Часть I. УПРАЖНЕНИЯ В школе всему научиться нельзя,
нужно научиться учиться.
Вс. Э. Мейерхольд
Чувство явится у Вас само собою;
за ним не бегайте; бегайте за тем,
как бы стать властелином себя.
Из письма Н. В. Гоголя к М. С. Щепкину
Начиная описание упражнении актерского тренинга, надо напомнить: каждое из них, помимо частных психофизических задач (например, развитие зрительного или мышечного контролера) влияет и на общие навыки актерского действования.
Тренировать отдельные элементы действия можно только в действии, это ясно. Так и построены упражнения этих разделов. Это настройка отдельных струн актерского инструмента, отдельных психофизических проявлений, таких, как зрительные, слуховые, осязательные и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств; их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценическом внимании, в выработке навыков и умений сознательно пользоваться в сценическом действии теми его дробными элементами, которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых усилий.
Приведенные в этой части книги возможные образцы различных упражнений могут, разумеется, широко варьироваться. Построение книги не предполагает обязательного перехода от одного раздела к другому. Как уже было сказано, целесообразно на каждом уроке брать упражнения из разных разделов сначала простые, потом посложнее.
Важно одно: любое, самое незначительное упражнение должно быть доведено до внутреннего ощущения правды и убедительности действия, до ощущения "я есмь".
Обратимся к энциклопедии. Понятие "тренинг" (от английского "воспитывать", "обучать") определено как процесс совершенствования организма, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических (что очень важно) упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей (что не менее важно) сложности.
Примем эту формулировку. И поверим, что не может быть профессионального обогащения актерской психотехники без освоения разнообразнейших механизмов жизненной психотехники. Короче, актеру не удастся усовершенствовать свое мастерство, если он пренебрегает жизненными законами поведения и воспроизведения эмоциональных человеческих реакций.
1. СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ!
Ладонь Свои пять пальцев Свои часики Старинная вещица Рассмотрите предметы! На что похоже? Вещи на столе Обмен "Фотографы" Как упали спички? Уличный "фотограф" Игры индейцев На одну букву На три буквы Рычажок переключения Три точки Далекие точки Три круга внимания Глаза товарищей Что нового? Рассмотрите людей!
Биография спичечного коробка Биография попутчика или прохожего Биография по портрету Биография по походке Биография по взглядам Как он это делает? Это я! А как он смеется? События на улице Антисобытия Операция "штирлиц" Выбери партнера!
Этому надо учиться, утверждал Станиславский, так же, как и всем другим элементарным действиям, которые у нас великолепно получаются в жизни, но почему-то даются нелегко, когда мы на сцене.
Рассмотрите люстру в этой комнате.
А что это значит в жизни рассмотреть? Это значит так запечатлеть предмет в памяти, что он не забудется потом. Рассмотреть значит не только смотреть, но и видеть.
Не пассивно созерцать, но и познавать.
С утра, едва мы проснулись, начинают работать наши глаза. Весь день они открыты, мы смотрим непрерывно, до позднего вечера, пока глаза не закроет сон. Смотрим (то есть впускаем в себя зрительные образы) непрерывно.
А видим тоже непрерывно? Нет. Увидеть это значит осознать увиденное, а нам в жизни некогда непрерывно осознавать все, на что мы смотрим.
Тем более что большинство зрительных впечатлений нам давным-давно знакомы и привычны, как знакомы реальные предметы, которые их вызывают: эти стены, окно, и дом за окном, и старая картина на стене, и стол, покрытый бабушкиной скатертью, и качалка, и пол, и двери. А когда-то каждый предмет был новым для нас и мы впервые знакомились с ним, осознавали увиденное.
Как прожектор, непрерывно шарящий лучом вокруг, как радиолокатор, который словно ощупывает окружающий мир, работают наши глаза, задерживаясь лишь на том, что нужно нам в данный момент, или на том, что до сих пор было нам неизвестно, а сейчас, освещенное лучом сознания, привлекло наше зрительное внимание.
Так, мы идем по улице, думаем о своем, а тем временем непрерывно смотрим, но не осознаём увиденного, пока какой-нибудь бегущий человек не заставит наши мысли переключиться: не собьет ли он меня с ног? Или яркая красочная афиша заставит повернуть голову и рассмотреть ее: не объявление ли это о гастролях Марселя Марсо?
Смотреть и видеть... Как, почему, от какого внутреннего Побуждения смотрю?
Смотреть занятие пассивное. Видеть активное жизненное Действие. Видеть это значит соединить зрение и мысль в одном фокусе, на одном предмете (на одном объекте внимания, как это называлось в старых упражнениях).
А раз так, то рассматривая люстру, надо думать. О чем же? Начиная разглядывать линии, цвета, форму люстры, пустите свое воображение на "свободные безответственные мечтания", по выражению Станиславского.
Они помогут увидеть люстру по-настоящему, запечатлеть ее в памяти.
"Кто знает, быть может, эта люстра светила во время тайных собраний декабристов, а после она долго висла заброшенная в опустевшем доме, пока ее господа томились далеко в снегах, на севере, под землей, в кандалах, с прикованными к тачкам руками."
Так начинается у Станиславского биография люстры. Фантазируя в этом духе попутно с разглядыванием люстры, мы помогаем ей укорениться в нашем воображении. Проверим:
Вы смотрели на люстру, а ну-ка, опишите ее соседу. А теперь взгляните на нее. Что забыли, что описали неверно?
С какой целью вы рассматриваете люстру?
Коль скоро мы тренируем творческие восприятия, поставим перед собой творческую цель, введем магическое "если бы".
Если бы я хотел ее потом нарисовать по памяти...
Если бы я собирался перевесить ее в свою комнату...
Если бы я хотел отнести ее в комиссионный магазин... Сразу же изменится и содержание наших мыслей. Исчезнут безответственные мечтания, мысль станет активной и целеустремленной.
ЛАДОНЬ
Задание Станиславского: "Рассмотреть собственную ладонь, сосчитать, сколько на ней складочек и линий".
Для чего? Придумайте любую цель. Но, может быть, вам просто любопытно познакомиться всерьез с собственной ладонью.
Просмотрите все складочки одну за другой, догадайтесь, как они произошли, удивитесь экономному и целесообразному устройству ладони! Вы можете гордиться ею это гениальное произведение природы... Вам стало легко, покойно?
Оказывается, ладонь отличный успокоитель...
СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
Вы только что, к своему удивлению, впервые познакомились с собственными ладонями. Когда нам что-нибудь хорошо известно, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли они нам знакомы, свои пять пальцев? Рассмотрите их внимательно вы обнаружите много нового, не замеченного раньше.
Возьмите руку соседа для сравнения. Кто найдет больше нового в своих пяти пальцах?
Взгляните на свои десять пальцев и отвернитесь. Есть разница между левой пятеркой и правой? Разницы нет? Присмотритесь получше.
Поработайте пальцами сначала левой руки, потом правой. Расскажите, чем одна пятерка отличается от другой. А чем отличается ваш левый мизинец от правого?
Дайте свою руку соседу. Поздоровайтесь с ним мизинцами. Чем отличается его мизинец от вашего?
СВОИ ЧАСИКИ
Вот уж что-что, а свои часики я знаю наизусть! самонадеянно говорим мы...
Вам хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу. Рассказывайте о них, вспоминая, а товарищи будут проверять вас.
Возьмите их на минутку, рассмотрите и снова отдайте товарищам...
Рассказывайте! Вспомните, какова форма шестерки на циферблате. А тройки?
Вспомните часовую стрелку, какой у нее кончик? Что написано под шестеркой?
СТАРИННАЯ ВЕЩИЦА
Сегодня на знакомом столике педагога появилась новая вещица большая старинная монета, медный гривенник 1836 года.
Пускаю монету по кругу, рассмотрите ее внимательно со всех сторон.
Все рассмотрели? Разделитесь на группу орла и группу решки.
Каждая группа выделяет одного контролера. Группы садятся одна напротив другой, а контролеры рядом. Возьмите монету, контролеры. Группа орла, вспомните свою сторону монеты и расскажите о ней другой группе. А те пусть расспрашивают, уточняют все детали.
Контролеры, следите за описанием, потом добавите, что упущено.
Группа решки, расскажите о своей стороне.
А если бы это была монета, которую держал в руках Пушкин?.. Да, да, монета из музея, из пушкинского кошелька, поверьте, что это так. Вот этот тяжелый медный гривенник с грубо обитыми краями был у Пушкина, и он, как и вы сейчас, смотрел на орла с распластанными крыльями, на это двухголовое злобное существо...
Передавайте ее друг другу, рассмотрите еще раз.
Какая тишина в аудитории! Какими осторожными стали ваши пальцы!.. Посмотрели?
Положите ее вон туда, на стол, это музейная витрина.
К таким упражнениям можно возвращаться спустя некоторое время. Для того, чтобы не только укрепить зрительную память, но и потренировать актерскую фантазию:
Помните пушкинский гривенник? Вот он, проверьте свои воспоминания...
А если бы вы были музейными экспертами, которым необходимо установить, тот ли это гривенник.