d9e5a92d

Пять аспектов вводной сессии


Это совсем другой мир, который существенно отличается от обыденной жизни клиента с ее ограничениями. Это пространство, в котором они могут быть вместе со своим собственным гневом, тревогами, подозрениями, обидами. Ошибки и неудачи воспринимаются там как средства для обучения.

В этом пространстве нет никаких абсолютных истин, а правил очень мало. Для коуча просторность также означает абсолютную индифферентность к какому-либо определенному направлению, которому решает следовать клиент, а также к тем результатам, которых клиент достигает или не достигает. Коучу важны самореализация клиента, его жизненные задачи, здоровье и личностный рост, но его не интересует, как именно клиент достигнет всего этого, с какой скоростью, будет ли путь прямым или кривым, - до тех пор, пока клиент продолжает двигаться к намеченным им самим результатам. И, наконец, коучинг определяется вовсе не тем, что коуч дает клиенту или проводит с ним, а тем, что клиент сам совершает в своей жизни посредством деятельности и обучения.
Коуч может предложить клиенту определенное направление деятельности, способное привести к желаемым результатам. И это хорошо. В частности, такая техника, как мозговой штурм, является частью коучинга, ценным дополнением к дискуссии.

Но просторность отношений коучинга требует от коуча индифферентного отношения к тому, примет или нет клиент идеи коуча, а если примет и возьмется их реализовать, - правильно или неправильно клиент будет их воплощать. Клиент прав в любом случае. Парадокс состоит в том, что коуч часто ожидает от клиентов большего, чем они сами осмеливаются вообразить, и в то же время поддерживает клиентов во всех их начинаниях, какими бы они ни были.

Именно поэтому мы говорим о просторе и просторности.
Пять аспектов вводной сессии
Вводная, или ознакомительная, сессия начинается с оформления альянса между коучем и клиентом. Именно в этот момент большинство клиентов узнает, чего они могут ожидать от коучинга. Кроме того, они уясняют, что собой представляют, к чему стремятся, какие силы им потребуются, чтобы добраться туда, куда они хотят попасть, и какие препятствия могут встретиться на этом пути.
Во время вводной сессии коуч, как правило, затрагивает эти пять тем (рис. 3), но не обязательно в указанном порядке:

  • разрешение;
  • обнаружение;
  • проектирование будущего;
  • логистики;
  • средства и инструменты для клиента.

В каком порядке коуч будет включать эти темы в ознакомительную сессию, зависит от его собственных предпочтений, а также от самого течения беседы. Клиенты могут, например, захотеть начать с логистик или с обозначения своих целей на будущее и своих обязательств.
Разрешение
Одна из специфических особенностей коучинга состоит в том, что коуч постоянно спрашивает у клиента разрешения. Поэтому данный элемент коучинга на рис. 3 располагается в самом центре. Он - сердце коучинга. Это может показаться странным, однако служит замечательным примером признания и уважения того, что коучинг предназначен исключительно для удовлетворения потребностей клиента и решения его жизненных задач.

Вовсе не обязательно каждый раз спрашивать разрешения. Опытный коуч. шшльаует. этот прием йаразйе- с друт-ямн -я сам понимает, когда ему необходимо спросить у клиента разрешения, а когда этого можно не делать.
Разрешение лучше всего использовать, когда коуч хочет исследовать некую наиболее уязвимую область жизни клиента или вызывающую у него наиболее сильное сопротивление. Например, коуч может спросить: Вы разрешите мне сказать, что я думаю? Да? Мне кажется, вы не принимаете себя всерьез. Или: Как Вы считаете, стоит ли нам провести "мозговой штурм", чтобы рассмотреть альтернативные варианты?

В любом случае коуч должен быть готов услышать отрицательный ответ, принять его и с учетом этого двигаться дальше.
Обнаружение
Обнаружение сосредоточивается на том, где клиент сейчас находится в своей жизни и как он туда попал. Коуч беседует с клиентом о том, что делает его тем человеком, которым он является, что побуждает его к развитию, что ему мешает. Работая с этими темами на вводной сессии, можно касаться таких областей, как цель жизни клиента, его ценности, принципы, личные убеждения.



Не существует единственно "правильного" проведения процесса обнаружения. Обычно коуч просит клиента оценить "в общем" степень его удовлетворенности состоянием значимых областей его жизни, используя какое-либо вспомогательное средство, например, "Колесо жизни" (рис. 4).
Клиент и коуч могут обсудить прежние успехи и разочарования клиента, чтобы определить, в какой области тому удается реализоваться, а также какие способы и стратегии он использует, чтобы справиться с неудачами и "обвалами" в собственной жизни. В процесс обнаружения клиент может привносить какие-то другие жизненные ситуации из своего опыта, которые имеют отношение к делу. И клиент, и коуч начинают узнавать, кто же та кой клиент, что он за человек, как бы изнутри: каковы освещенные и темные, освоенные и не освоенные области его жизненного мира.


Коуч может использовать опросники, диаграммы и прочие вспомогательные средства, но ядром процесса обнаружения являются простые, эффективные вопросы, например: Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?, Что Вы больше всего цените в ваших отношениях с другими людьми?, Когда Вам удается что-то менять в своей жизни, что помогает Вам добиваться успеха?, Где Вы обычно застреваете?, Что побуждает Вас двигаться дальше, когда Вы застреваете?, Как Вы справляетесь с разочарованием, когда Вам что-нибудь не удается? , Как Вы относитесь к выполнению и невыполнению собственных обещаний? - ответы на эти вопросы помогают и коучу по-настоящему понять клиента, и клиенту - самого себя.
Эти ответы также служат хорошим подспорьем в выстраивании максимально эффективных отношений коучинга. Например, вопрос: Где Вы обычно застреваете? сразу обозначает области и моменты, в которых клиент теряет ориентацию. Следующий вопрос может звучать так: Как бы Вы хотели, чтобы я в качестве коуча вел себя, если Вы застрянете?

Отвечая на такие вопросы на вводной сессии и на протяжении всего процесса коучинга, клиент определяет роль коуча. Подобные вопросы нужны еще и для того, чтобы время от времени напоминать клиенту, какую роль играет он сам в создании отношений коучинга.
Проектирование будущего
Еще одна часть вводной сессии направлена на определение целей клиента, той мотивации, которая и привела его к коучу. Для этого клиентов просят описать то, что бы им хотелось изменить в своей жизни, что появится в результате достижения целей, выполнения обязательств, изменения привычек, и воплощения видения, призывающего к действию. Коуч и клиент выясняют, кем клиенту необходимо стать, чтобы создать для себя это новое будущее.

Проектировать будущее можно по-разному.
Первоочередные цепи. На вводной сессии клиент, как правило, обозначает несколько направлений жизни, в которых он хочет добиться изменений с помощью коучинга. Решившись на изменения, клиент может поддаться эйфории, лишающей его ясности видения, и попытаться внести в отношения коучинга вообще все моменты своей жизни, вызывающие у него чувство неудовлетворенности.

Однако успех более вероятен, если коучу удастся выбрать четыре или пять основных блоков.
Для этого весьма полезным оказывается бланк3, на котором клиент обозначает свои цели в коучинге и желаемый результат. Заполненный бланк становится основным планом, в котором устанавливаются приоритеты. Этот перечень целей помогает клиенту вернуться к намеченному, когда он в силу непредвиденных жизненных обстоятельств вылетает с трассы и помогает ему отмечать прогресс в достижении значимых целей, что приносит ему огромное удовольствие.

В процессе коучинга некоторые цели достигаются и естественным образом выпадают из перечня или становятся менее важными; добавляются новые.
Образ желаемого результата. Клиенты приходят в коучинг, желая измениться. Эти люди могут более или менее четко представлять себе, чего хотят, но главное заключается в том, что до сего момента им не удавалось достичь этого самостоятельно; именно поэтому они обращаются к коучингу с данным запросом.

Желаемый результат может быть сформулирован четко, как конкретная цель. В инVм случае это - продвижение в определенном направлении, например: жить более сбалансированной жизнью, получать удовольствие от работы или больше времени проводить с семьей.
Часть вводной сессии посвящается уточнению желаемых результатов и во многих случаях - преобразованию чрезмерно обобщенных определений заданных направлений в конкретные цели. Что произойдет? Когда? Как клиенты узнают, что они уже достигли своей цели? Коуч и клиент работают совместно, чтобы уточнить цели и определить оптимальные стратегии их достижения.

Хотя целеполагание - одна из наиболее существенных составляющих коучинга, следует отметить, что некоторые клиенты практически не ставят себе конкретных целей. Они выделяют определенные области жизни, с которыми хотят работать. До тех пор, пока клиент может как-то оценивать свой прогресс, коучинг эффективен и без конкретных целей.
Призывающий путь.



Содержание раздела