Ибо так он хочет своей гибели.
Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет быть всецело духом для своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.
Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.
Желание гибели для того, чтобы на земле жил сверхчеловек, легко объясняется как борьба с устаревшими инструкциями Родителя. Желание иметь попутчиков, а не быть пастухом у стада легко объясняется одним из основных положений трансактного анализа: для деятельности следует освободить поле Взрослого, когда людей объединяет разум, а не принципы, когда нет ведущих и ведомых, аесть равноправные попутчики, которые идут с тобой не потому, что ты туда идешь, а потому, что и им тоже туда нужно.
Парадоксальными и неприемлемыми кажутся высказывания Ф.Ницше о морали. Жизнь в сопровождении морали невыносима. Мораль - это важничанье человека перед природой. Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке. Мораль маскирует нашу низость и злобу, как одежда - физические недостатки. Мораль делает нас ручными зверями, наряжает во что-то более благородное, более значительное и импозантное. Те моралисты, которые прежде всего рекомендуют человеку взять себя в руки, навлекают на него своеобразную болезнь: постоянную раздражительность, сопровождающую его при всех естественных побуждениях и склонностях, словно некий зуд.
Ему кажется, будто теперь его самообладанию грозит опасность: он больше не доверяется никакому инстинкту, никакому свободному взмаху крыл, но постоянно пребывает в оборонительной позе, вооруженный против самого себя, напряженно и недоверчиво озираясь вокруг, вечный вахтер своей крепости, на которую он обрек себя. Да, он может достичь величия в этом! Но как он ненавистен другим, как тяжек самому себе, как истощен и отрезан от прекрасных случайностей души!
Ибо следует вовремя забыться, если мы хотим научиться чему-то у вещей, которые не суть мы сами.
В высказываниях Ф.Ницше есть и идеи экзистенциального анализа. О значении цели мы уже говорили. А вот и еще: Призвание есть становой хребет жизни.
Далеко удается уйти, если ты не замечаешь, что ты в пути. Кто всегда погружен в дело, тот выше всякого затруднительного положения. Познающий человек не нуждается в морали. Что поддерживало меня? Всегда лишь беременность.
И всякий раз с появлением творения моя жизнь повисала на волоске. И когда человек творит, боли начинают уступать. Я дал своей боли имя и зову ее собакой - она столь же верна, столь же назойлива и бесстыдна, столь же занимательна, столь же умна, как и всякая другая собака, и я могу прикрикнуть на нее и выместить на ней дурное настроение, как это делают другие со своими собаками, слугами и женами.
О роли личности и о том, какое значение придавал Ницше самостоятельности, можно судить и по другим его высказываниям: Встадах нет ничего хорошего, даже если они бегут за тобою. Возлюби ближнего своего - это значит прежде всего: Оставь ближнего своего в покое! - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. Поверхностные люди вынуждены лгать, так как они лишены содержания.
А человеческую натуру он знал. Его афоризмы иногда кажутся парадоксальными, но тем не менее они отражают истину и могут служить руководством к действию - использоваться в психотерапевтической практике.
Сорадость, а не сострадание создает друга.
Послушай рассказ одного моего пациента.
Когда я от вас услышал это высказывание, то возмутился, а патом подумал ипонял, как глубоко был прав Ницше. Вы хорошо знаете мои мучения и болезни и то, что очень многие люди мне сострадали и даже помогали. Прежде всего это была жена, затем друзья по работе, мои начальники.
И только дети мои относились ко мне без должного уважения и понимания. Но как только мне удалось личностно измениться (я стал независимым, а потом появились и реальные жизненные успехи, повышение вдолжности, увеличение зарплаты, общественное признание), мое хорошее настроение стали сразу сбивать, естественно, неосознанно.
Мой друг, большой знаток своего дела, добровольно рецензировал мою диссертацию. С его мнением я считался, а его рецензии всегда были отрицательными. Яреагировал эмоционально и исправлял в духе его замечаний. Вскоре я заметил, что работа потеряла цельность, а каждая беседа с другом вызывала у меня душевное волнение. Апотом я подумал, что в новом варианте диссертация может провалиться.
Что тогда делать? Кого обвинять? И я решил взять ответственность на себя. Что будет, то ибудет.
Провал - так мой, а если успех - так мне его не надо будет ни с кем делить! Я стал все делать, как понимал, и перестал с ним советоваться. То и дело он интересовался моей работой. Я открыто высказал ему свои соображения и обещал дать почитать работу после защиты и утверждения в ВАКе.
Не буду описывать все мытарства, которые продолжались почти два года. Но когда все благополучно закончилось, я предложил своему приятелю почитать работу. Он отказался, ссылаясь на занятость.
После защиты у меня началась полоса успеха. Боже мой! Какое противодействие я встретил т тех, кто мне когда-то сострадал и помогал.
И я вспомнил слова Ницше: Сострадательные натуры, всегда готовые помочь внесчастье, редко способны и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое неудовольствие. Как часто я вспоминал потом это высказывание! Жизнь моя стала эффективной и успешной. Но я потерял право на ошибку Мне ее не прощали.
Не любят у нас человека успеха! Но я из этого извлек пользу: научился просчитывать свои действия, и число ошибок уменьшилось. Но иногда такая ситуация меня утомляла.
Тогда я стал жаловаться на трудности и болезни. И как потеплело у друзей отношение ко мне! (Я не ставлю эти слова в кавычки.) Они мне предлагали отказаться от своих намерений, уйти на больничный, обещали подстраховать на работе. Они действительно сделали бы это. И очень огорчились, что я не отказался от своих намерений, что не ушел на больничный и лишил их возможности сострадать мне.
Но, во-первых, притворяться и ходить с грустным видом противно, когда душа поет, во-вторых, когда жалуешься, вскоре начинаешь чувствовать то, на что жалуешься. Кроме того, под предлогом заботы тебя отлучают от того, что тебе больше всего хочется. (Одна заботливая женщина отказывала мужу в близости, когда он жаловался на свои болезни. - М. Л.)
Моя жена сострадала мне, когда я был в тяжелом невротическом состоянии, поддерживала меня. Не знаю, как бы без нее я все выдержал и как бы выжил. Когда уменя все наладилось, я решил ей помочь. Я предложил ей сдавать белье в прачечную, приглашать для уборки квартиры приходящую домработницу, сделать ремонт квартиры не собственными силами, а нанять профессионалов-строителей, поменьше тратить времени на приготовление пищи и заготовку продуктов на зиму, покупать дорогие продукты, которые не нуждаются в большой обработке (например полуфабрикаты и мякоть мяса). Но я натолкнулся на яростное сопротивление.
Была масса рационализации от мы еще не настолько богаты, до маляр хуже наклеит обои, чем я. Тем не менее я настоял на своем. Стал сам закупать продукты, запретил летом консервировать и закупил баллоны неплохих солений.
Нанял маляров, стал носить белье в прачечную. Купил электрокофемолку, электромясорубку, более мощный пылесос, стиральную машину-автомат. Стиральную машину она отдала дочери и продолжала пользоваться старой, кфемолку, электромясорубку и новый пылесос убрала до лучших времен.
Я накупил ей новой одежды, она ее не носила...
Как-то она даже предложила мне разойтись. Наш брак состоялся, детей мы вырастили, ты стал другой, я тебе не нужна, тебе теперь нужна другая женщина.
Вскоре она заболела.
Я консультировал эту женщину. Основная жалоба ее была: Я ему не нужна, он мне не говорит ласковых слов. Когда я спросил, какие ласковые слова ей нужны, то услышал: Хоть раз он сказал бы мне: Милая, как ты мне нужна, я не могу без тебя обойтись.
Следовательно, ей нужен был мужчина-ребенок.
Ницше объясняет механизм такого сострадания: Если бы не существовало любопытства, люди мало бы делали для блага ближнего. Любопытство под именем долга и сострадания втирается в дом Несчастного или нуждающегося. Опыт показывает, что для сострадательных натур единственный способ получить радость - это наблюдение за страданиями других.