d9e5a92d

Отставим всю серьезность


Очень часто клиенты очень высоко оценивают такую психологическую интервенцию. Они чрезмерно устают решать на каждой сессии свои собственные задачи, и такая смена ролей дает им передышку. Вырваться из рутины можно многими разными способами.
Для начала нужно попросить клиента прочесть книгу, относящуюся к делу, которую коуч сам уже читал, а потом обсудить с ним, каким образом он планирует применять то, что почерпнул из этой книги.
Для еженедельной работы с дневником следует выбрать тему, которая не совпадает с той конкретной задачей, которую стремится решить клиент, но каким-то образом обеспечивает ее решение или способствует ему. В таких случаях для исследований подходят, например, такие серьезные темы: Где и каким образом я сам себя "подставляю"? Где и как я выставляю себя на посмешище?

Где и как я принимаю себя не всерьез?.
Можно порекомендовать клиенту попросить своих друзей или сослуживцев ответить на такие вопросы: От чего Вам сейчас приходится отказываться в своей жизни? или: Какова моя репутация?.
Клиент может описать коучу собственные представления о своей жизненной перспективе или сложить об этом песню, или сделать коллаж из журнальных картинок. Цель этого задания - найти способы творческого выражения центральных жизненных тем клиента.
Примерно раз в три или четыре месяца хорошо бы просто спросить клиента: Что должно случиться, чтобы ценность коу-чинга для Вас возросла в четыре раза?.
Некоторые коучи раз в четыре или шесть месяцев повторяют ознакомительную сессию. При этом они как бы отступают назад, но зато перестают сосредотачиваться только на одном аспекте. Например, можно потратить час исключительно на прояснение ценностей клиента или его браза Себя-В-Будущем, или его жизненных целей.

Или попробовать нарисовать профиль освоенной личностной деятельности, а также обозначить три или четыре навыка или умения, которые клиент хотел бы приобрести. В течение последующих сессий коуч сможет обращаться к этому профилю.
Некоторые коучи заранее придумывают темы на месяц или темы на неделю и делятся ими с клиентом. Серия подобных тем может создавать каскадный эффект обучения. На одной сессии можно спросить клиента: Чего Вы ожидаете от жизни?, на другой: Как Ваши ожидания помогают Вам в вашей жизни?, на третьей: Чем Вам приходится расплачиваться за реализацию своих ожиданий? Какова цена Ваших ожиданий для вас?. Далее: Что и как могло бы заставить Вас отказаться от своих ожиданий или помешать их реализации?.

Затем: К чему Вы привязаны настолько, что ничто не может заставить Вас отказаться от этого?. И так далее, как по ниточке...
Выбраться из привычной колеи коучинга можно, изменив внешние условия (а не только содержание). Если коуч обычно разговаривает с клиентом сидя, то можно попробовать для разнообразия одну неделю разговаривать стоя. Или переставить телефон в другую комнату. Или отправиться на горный курорт и проводить телефонный коучинг в комнате, из окон которой открывается великолепная панорама снежных вершин...

Исключительно ради того, чтобы вырваться из привычной рутины...
Отставим всю серьезность
Пришло время сказать несколько слов о юморе как средстве коучинга. Именно коуч задает тон тому, как клиенты будут вести себя во время сессии - ив жизни: он придает им направление. Коучинг - дело о-очень серьезное, речь здесь идет о смысле жизни, о счастье человеческом, о достижениях... Но некая умело внесенная доза легкомысленного отношения к жизни может излечить клиента от чрезмерной серьезности. Для этого нужно быть чувствительным, восприимчивым человеком, но капля юмора в нужный момент может разрядить даже катастрофическую ситуацию.

Юмор делает ситуацию более легкой и светлой, он вытаскивает людей из их норы и дает им перспективу. Юмор полезен для души, и коучинг от этого становится более эффективным. При этом клиенты испытывают гораздо больше желания поиграть с разными возможностями, пойти на риск, вступить на опасную территорию.
Коучу полезно понаблюдать за тем, как он проводит сессию коучинга или прослушать запись одной из своих сессий. Какое настроение удается ему создать? Не слишком ли оно тяжеловесно, помпезно, не теряет ли сессия энергию? Там, где есть смех, есть также живость и энергия.



Юмор - еще один инструмент коуча, помогающий сделать его работу направленной и эффективной. Не забывайте о нем.
Другие навыки: поручение и требование
Поручение (telling) и требование (demanding) не фигурируют в перечне стандартных умений, необходимых коучу. Это - оружие не новичка, но продвинутого профессионала. Когда мы готовим действительно компетентных коучей, нам приходится затрачивать много времени, чтобы отучить людей от стремления что-то поручать и чего-то требовать. Коактивныи коучинг отстаивает право клиента на его собственную жизнь, в которую нельзя вмешиваться со своими советами.

Он очень высоко ценит искусство задавания вопросов, а не давания поручений. Таким образом, мотивация к обучению и деятельности исходит от клиента, а не от коуча. Наиболее мощные вмешательства, интервенции коуча - это вежливая просьба (request) и вызов (challenge).

В них есть встроенный предохранитель, который предусматривает право клиента в любой момент отказаться или сделать встречное предложение.
Однако бывают случаи, когда правильная тактика коучинга действительно будет заключаться в поручении и требовании. Это как горн, который будит солдат по утрам. Когда клиент абсолютно запутался и попал в ловушку, когда невозможно преодолеть сопротивление, когда он повторяет одну и ту же деструктивную игру, когда необходимо прекратить саморазрушительный противодействие, для коуча наступает время призвать: К оружию!.

Здесь нельзя останавливаться на полпути. Необходимо четко произнести: Это разрушительно. Прекратите немедленно!.

Это никакая не вежливая просьба, это не намек, не совет, не предложение решения. Это самое что ни на есть вмешательство. И оно настолько редко исходит от коуча, что будет втрое эффективнее обычного воздействия на клиента.
Но для работы с таким мощным орудием коуч должен быть опытным человеком. Коуч вправе применять это средство только в силу того, что он принимает на себя обязательства, касающиеся жизни и благополучия клиента. Это может быть единственный способ остановить гремлина клиента, взяв его за горло, или единственный способ вытряхнуть клиента из привычного для него самоограничивающего убеждения. Требование может звучать так: Я не потерплю, чтобы Вы себя предавали и продавали таким образом!

Вы же знаете, что достаточно сильны. Я знаю, что Вы достаточно сильны. Просто сделайте это!. Только представьте, какая сила признания и принятия клента встроена в подобное вмешательство в его жизнь!

Как тридцать тонн тротила.
Расписания и структурирующие элементы
Коучи приходят в эту профессию со своими собственными повадками работы, со своим собственным эффективным стилем деятельности, со своей личностью и темпераментом. Для некоторых получасовой разговор по телефону - абсолютно идеальный способ контактировать с клиентом. Другим получаса недостаточно, им нужен час, чтобы разговор был в достаточной мере глубоким и серьезным.
Расписание и структура коучинга зависят от индивидуальных предпочтений коуча - во взаимодействии с индивидуальными особенностями клиентов, которые приходят на сессию. Таким образом, модель совместного активного коучинга может быть воплощена во множестве конкретных форм коучинга.
Еженедельные сессии
Практика коучинга показывает, что наиболее приемлемыми оказываются еженедельные получасовые телефонные разговоры. Это весьма удобно и для коуча, и для клиента. Одного раза в неделю бывает достаточно для поддержания мотивации и энергии клиента в его продвижении. Фиксирование времени разговора (не более получаса) придает занятию серьезность, а клиенту- ответственность за максимально эффективное использование этого времени.

Это простой, не требующий особенных усилий и удобный для большинства коучей способ организации своей практики, потому что можно работать, не выходя из дома, с клиентами буквально со всего мира.
Но это не единственный способ проведения практики коучинга. Многие коучи чувствуют себя вполне комфортно и естественно при очной встрече с клиентом. У них может быть специальный офис, в котором они встречаются с клиентами.

Некоторым коучам и клиентам гораздо больше подходит очная беседа в течение часа раз в две недели, нежели еженедельные получасовые телефонные разговоры. Некоторые коучи работают три недели по телефону и одну неделю очно. В конце концов, нет единых правил проведения подобных занятий.

Можно делать что угодно и как угодно, лишь бы это давало результат.
План (расписание) дня и недели
Многие коучи предпочитают принимать подряд несколько клиентов в день, при этом длительность сессии с каждым клиентом составляет полчаса. Это помогает коучу завестись, сохраняя бодрость и энергичность, что делает его работу более насыщенной. Если коуч так планирует свой, то ему необходимо не забыть в своем расписании о перерыве (примерно через каждые четыре сессии), иначе вскоре он начнет мечтать о внутривенном питании и катетере из мочевого пузыря...



Содержание раздела