d9e5a92d

Пресса сделала толпу обычным явлением.


Мы следуем за толпой, за большей толпой, как животные. Мы делаем то, что делают другие, потому что так проще и удобнее. Мы не хотим прослыть чудаками или гордецами. Словом, мы плывем по течению. В финансах мы действуем точно так же, как в политике, религии, общественных делах.

Мы позволяем соседям, согражданам, прессе помыкать нами. Больше всего - прессе. Именно пресса сделала толпу обычным явлением. Редакторы и репортеры думают головой не больше, меньше других, но они продают свою болтовню.

Знают они или нет то, о чем говорят, но они должны как-то высказываться каждый день. Эта непрестанная навязчивая болтовня влияет на толпу. Большинство людей не думают. Они только читают, и поэтому для прессы легче легкого манипулировать ими.
Странный и, правда, не вполне достоверный факт: большинство людей на всем протяжении своего жизненного пути - от колыбели до могилы - не совершают ни одного самостоятельного поступка. Всю свою жизнь они следуют за толпой. У них в голове утвердилось общепринятое мнение, что так спокойнее.
Это так в политике и в общении, но не в Финансах. В финансах толпа всегда проигрывает. Этот факт известен немногим людям, а те, кто его знают, держат это знание при себе.
В финансах выигрывают немногие. И они делают это, потому что следят за ценами, а не за толпой. Финансы - это прямая противоположность политике. Как мало бизнесменов сознают это. Финансы мало волнуют мнение большинства.

Цены не устанавливаются голосованием. В то же время справедливо, что общественное мнение вызывает колебания цен.
Когда десять человек хотят продать акции какой-нибудь компании, а покупателей только пять, цена на акции падает. А когда двадцать человек покупают, но продают только пять, цена поднимается. Но умный вкладчик не покупает и не продает вместе с толпой. Он наблюдает со стороны и использует колебания цен.

В политике - присоединяйся к большинству и выиграешь. Но в финансах нужно находиться в меньшинстве, если хочешь познать нелегкое искусство вкладывания и спекуляции. Никогда не покупай, когда покупателей больше, чем продавцов. В противном случае наверняка переплатишь.

Никогда не продавай, когда продавцов больше, чем покупателей. Иначе неизбежно заработаешь гроши. Как однажды сказал мне один миллионер: "Покупай себе соломенную шляпу зимой".

Покупай, когда модно продавать, и продавай, когда мода на покупки.
Цены всегда сильно колеблются. Всегда есть бумы и депрессии. За каждым бумом следует депрессия, и за каждой депрессией следует бум. Толпа никогда, конечно, не смотрит вперед.

Толпа всегда оказывается в дураках. Она думает только о сегодняшнем дне. Именно поэтому большинство людей покупают по высоким ценам, а продают по низким.

Они считают, что существующая на рынке ситуация будет продолжаться вечно.
Большинство являются оптимистами во время бума и пессимистами - во время депрессии. Конечно же, это проще всего. НО тот, кто делает деньги, выступает пессимистом во время бума и оптимистом во время депрессии. Покупай всегда у пессимистов.

Продавай всегда оптимистам.
В этом заключается иначе сформулированное седьмое правило. Оно означает, что нужно стоять в стороне от толпы и использовать возможности, которые открывают изменения цен. Немногие люди, у которых хватит мужества поступать таким образом, разбогатеют и заслуженно будут обладать всем, что получат. Они - стабилизаторы рынка. Они предохраняют от тех ситуаций, когда толпа поддается панике и сметает все на своем пути.

Именно так обычно ведет себя любая толпа. Устраните с биржи независимых дельцов, и она через год закрыта. Либо во время бума, либо при депрессии она будет стерта с лица земли. Каждую толпу нужно стабилизировать.

Вот в чем главным образом и состоит руководство. А толпу на бирже нужно стабилизировать почти так же как в политике. Подобно тому как цель прессы состоит в том, чтобы привести толпу в возбуждение, цель мудрого, сильного биржевого дельца-патриота заключается в том, чтобы сделать толпу более спокойной и здравомыслящей.

И иногда случается, он за это получает неплохие деньги.


Загадка человеческой природы состоит в том что, когда цены высоки, мы думаем, они обязательно поднимутся еще выше. А когда они низкие, мы думаем, они опустятся еще ниже. Истина, конечно же, состоит в обратном.

Если цена на какой-либо товар растет, это является признаком его скорого подешевения. А если что-либо дешевеет, то вслед за этим последует подорожание.
Цены все время движутся вверх и вниз. На них воздействуют события, надежды и страхи всего необъятного мира. Цены поднимаются выше и опускаются ниже стоимости, но они редко исчезают совсем. Обычно как надежды, так и страхи толпы преувеличены.

Как только ажиотаж спадает, цены возвращаются к уровню стоимости.
Самый продуктивный в мире капиталист -мальчик-разносчик газет. Он делает 200% прибыли в день. Каким образом? Заставляя свои деньги и товары постоянно находиться в движении. 0н начинает утром, имея 1 шиллинг.

Покупает 20 газет и продает их за 1 шиллинг и 8 пенсов. За день он проделывает это трижды. В результате к концу дня у него получается 3 шиллинга. (До 1971 английский шиллинг = 12 пенсам. - Ред.) Он продал 60 газет и сделал 2 шиллинга прибыли. Он в равной степени и капиталист, и рабочий.

У него нет нанимателя, он финансирует сам себя и получает вознаграждение по конечному результату. Он не финансист, поскольку расходует и деньги, и свой труд. Но он и не вкладчик, поскольку может получить назад свои деньги за нераспроданные газеты.
Его деятельность представляет собой лучшую иллюстрацию того, насколько важно, чтобы деньги и товары находились в постоянном движении. Он зарабатывает 30 фунтов в год, вкладывая один шиллинг и напряженно работая. Это на 5 фунтов больше того, что он, вероятно, мог бы получить на обычной работе; и он работает всего 3-4 часа в день.
Сравним его с ювелиром, имеющим дело с капиталом в драгоценностях на сумму 5 000 фунтов и продающим их в течение года. Мальчик-газетчик оборачивает свои деньги 600 раз, в то время как ювелир едва делает это единожды. Именно поэтому в бриллиантовом бизнесе гораздо больше блеска, чем прибыли.
Таким образом, восьмое правило подводит нас к усвоению великого закона финансов: движение капитала имеет гораздо большее значение, чем его величина. Оборачивается ли твой капитал за год, квартал, месяц или неделю?
В графстве Ланкашир рядом находятся две фирмы. Одна имеет капитал в 8 000 000 фунтов и 18 000 служащих, другая - капитал в 800 000 фунтов и 800 работников. В прошлом году обе фирмы имели одинаковую прибыль.

Это случилось потому, что меньшая была более производительна и оборачивала свой капитал за год 26 раз.
Булочник может делать хороший бизнес при помощи капитала, который в десять раз меньше, чем у ювелира. Он может это, потому что очень быстро превращает свою муку в хлеб, а хлеб - в деньги. Он практически каждый день продает весь свой товарный запас.
Одна из распространенных причин, почему большинство фирм получают невысокую прибыль, состоит в том, что слишком большие деньги у них неподвижны. Слишком много товаров лежит на дальних полках. Слишком много не используется оборудования. Слишком большой запас сырья.

Слишком много зданий. Все это означает бездействующий капитал. Это своего рода паралич.
Часто бывает, что две трети капитала фирмы омертвлено и вся нагрузка ложится на оставшуюся треть. Нет никакой выгоды придерживать товар, кроме тех случаев, когда цены растут. Ценность оборудования или здания зависит от их использования, а не от того, сколько они стоят.
Мир бизнеса наполнен дорогостоящими, но не приносящими никакой прибыли вещами. Лучше иметь функционирующий двигатель в одну кошачью силу, чем не работающий мотор мощности мамонта. Лучше взять 200 фунтов и пустить их в непрерывный оборот, чем иметь 2000 фунтов неходовых товаров.
Сущностью бизнеса является обмен. Деньги - на товар, товар - на деньги, деньги снова на тоар! И делать это нужно быстро - в этом секрет больших дивидендов.
Норма прибыли больше зависит от скорости продаж, чем от высоты цен. Выгоднее сделать 5% за месяц, чем 30% за год. Это известно всем ростовщикам, но не всем торговцам. Поэтому так много торговцев, имеющих мертвый запас товаров и превышающих свой кредит. Деньги похожи на человеческий ум.

Раньше считалось, чем больше у человека голова, тем он умнее. Но сегодня мы знаем, что это заблуждение. Человек может иметь очень крупную голову, но, если он медлителен и ленив, он глупец.

Главное не размеры головы, а то, как она работает. Многие люди с небольшими головами возглавляют крупные компании. В то же время люди, имеющие большую голову, служат почтальонами, зарабатывая на жизнь ногами. Почти всегда, когда я спрашиваю бизнесмена, что ему больше всего нужно, он отвечает: "Больше капитала".

Как правило, это ошибка: нужно ускорить использование капитала, который есть. Любой человек может удвоить свой капитал, не занимая ни пенни,- простым удвоением скорости оборота товаров. Лучше учиться продавать, чем платить проценты за капитал.

Дешевле рекламировать свой товар, чем нести расходы за превышение кредита.



Содержание раздела