d9e5a92d

Признание и принятие


Часто истина для клиента заключена не в его разуме, а в сердце или шестом чувстве. Метафоры позволяют пренебречь анализом и обратиться к этим чувствам. И даже если метафоры не пробуждают интуицию, можно попробовать что-то другое.

Единственный способ достичь совершенства в этом умении - тот же, что и во всех остальных навыках коучинга, - применять его как можно чаще, терпеть поражения, не привязываться к ощущению собственной правоты и продолжать учиться. Признание и принятие
Навык признания и принятия усиливает в клиенте веру в себя. После настоящего признания клиент может стать более открытым, этот навык обращается к его собственному Я, к тому, кем он является на самом деле. Похвалы и комплименты придают большое значение тому, что человек делает: Жанет, ты сделала хороший доклад. Или выносят на первый план мнение, которое человек вкладывает в похвалу, или воздействие, оказанное на человека комплиментом: Ваша презентация вдохновила меня и заставила задуматься.

Признание раскрывает внутреннюю сущность человека, на которого оно направлено. Больше, чем то, что они делают или что это значит для говорящего, признание говорит о том, кем эти люди являются: Жанет, вы на деле доказали, что решились учиться новому. Вы очень рисковали.

Я вижу в этом вашу любовь к красоте. Признание часто выявляет ценности, которыми дорожат клиенты, предпринимая какой-либо шаг: Вы действительно посмеялись над собой. Поздравляю. Я знаю, что это было нелегко.

Значит, клиент ценит шутки. Или: Серьезная работа. Вы отстаивали честность и право быть самим собой, а это непросто - в этом случае клиент ценит честность.
Признание настолько важно, что практически является отдельным контекстом коучинга. На определенном уровне коучу приходится поддерживать ощущение, кем должен быть клиент, чтобы внести в свою жизнь те изменения, которых он добивается. Клиент может быть смелым или готовым перестать бояться, или упорным в сохранении существующих отношений. Навык признания обращается к внутренней силе клиента. Признание помогает клиенту уяснить то, что он мог не видеть в себе из-за ложной скромности или просто не замечать.

Признавая существование этих сил, коуч дает клиенту доступ к ним.
Клиенты поймут, если признание честно и правдиво, и в будущем будут больше взаимодействовать со своими внутренними силами, поскольку узнают правду о них, которую им открыл коуч. Признание может выражаться в следующем: Взгляните на то, что Вы оказались способны высказать своему начальнику. Подумайте, как далеко Вы продвинулись за последние четыре месяца. Ваши возможности проявились сильнее, и теперь вы можете настаивать на том, чего хотите. Вы действительно показали, что можете не бояться и говорить правду.

Признание попадает прямо в сердце, делая клиента сильнее (довольно часто он ощущает необходимость утверждить это в реальности). Признав это, коуч дает клиенту возможность продолжать рост.
Каждое признание в Коактивном коучинге состоит из двух частей. Первую часть мы уже раскрыли - это признание. Вторая часть - наблюдение за его воздействием на клиента.

Для коуча это своеобразная проверка, возможность убедиться в том, что признание попало в цель. Понаблюдайте за реакцией клиента. На третьем уровне коуч выясняет, удалось ли ему найти правильное описание того, кем в этой ситуации является клиент. Признание непременно приведет к результату, который коуч услышит, увидит и ощутит. Признание очень волнующе для клиентов и обычно встречается достаточно редко.

В этом его сила.
Диалог
Клиент: Возможно, мне следовало молчать. Под конец я выглядел полным дураком.
Коуч: Вы могли выйти из этой ситуации разными способами. То, что вьгсделали, означает, что вы учитесь и растете, даже если вам известно, что это дорого обойдется. В этот момент вы больше озабочены своим развитием, чем мнением окружающих.

Вот кем вы являетесь.
Клиент: Спасибо. Как только затруднения кончатся, я действительно смогу использовать то, чему научился.
Что значит быть услышанным
Личностный рост - это процесс самосозидания. Словно вы пытаетесь подстричь самого себя. Слушание создает зеркало, отражение в котором поможет сделать эту работу.



Независимо от того, хорошо или плохо она удается клиенту, прическа это или смена работы, одним из наиболее сильных аспектов отношений является слушание. Ни в одной ситуации клиента не выслушают так, как это сделает коуч.
Упражнения
1. Слушание на первом и втором уровнях
Цель эZого упражнения - слушать на первом уровне - то есть полностью сосредоточиться на своих мыслях и мнении. Собираясь выполнять это упражнение, попросите друга или коллегу уделить вам полчаса и разыграть с вами ситуации первого и второго уровня.
Первый уровень
Опишите вашему коллеге, что такое слушание на первом уровне. Попросите его рассказать о путешествии, которое он недавно предпринял, о том, что складывалось хорошо и что - не столь удачно. Когда ваш коллега будет рассказывать свою историю, вы должны прислушиваться к своим ощущениям и интерпретировать его слова, опираясь на свой собственный опыт. Как можно чаще высказывайте рассказчику свое мнение.

Что бы на его месте сделали по-другому? Что происходит внутри вас, когда вам рассказывают историю? Какую ситуацию из вашей жизни она вам напоминает?

Что бы вы посоветовали этому человеку? Как вы бы могли улучшить это повествование?
Примерно через пятнадцать минут расскажите друг другу, каково это - слушать на первом уровне и воспринимать, что тебя слушают именно таким образом.
Второй уровень
Поработайте с тем же самым другом или коллегой (и с той же самой историей) еще пятнадцать минут. Но на этот раз не описывайте ему, что такое слушание на втором уровне, а просто будьте любознательны. Задавайте вопросы, уточняйте и проговаривайте то, что чувствуете. Обращайте внимание на ценности вашего коллеги и на то, как именно они выражаются в его истории.

Будьте полностью сосредоточены на рассказчике.
На этот раз расскажите друг другу, каково вам было слушать и быть услышанным на втором уровне. Чем это отличалось от первого уровня?
2. Слушание на третьем уровне
Ваша задача - сходить разок-другой куда-нибудь, где можно потренироваться в слушании на третьем уровне, например, в библиотеку, в фойе гостиницы, в приемный покой больницы или в поликлинику, бар в аэропорту. Старайтесь просто сосредоточить свое осознавание третьего уровня на том, что чувствуют окружающие вас люди, - злятся, расстраиваются, веселятся, скучают, тревожатся или пребывают в покое? Что еще вы замечаете в окружающей атмосфере? Понаблюдайте, где именно в помещении сосредоточивается энергия и как она перераспределяется, когда кто-то входит или выходит. Запишите свои впечатления.

А теперь закройте глаза и попробуйте послушать на третьем уровне с закрытыми глазами. Что для вас изменилось? Что вы теперь замечаете, чего не замечали с открытыми глазами?
Вариант: попросите своего друга войти в это помещение, буквально излучая гнев и раздражение. Обратите внимание, как на это прореагируют люди на третьем уровне. Или попросите двух друзей войти в помещение и начать грубую перебранку.

Обратите внимание, как меняется энергия на третьем уровне.
3. Мета-формат
Мета-формат - это панорама, большая картина. Отчасти мета-формат - это видение, отчасти - формулировка собственной позиции, а также жизненная тема. Вот примеры мета-форматов.

  • Начать новую жизнь.
  • Находиться в состоянии кризиса.
  • Бороться с изменениями.
  • Плыть по течению.
  • Действовать, как скоростной робот-автомат.
  • Спокойно разворачиваться.

Как выглядит в мета-формате ваша сегодняшняя жизнь? Запишите имена десяти своих близких друзей и родственников. Как выглядит сейчас их жизнь в мета-формате?
4. Метафоры
Придумайте метафоры к каждой из предложенных ситуаций.

  • Клиент не может выбрать из двух одинаково привлекательных возможностей.
  • Вступление в новый период жизни с большим количеством неясностей.
  • После долгого периода бездействия случилось все сразу.
  • Хаос на работе.
  • Два новых романтических знакомства.
  • Денежные потери в результате просчета.
  • Переход от небольшого количества упражнений к их переизбытку.
  • Достижение больших успехов в построении бизнеса,прежде чем возникло препятствие.
  • Успех.
  • Печаль.
  • Серия неожиданных удач.
  • Изнеможение.
  • Отказ.

5. Признание
Напишите имена пяти друзей. Запишите, кем им надо было быть, чтобы достичь всего того, что им удалось на сегодняшний день. Напишите признание для себя.
Глава вторая.
ИНТУИЦИЯ
Возможно, с вами такое случалось. Вы едете на машине по проселочной дороге, где нет дорожных указателей. Подъезжая к развилке, инстинктивно выбираете поворот направо. Другой пример: вы обедаете с подругой. Все в порядке, разговор идет своим чередом.

И внезапно вы спрашиваете: Что-то не так? Ты хочешь о чем-то рассказать мне?.
Возможно, вам случалось неожиданно звонить кому-то или отправлять открытку. Вы не знали точно, почему делали это именно в тот момент, но позднее выяснялось, что это время по какой-то причине было очень важным. У некоторых людей очень развиты предчувствия относительно капиталовложений.

Некоторые чувствуют, как надо ответить на вопрос, даже когда это кажется нелогичным.



Содержание раздела