Рассчитайте ВМ, ВПМ И ВОМ следующим образом:
ВМ = баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7 : 2;
ВПМ = сумма баллов за ответы 1,2,5:2;
ВОМ = сумма баллов за ответы 3 и 4 : 2.
Впишите полученные показатели в следующую таблицу.
Мотивация |
|||
Внутренняя |
Внешняя |
||
Положительная |
Отрицательная |
||
- я как руководитель |
|||
- мой руководитель |
|||
-я сам |
|||
- мои товарищи |
|||
Сумма: |
Обработка результатов и выводы
Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение: ВМ ВПМ ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
Тест. Методика "Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности"
Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом.
Проведение опроса
Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семибалльной шкале: "очень удовлетворен" (+ 3 балла); "в основном удовлетворен" (+ 2); "скорее удовлетворен" (+ 1); "и удовлетворен, и нет" (0); "скорее не удовлетворен" (-1); "в основном не удовлетворен" (- 2); "совершенно не удовлетворен" (- 3).
Оцениваемые факторы
Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).
Вопросы для обсуждения
1. Исследование, проведенное в Техасе, состояло в том, что 30-летний мужчина должен был переходить улицу на красный свет в присутствии других людей. Психологи скрыто наблюдали за поведением этих людей и фиксировали число тех, кто последует его примеру. В половине случаев нарушитель был одет в новый строгий черный костюм, белую рубашку и галстук, а в остальных
случаях - в рабочий комбинезон. Результат был таков: в 3,5 раза больше людей пересекли улицу на красный свет вслед за человеком в костюме и галстуке. Как вы объясните это явление?
2.К вопросу о негативной мотивации. Известна старинная притча о страхе. "Куда ты идешь?" - спросил странник, повстречавшись с Чумой. "Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек".
Через несколько дней тот же человек вновь встретил Чуму. "Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят", - упрекнул он ее. "Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха".
Тест. Методика "Потребность в достижении"
Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю. М. Орловым.
Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе "Я-уро-вень", означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие "мотив достижения", определяемое X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.
Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т. е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.
Инструкция
Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите: "Да", если не согласны - "Нет".
Текст опросника
За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы "Да" - по положениям 2,6-8,14,16,18,19, 21-23; только за ответы "Нет" - по положениям 1,3-5, 9-13,15,17, 20. Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов за ответы "Да" и "Нет".
Выводы
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.
3.2. Психологические особенности мотивации персонала
Для каждого вида работы существует своя оптимальная сила мотивации |
Парадоксальный вывод, что очень высокая мотивация ухудшает достижения, объясняется увеличением эмоционального напряжения и волнения, которые приводят к снижению эффективности работы. От роста усилий увеличивается не качество, а лишь количественные показатели достижений. Умеренный уровень волнения влияет на любую деятельность положительно. |
Мотивация достижения и внешняя стимуляция взаимосвязаны |
У людей с сильным мотивом достижения и успеха создание дополнительной внешней стимуляции (вознаграждения, конкуренции, похвалы) заметно ухудшает достижения в решении задач. У исследуемых со слабым мотивом достижения, наоборот, создание избыточной мотивации улучшает результаты. |
Мотивация зависит от временной близости к цели |
Чем человек ближе к цели, тем выше его внутренняя мотивация и уровень активности, и не следует усиленно стимулировать его к деятельности, так как может возникнуть эффект перемотивации с последующим снижением эффективности. Чем дальше субъект от цели, тем эффективнее будет дополнительное стимулирование. |
Важным мотивационным фактором является объяснение причин неудачи - атрибуция |
Вознаграждение за способности, оценивание каждого сотрудника исходя из сравнения его достижений с достижениями других, возможно, более способных сотрудников, может снижать самооценку, самоуважение и уверенность в своих силах. Целесообразнее сравнивать результаты сотрудника с его предыдущими успехами и вознаграждать за его реальные усилия, позволившие обеспечить успех. |
Влияние вида подкрепления на мотивацию |
Если задание вызвало у человека значительный интерес, при этом сопровождаемый внешним подкреплением (материальным, символическим - грамоты, призы, - или словесным вознаграждением), то после отмены материального подкрепления отмечается значительное снижение интереса, а после отмены символического и словесного - незначительное. |
Когда награды (внешнее подкрепление) снижают мотивацию: |
а) если награда формирует чувство, что тобой манипулируют; б) если у человека нет чувства гордости за свои поступки; в) если подкрепляется деятельность, которая нравится человеку и которую он выполнял с интересом и без наград: г) если подкрепление не зависит от достижении; д) если подкрепляются как хорошие, так и удовлетворительные результаты; е) если награды используются слишком часто и превращаются в обычную, заурядную процедуру. |
Влияние субъективной оценки человеком своих способностей и компетентности |
Люди с сильным чувством собственной эффективности ставят перед собой сложные цели и прилагают больше усилий для их достижения. Уверенность в собственной компетентности повышается в процессе успешной деятельности, т. е. опыт успешности положительно отражается на чувстве собственной компетентности, а следовательно, мотивирует дальнейшую деятельность. |