d9e5a92d

Получение информации любопытство


Мы заучили, что вопросы используются для сужения крута возможностей. Это - научный метод дедукции. Мы научились заполнять бланки и получать оценку согласно нашей способности находить правильные ответы. Существует серьезное различие между традиционными вопросами, призванными извлечь информацию, и любопытствующими вопросами, пробуждающими в человеке самопознание. Например.
Получение информации Любопытство
Какие темы Вы планируете Что Вам даст завершение
включить в свой отчет? этого отчета?
Сколько упражнений в А что для Вас значит быть в
неделю Вам требуется? форме ?
Какие возможности обучечения Что бы Вам хотелось узнать,
Вам доступны? чего Вы сейчас не знаете?
Однако самыми смертоносными при сборе информации являются закрытые вопросы, требующие ответа да или нет. Они просто вывешивают огромный стоп-сигнал в самом разгаре разговора. Путь резко обрывается, и коуч вынужден начинать все заново.

Любопытствующие вопросы оставляют тему открытой. Они увлекают клиента в путешествие и могут быть легко сформулированы, чтобы предотвратить внезапную остановку:
Закрытые вопросы Открытые вопросы
Является ли данная стратегия Что делает эту стратегию
эффективной для Вас? для Вас эффективной?
Можете ли Вы еще чему- Как Вы могли бы удвоить
нибудь здесь научиться? эффект обучения в этой ситуации?
Звучит так, словно Вы застряли Какой третий вариант Вы
между этими двумя могли бы выбрать, помимо тех
альтернативами, верно? двух, которые находятся перед Вами?
Другая давно нам известная форма вопроса - наводящие вопросы. Они подразумевают, что правильный отвеZ существует и является заключением, построенным на самом вопросе. Это в значительной степени заставляет обучающегося давать именно тот ответ, который требует преподаватель.
С ранних лет мы заучили еще и то, что любопытство опасно. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали... Проявление любопытства в разговоре зачастую рассматривается как признак глупости, незрелости и назойливости, поэтому мы привыкаем соблюдать осторожность в своих расспросах и не позволяем своей любознательности одерживать верх.
Ценность любопытства
В коучинге с искренним интересом задавать любопытствующие вопросы - как раз то, что нужно. Любознательный коуч не имеет готовых ответов. Проявляя любопытство, вы перестаете выступать в роли эксперта. Вместо этого вы присоединяетесь к клиенту в процессе поиска ответа на вопрос, что же случилось.

Вы исследуете вместе с ним его мир, а не пытаетесь подменить его мировоззрение своим собственным.
В роли консультанта вы собираете информацию, чтобы впоследствии выступить с соответствующими рекомендациями. Вы обладаете опытом и ищете недостающие данные, чтобы определить, в каком направлении двигаться. Вы как бы генеральный подрядчик, нанятый для построения чего-либо из материалов, которые вы же сами и вносите в эти отношения. В Коактивном коучинге, в противоположность этому, вы любознательны.

Вы приходите для сотрудничества, обладая квалификацией и строительным опытом, чтобы строить из того, что обнаружите на месте.
Информация находится внутри клиента. Ваше любопытство позволяет клиенту изучить себя и обнаружить ее. В результате открывается широкий спектр возможностей благодаря большей гибкости такого подхода. Любопытство приглашает клиента поискать ответ самостоятельно.

Мы полагаем, что клиент не только знает соответствующий ответ, но и может его самостоятельно сформулировать.
Обнаруживая ответы, скорее, в самом себе, нежели в коуче, клиент входит в контакт со своими внутренними ресурсами. Самостоятельное получение ответа, кроме того, очень стимулирует, поскольку в этот момент происходит очень важное научение. Любопытство порождает поиск, определяет и направляет его, но именно исследование приводит к научению.

Знания и навыки, обретенные таким образом, сохраняются надолго, потому что они полностью принадлежат клиенту. Он их пережил, а не вывел в результате логических умозаключений. Такой способ обучения очень важен для коучинга, поскольку приводит к непрерывным изменениям и личностному росту.
Построение взаимоотношений


Подлинная любознательность, помимо всего прочего, является мощным подспорьем в построении отношений - это тот аспект любопытства, который очень ценен для коучинга. Представьте себя на званом ужине сидящим рядом с незнакомцем, который проявляет по отношению к вам бесконечную любознательность. Его искренне интересует буквально все - ваша жизнь, работа, увлечения, что вами движет, а что не имеет для вас никакого значения. Эта разновидность любознательности не только льстит, но и ободряет вас.

Она позволяет вам легко многое в себе обнаружить и таким образом без усилий установить связь с другим человеком.
Но представьте себе тот же самый ужин и того же человека, задающего вопросы, только теперь он будет не просто любопытным. Вместо него перед вами - ваша предполагаемая теща, чьи вопросы носят несколько инквизиторский оттенок. Вопросы могут быть в точности такими же, но они звучат в другом контексте. Любопытство создает доверительные отношения, а допрос вызывает защитную реакцию.

В коучинге любопытство приглашает клиента искать и открывать что-то в себе в условиях безопасности и комфорта.
Любопытство и направление разговора
Вопросы коуча предлагают направление поиска. Внимание клиента естественным образом притягивается в этом направлении. Каждым дополнительным вопросом коуч поощряет дальнейшее продвижение в выбранном направлении, либо переводит внимание в другое русло, позволяя любопытству управлять поиском. Именно интуиция и любопытство должны управлять разговором в процессе коучинга. Быть любопытным в коучинге означает, во-первых, не придерживаться детально известного пути или решения, а, во-вторых, всегда сознательно и намеренно продвигаться к свету, отыскивая смысл, открывая ценности, получая опыт.

Любознательность - это вовсе не бесцельное блуждание.
Развитие мускулатуры любознательности
Так же как слушание и интуиция, любопытство - это своего рода одаренность. Некоторые люди наделены большей любознательностью, чем другие. Так же как слушание и интуиция, любопытство может быть развито путем упражнения, как и прочие мускулы.
Первый шаг - это осознание: просто старайтесь проявлять любопытство. Мы так привыкли чувствовать, что знаем ответ еще до того, как прозвучит вопрос, поэтому порой нам кажется невозможным спрашивать, не зная ответа заранее. Однако в коучинге необходимо научиться именно этому - перестать задавать вопросы с позиций эксперта, дабы отсортировывать полученную информацию, анализировать ее и раскладывать по полочкам для дальнейшего употребления.

Просто спрашивайте из любопытства.
Клиентчюнимает, когда коуч задает вопрос, уже имея в голове правильный ответ. Радар клиента сообщает ему, что правильный ответ уже существует и оставляет два пути - либо противиться, либо принять к рассмотрению ответ, найденный коучем. Когда вопрос задан из любопытства, клиент это тоже чувствует.

Он знает, что ему задан вопрос, ответ на который ему необходимо найти внутри себя.
Одна из техник для развития мускулатуры любопытства - начинать вопрос со слов: Мне любопытно.... Обратите внимание на то, как эти слова меняют природу поиска, как вопрос, заданный подобным образом, заставляет клиента активно включаться в процесс поиска, снижая при этом риск, который обычно сопутствует использованию заранее заготовленных ответов. В этих случаях клиент охотнее скажет я не знаю, а потом все равно сформулирует ответ.
Любознательность подразумевает и легкость игры, и безоговорочное понимание того, что полученный ответ непременно будет правильным, поскольку найден самим клиентом. Это не означает, что он не подлежит опровержению. Этот ответ правильный, потому что получен клиентом, а не коучем, но он остается открытым для дальнейшего коучинга. Когда коуч спрашивает клиента: Как вы поступаете, когда вам не хочется звонить своим клиентам?, тот отвечает: Я прекрасно справляюсь, делая четыре звонка в день.

Коуч может также спросить клиента: А ваш начальный план заключался в восьми звонках в день. Как снижение их количества до четырех влияет на вашу цель? . Другой вариант - выпаливать вопросы, не задумываясь над ними. Цель заключается в том, чтобы объединить разные уровни восприятия коучем информации, его интуицию и любопытство, не забывая при этом о том, что он сам не должен знать ответ.

Коучу следует просто задавать клиенту первый пришедший в голову вопрос с полной уверенностью, что тот знает ответ, потому что всегда его знает.
Еще одно применение любопытства заключается в том, чтобы отмечать, как изменяется энергичность ответов клиента. Если радар коуча отмечает сомнение, ему нужно поинтересоваться у клиента, в чем дело. Если ощущается гнев или сопротивление, необходимо спросить клиента, в чем причина.

Будьте любопытны, замечайте изменения в темпе речи клиента, отмечайте, когда повышается бодрость, когда он начинает больше смеяться, шутить. Используйте эти признаки, чтобы последовать в новое русло разговора со своей любознательностью и вовремя включить свою интуицию.
Как приспособить любопытство для коучинга



Содержание раздела