контакта?" или "Каким образом поддерживать доверительный контакт с партнером?" После групповой дискуссии можно провести игру "Электричка".
"Электричка"
Для игры в идеале нужно четверо мужчин, можно сыграть и когда в группе есть хотя бы один мужчина; в чисто женской группе эту игру не сыграть.
Инструкция.



Содержание раздела