d9e5a92d

Внимание и воздействие


Главное внимание уделяется тому, что сказано. Мы думаем в основном об аргументах, которые пришли в голову уже после критического момента, о точном значении слов, которые были использованы: Это не то, что вы сказали..., Именно это я имела в виду.... Или слышим слова и затем, вне связи с темой разговора, начинаем внутренний монолог о том, о чем собираемся сказать, отыскивая в памяти подобную или даже более драматичную историю: Вы думаете, что это тяжело, так позвольте рассказать вам о том времени, когда я....

Мы оказываемся в ловушке своих собственных чувств, принимаем все на свой счет, слушая лишь на поверхностном уровне, но оцениваем и судим то, что слышим. Многие считают, что их друзья - очень хорошие слушатели, потому что они охотно воздерживаются от суждений в наш адрес, а иногда даже молча слушают. И все же чаще всего мы нуждаемся в том, чтобы нас именно услышали, а наши родственники, друзья и коллеги по работе с самыми лучшими намерениями пытаются решить наши проблемы или пощадить наши чувства. Искусный коучинг требует профессионального умения слушать, гармоничного и сведущего, с возможностью максимизировать взаимодействие. Именно взаимодействие, поскольку умение слушать - это не просто пассивное выслушивание чужого монолога.

Это активная деятельность.
Внимание и воздействие
В коучинге есть два аспекта слушания. Первый аспект - внимание или осознание. Это, конечно, получение информации с помощью того, что мы слышим ушами, но также и слушание с участием всех органов чувств и интуиции. Мы слушаем, смотрим и переживаем звуки, слова, образы, чувства, эмоции. Внимание сосредоточено на получении информации - словах, впечатлениях, энергетических изменениях.

Мы все являемся многосторонними приемниками с большим количеством разнотипных рецепторов, каждый из которых фиксирует свою информацию: мы слышим дыхание в телефонной трубке, отмечаем манеру речи, модуляции голоса. В словах мы ощущаем давление: голос может быть мягким или жестким, осторожным или взбешенным. Слушая человека, мы одновременно улавливаем
все, что происходит вокруг него. Мы фиксируем язык его тела. Разговаривая с человеком по телефону, мы ощущаем его эмоции, представляя себе его сжатые губы или склоненную в печали голову, - все это информация, требующая нашего пристального внимания.
Второй аспект - это воздействие умения слушать на окружающих (то, что мы делаем, слушая), особенно воздействие коуча, слушающего своего клиента. Опытный коуч должен быть уверен не только в том, что он умеет слушать, но и в воздействии своего умения на клиента. Большую часть времени эта уверенность незаметна, поскольку внимание коуча сосредоточено на собеседнике. Представьте себе, что вы на соревнованиях по фехтованию, где все ваше внимание отдано противнику: вы постоянно делаете выбор и отвечаете на удары, парируете их, наносите и снова парируете.

Ваше внимание сосредоточено не на выборе, который вы делаете, - это может отрицательно повлиять на вашу собранность, приведя к ужасному результату. После окончания поединка вы можете оценить свои действия и проанализировать сделанный выбор. Слушая подобным образом, вы не думаете об этом или о том, что собираетесь сделать.

Ваше умение слушать - сверхсознательное и подсознательное одновременно.
Чтобы понять работу внимания и воздействия, представьте себе, что вы находитесь в комнате, где очень много народу. И вдруг вы почувствовали запах дыма - возможно, начался пожар. Ваше внимание обращено на этот дым, вы его заметили, это - первый аспект осознания.

Потом вы решаете, что делать с этой информацией. Можно закричать: Пожар! или сообщить об этом хозяину дома. Можно схватить огнетушитель и героически бороться с огнем или тихо выскользнуть из дома через черный ход. Каждое из этих действий будет иметь свое воздействие на окружающих, на определенном уровне вы должны осознать это воздействие и понять, что несете за него ответственность.

Даже если вы ничего не предпримете, воздействие все равно будет.
Несомненно, на уровне слушания у вас есть подобный опыт. Вспомните, как вы ругались с вашим любимым: руки в боки, вены вздулись, кровь кипит, слова обжигают, словно напалм. В середине ссоры ваш партнер внезапно останавливается и дает вам передышку, а вы продолжаете говорить - возможно, даже еще громче: Ты так надоедлив!. Разве? - отвечает он холодно. - Я же ничего не говорю - только слушаю.



Чувствуете воздействие?
Естественно, слушание не может быть пассивным, особенно при коучинге. Вы могли учиться активному слушанию, возможно во время тренингов общения. Эти программы в основном великолепно помогают расширить понимание слушания и предлагают большое количество инструментов для этого.

Активное слушание часто включает уточнение сказанного собеседником, наблюдение за языком его тела, усиление внимания к чувствам, которые скрываются за произнесенными словами, и обострение чувствительности к контексту разговора. Умение слушать, которое требуется от коуча, включает все эти компоненты, которые будут раскрыты несколько позже, и многое другое. В нашей модели слушания существуют три уровня, которые дают коучу огромный диапазон и, в конце концов, большие возможности для слушания.
Первый уровень: поверхностное слушание
На этом уровне наше внимание сосредоточено на нас самих. Мы слушаем слова собеседника, но сосредоточиваемся на том, что они значат для нас. На первом уровне в центре внимания нахожусь я - мои мысли, чувства, мои выводы о себе и окружающих.

Что бы ни происходило с другим человеком, оно возвращается ко мне через диод: односторонняя энергетическая ловушка, которая передает информацию туда, но не обратно. Слушая, я впитываю информацию и занимаюсь ее переработкой. На этом уровне существует только один вопрос: Что это значит для меня?.
Чаще всего этого вполне достаточно. Отправляясь в одиночестве в другой город, вы большую часть времени слушаете на первом уровне: думаете о том, где зарегистрироваться, не забыли ли вы свой билет, сколько времени осталось до самолета, о том, что вы терпеть не можете летать на самолете, об отвращении к пище, которую там подают, и раздражении от того, что сидящий сзади постоянно толкает вас. Все ваше внимание сосредоточено на себе, как и должно быть.

Другим показателем того, что вы действуете на первом уровне, является постоянная потребность в новой информации. Вы нуждаетесь в ответах, объяснениях, деталях, данных. Внутренний монолог может звучать примерно так: Рейс отложен? Но я же опоздаю.

Когда мы взлетим? Когда я поем? Как я могу сообщить им, что рейс задерживается?.

Причиной необходимости сбора информации на первом уровне являются ваши собственные нужды.
Другая типичная ситуация для первого уровня - ресторан. Ваше внимание направлено на себя, и воздействие на первом уровне слушания тоже направлено на вас. Хотите ли вы выпить, прежде чем закажете что-то? Есть ли в меню что-то особенное?

Удобен ли стул? Принимают ли они чеки? Не слишком ли близко к кухне стоит ваш столик? Высоки ли цены?

Можете ли вы себе это позволить? Вы осознаете свои мысли и чувства. Решения, выбор, суждения, которые вы выносите, касаются только вас. Вы любите определенную рыбу, но вам не нравится, когда она подается целиком, а ее мертвые тусклые глаза таращатся на вас с тарелки.

Вы думаете о своем весе, который придется сбрасывать, и решаете заказать низкокалорийный гарнир. Ваш мысленный монолог в этой ситуации произносится молниеносно. Даже если вы сидите за столиком не один, а возможно, что и с тем, в кого безумно влюблены, ваше внимание будет сосредоточено на первом уровне как минимум до тех пор, пока вы не сделаете заказ.
Первый уровень информирует нас о нас самих и о происходящем вокруг. Именно на данном уровне мы выясняем и понимаем это, поэтому он так важен. Клиенты коуча обычно находятся именно на первом уровне. Это их работа: Yмотреть на себя и свою жизнь - процесс, размышления, понимание.

Но это совершенно неприемлемо для самого коуча - действовать на погруженном в себя уровне даже короткое время. Коучинг начинается на втором уровне.
Диалог первого уровня
Клиент: В новом доме - совершенный беспорядок, повсюду коробки. Я с трудом добрался от входной двери до ванной.
Коуч: Насколько важно для вас привести дом в порядок? Сейчас - наиболее продуктивное время для развития вашего бизнеса - самое удачное с тех самых пор, как вы начали этим заниматься.
Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть!

Но жизнь в этом хаосе - вот, что выводит меня из равновесия.
Коуч: Этот беспорядок - не надолго. Не позволяйте ему отвлекать вас от того, что действительно важно - поддержания темпа развития.
Клиент: Но это действительно отвлекает.
Коуч: Мне тоже приходилось попадать в подобную ситуацию. Поверьте мне - это не такая уж большая проблема. Вы найдете способ с этим справиться.

А теперь давайте вернемся к вашему бизнес-плану.
Клиент: Ну, хорошо. Если вы так уверены...
Второй уровень: сфокусированное слушание
На втором уровне ваше внимание полностью сосредоточивается на собеседнике - вы можете заметить это, проследив за общением людей на этом уровне: возможно, они оба наклонились вперед, внимательно наблюдая друг за другом.



Содержание раздела