d9e5a92d

Групповая динамика и этапы работы группы


Еще одна проблема заключается в том, что некоторые тренеры используют тренинг для самоутверждения, самоутверждения за счет группы.
Любой тренер знает, что может делать на группе что угодно. В буквальном смысле, тренер "царь и бог". Тренер проводит различные игры, распределяет роли между участниками. Никто в группе не понимает целей той или иной игры в целом, пока игра не произойдет. Даже если представить, что все участники группы тренеры, они все равно не знают, какая будет игра, тем более что инструкции участникам часто даются отдельно.

И соответственно, легко сделать игру, где некоторые или все участники будут выглядеть глупо. Так, например, на одном тренинге всем участникам была дана такая инструкция: "А сейчас все встаньте в одну линию... (пауза) сядьте на четвереньки... (пауза) теперь высуньте язык". Далее шел комментарий: "Группа служебно-розыск-ных собак к тренингу готова". А потом все было представлено как шутка.

Зачем такие "шутки" тренеру? Понятно, что когда все вокруг выглядят глупо, то сам тренер в своих глазах выглядит и умным, и остроумным, и почти талантливым.
В другой группе тренер дал задание решить задачу про лошадь (см. инструкцию далее). Он стал спрашивать, у кого получилось "О"? Подняли руку несколько человек. Тренер поинтересовался, какое у них
1.1. Что такое социально-психологический тренинг}
образование, как они учились в школе. Далее он им радостно сообщил, что это задача из учебника третьего класса. Затем тренер спросил, у кого получилось "1", и все повторилось и т. д. В конце следовал комментарий: вы все взрослые люди с высшим образованием, а задачу для третьего класса не решили.

Потом последовала пауза, чтобы у всех участников группы сложилась оценка себя, как людей, которые недотягивают даже до уровня третьего класса.
В действительности, эта игра на стереотипы восприятия, и здесь могут быть ошибки в вычислении. Основной смысл этой игры показать, что все люди воспринимают условия задачи по-разному, и именно из-за этого возникают все споры. Вывод из игры заключался в том, что переходить к групповому решению задачи было преждевременно. Нужно было сначала сориентироваться в условиях задачи, обеспечить общее понимание всеми участниками этих условий, и тогда решение сразу найдется.

Эта задача как раз и показывает, что процесс общения нужно проходить по стадиям. Кроме того, на примере этой игры хорошо видны критерии эффективного общения.
Бывают и менее заметные ситуации. Например, когда тренер бросит несколько оценочных фраз в чей-то адрес, укажет группе на явную ошибку участника, состроит оценочную гримасу и конкретная "жертва" понимает всю свою несостоятельность. А так как в тренинге почти все игры построены на принципе ошибки (то есть в играх обязательно совершаются ошибки, чтобы на их примере научиться не допускать их в работе), то у такого тренера большое поле для разгула.
Подводя итог, можно сказать, что все вышеперечисленные ошибки тренера влияют на эффективность его работы гораздо сильнее, чем опыт и количество проведенных тренингов. Ведь тренер может работать много лет, но так и не понять ни одну из этих закономерностей, и это будет приводить к плохим результатам. Существуют два мнения об эффективности и полезности тренинга: одни говорят, что тренинг это очень здорово и хорошо, другие заявляют, что тренинг это просто обман и никакого результата не дает.

В действительности, одним повезло с тренером, а другим нет. Сам по себе тренинг замечательный метод, но как хорошая машина с плохим водителем может ехать плохо, так и тренинг часто дает обратный результат.
Как не допускать подобных ошибок? Ответ прост: надо серьезно учиться, и наиболее эффективным методом является тренинг, есть тренинговые программы для обучения тренеров.
Кроме того, в процессе работы тренер обязан постоянно себя контролировать. Замечательный механизм контроля это постоянно зада
Общие вопросы вать себе вопросы: зачем я это делаю? какова моя цель? какой результат я хочу получить? И когда тренер собирается что-либо сказать или сделать, он должен понимать, что он делает и зачем это группе. Если это на пользу группе, то все хорошо.



Если же тренеру хочется что-то сказать или что-то сделать, но группе это будет вредно или хотя бы не полезно, то говорить или делать этого нельзя. Это и есть хорошая работа тренера. Тренер обязан работать на группу.
1.2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЭТАПЫ РАБОТЫ ГРУППЫ
Групповая динамика это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой (Кратохвил, 1978).
В групповую динамику входят: цели и задачи группы, сплоченность группы, нормы группы, позиция ведущего, структура группы и структура лидерства, групповые роли, фазы развития группы, этапы работы. Наиболее важный и требующий внимания процесс в тренинговой группе сплоченность группы, под которой, как правило, понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах.

К. Левин определяет ее как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания.
Развитию сплоченности тренер должен уделять особое внимание, потому что она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач. Для усиления сплоченности тренер использует весь арсенал методов тренинга. Можно сказать, что все, что делает тренер, направлено, в том числе, и на развитие сплоченности группы. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, к снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками.

Участники становятся более открытыми и спонтанными. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности. Сплоченность выражается и в стремлении остаться в группе, в стремлении к сотрудничеству при решении общих задач и к сохранению группы.
Как на практике работать с групповой динамикой? Как только тренер появляется в группе (обычно это происходит еще до начала тренинга), он должен произвести на группу хорошее впечатление. Важно вести себя естественно, не суетиться, не хмуриться, обращаться к группе вежливо, улыбаться, в общем, быть приятным человеком. Вначале мож-
Общие вопросы но пошутить, но к месту; все расслабляются, улыбаются, возможно, этого достаточно, чтобы группа продвигалась в динамике к сплоченности быстро и легко. Далее в процессе всего тренинга тренер должен вести себя очень вежливо и корректно. Если большая часть участников на тренинге впервые, они могут чувствовать себя скованно, сидя в круге без столов.

Это напряжение заметно с первых минут, и задача тренера помочь участникам его преодолеть.
Бывает, группа сильно испугана, все напряжены. Чтобы снять напряжение, необходимо понять, в чем его причина. Например, можно спросить сразу после знакомства: как вы себя чувствуете?

Далее, в зависимости от ответов, что-то можно прокомментировать, что-то свести к шутке, рассказать о плане работы. При необходимости можно сказать, что самое сложное задание мы уже выполнили, а теперь будем веселиться, а затем провести забавную разминку, например, "Зоопарк" с хлопками.
Важный момент. Если вначале несколько человек говорят, что они волнуются, чувствуют дискомфорт или что-то подобное, то часто бывает, что в конце дня они обязательно скажут, как поменялось (или не поменялось) их состояние. Возможно, они заметят, что вначале волновались, а сейчас прямо все такие родные, такие хорошие люди и им все так понравилось... Это очень хорошо. Значит, люди замечают изменения и начинают их ценить.

Иногда изменения заметны уже через час, и важно обратить на это внимание группы. О состоянии группы можно спросить и не сразу после знакомства, если видно, что многие очень зажаты, а, скажем, через час, если стало заметно, что они немного расслабились.
Чтобы положительно повлиять на состояние группы, можно задать вопрос по поводу ожиданий и опасений от тренинга. Можно спросить у участников, был ли у них опыт участия в тренинге и что они ждут от очередного тренинга. Зачем это нужно? Очень часто бывает, что ожидания абсолютно неадекватны целям и задачам данного тренинга и люди явно ждут чего-то не того. Тогда вы можете сразу прокомментировать ситуацию, сказав, что у нас не будет таких упражнений, что мы будем заниматься только ситуациями, связанными с работой участников.

Когда люди откровенно говорят о своих опасениях, то часть опасений можно сразу же развеять, пообещав, что мы не будем делать чего-то неприятного. Например, если тренинг проходит в какой-то организации, то необходимо сказать, что после тренинга не будет никаких оценок.
Но можно сделать и по-другому. Если вам кажется, что участники тренинга откровенно ничего не скажут слишком зажаты, а вы пред
1.2. Групповая динамика и этапы работы группы
полагаете, что такие опасения есть, нужно просто сказать о целях тренинга. Например, что тренинг имеет целью улучшение взаимоотношений в коллективе, более эффективное общение и т.



Содержание раздела