Являясь одним из важнейших расположений, удовлетворенность работой представляет собой эмоциональную реакцию человека на рабочую ситуацию, в основе которой лежит принцип: "Нравится - не нравится", "Люблю - не люблю".
Группы работников с разными требованиями к месту работы
Требования к месту работы |
Пол |
Возраст |
Образование |
З/п |
Удов-летв. работой |
Наличие ДОП. раб. |
Участие в рацио-нализ |
Владение др. профес. |
Потреб. в повышении квалиф. |
Поддержка ди-рек-тора |
Желаем. з/плата |
Благоприятные условия труда |
Ж |
С |
С |
с |
Н |
Н |
С |
С |
С |
С |
Н |
Высокий уровень з/п |
Ж |
С |
С |
с |
Н |
С |
Н |
С |
С |
Н ' |
* С |
Интересная работа |
м |
н |
В |
в |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Больше получает тот, кто больше работает |
м |
в |
С |
в |
С |
С |
в |
С |
н |
С |
в |
Дружный коллектив |
ж |
н |
с |
н |
в |
Н |
н |
н |
с |
с |
с |
Можно проявить инициативу |
м |
н |
в |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
в |
Можно чест. трудом заслужить уважение |
м |
с |
с |
в |
в |
В |
с |
с |
с |
с |
н |
Можно улучшить жилищ. условия |
ж |
н |
н |
с |
н |
С |
н |
с |
с |
с |
н |
Нетчрезмерн. различ. в оплате труда разн.ка-тегор. работников |
ж |
в |
с |
н |
н |
С |
н |
в |
н |
н |
с |
Доброжелат. отнош. руководит. к подчиненным |
ж |
в |
н |
н |
н |
Н |
н |
н |
с |
н |
н |
Учет мнения коллектива при принятии решений |
м |
в |
в |
в |
с |
С |
в |
в |
в |
н |
в |
Буквами "М" и "Ж" в таблице обозначен пол опрашиваемого, "В", "Н" и "С" - степень критичности выраженных качеств (высокая, низкая, средняя). Полужирным шрифтом выделены признаки, оцениваемые как положительно влияющие на достижение целей организации, курсивом - негативного характера.
Коэффициент корреляции между характеристикой работы и удовлетворенностью ею
Интересность |
0,66 |
Общение с близкими по духу коллегами |
0,36 |
Творческие возможности |
0,36 |
Большая общественная значимость |
0,31 |
Возможность продвижения по службе |
0,27 |
Возможность создания профессиональной репутации |
0,26 |
Возможность разработки своих целей, проявления изобретательности |
0,26 |
Соответствие специальности |
0,23 |
Удобный режим |
0,19 |
Свой самостоятельный участок работы |
0,18 |
Возможность повышать квалификацию |
0,16 |
Модель мотивационных характеристик работы
Удовлетворены ли Вы: |
Ответили "Да", % |
содержанием выполняемой работы |
43 |
размером зарплаты |
16 |
соответствием оценки труду |
25 |
социальными льготами и обеспечением |
19 |
моральным стимулированием |
32 |
возможностями профессионального и должностного роста |
24 |
возможностями повышения квалификации |
31 |
состоянием трудовой дисциплины |
36 |
психологическим климатом |
48 |
отношениями между администрацией и коллективом |
51 |
системой отбора и расстановки кадров |
45 |
режимом работы |
59 |
возможностью реализовать свои способности |
57 |
Стиль управления в компании
Какой стиль управления преобладает в компании |
Среднее (в%к числу опрошенных) |
|
Демократический |
63 |
|
Жесткий авторитарный |
37 |
|
Устраивает ли вас данный стиль |
Да |
76 |
Нет |
17 |
|
Хотелось бы изменить |
7 |
Оценка результатов работы в компаниях
Кто оценивает работу |
Среднее (в% к числу опрошенных) |
|
Непосредственный начальник |
95 |
|
Аттестационная комиссия |
5 |
|
Как оценивается работа |
Видно по результатам |
88 |
По отчету сотрудника |
7 |
|
По мнению коллег |
5 |
Условия труда работников
Оцените условия труда |
Среднее |
Отличные |
4 |
Хорошие |
48 |
Удовлетворительные |
44 |
Невыносимые |
3 |
Негативные состояния на работе
Как часто вы ощущаете негативные состояния |
Среднее |
Часто |
13 |
Иногда |
52 |
Изредка |
33 |
Никогда |
6 |
Факторы, оказывающие влияние на эффективность мотивационной работы лидера
Затем вызывает менеджеров тех подразделений, где показатели снизились, и предельно жестко выясняет причины, нередко заканчивая этот разбор административными мерами. Работа заканчивается поздно ночью, сотрудники удивляются, как можно выдерживать такой ритм, и делают ставки на то, как долго Боб продержится и не сорвется.
Что же заставляет Боба работать так напряженно? Безусловно, это желание обойти успешно продвигающуюся вперед фирму-конкурента Хонда и довести объем продаж машин своей марки на рынке США до 10 %. При существующей сейчас конкуренции на рынке Боб убежден, что подход к управлению компанией должен быть достаточно жестким.
Нужно отметить, что его резкий и агрессивный стиль руководства не ограничивается американским персоналом; Боб,общается также и со своими японскими коллегами, часто вызывая их недоумение. Но результаты работы Боба ошеломляют.
Специалистами выявлен основной критерий в оценке любого руководителя - это способность получать максимальную отдачу от подчиненных. Согласно этому критерию Боб является весьма успешным руководителем и, как отметил один из сотрудников, заставляет исполнителя превосходить собственные ожидания и представления о себе. Не является ли это тем, что мы называем лидерством?
Вопросы для обсуждения
Лидерство и мотивация В типографии научно-производственного объединения мы ведем беседу с г-жой Писаревой, которая уже 5 лет возглавляет эту организацию. Она весьма любезна и очень активна, все силы отдает работе. Вот что она говорит: "С утра до вечера я на ногах. Я все должна делать сама, потому что даже незначительная ошибка обходится нам дорого. Поэтому я постоянно должна быть начеку.
Иногда я очень устаю, но ведь это доставляет радость! Мои сотрудницы отзывчивы и исполнительны, прекрасно информируют меня обо всех проблемах. Чтобы не допускать ошибок, они показывают мне все материалы, прежде чем отдать в печать.
Перед версткой я проверяю сигнальный экземпляр. Сотрудницы постоянно уточняют у меня отдельные детали задания. Оригиналы изданий они отдают мне на хранение, чтобы они не пропали.
В конечном счете, я ведь несу ответственность за все, что происходит в типографии.
Мой начальник, заместитель директора объединения г-н Макаренко, может быть уверен в продуктивной работе типографии. Он по мере возможностей заботится о нас, недавно приобрел новую печатную машинку, правда, гораздо важнее была бы покупка мощного ксерокса.
Знаете, у него много работы и мы здесь его не видим и не слышим. Раз в две недели он заглядывает и спрашивает, все ли в порядке, пьет с девочками чай с коробкой принесенных им конфет и уходит. После таких встреч у меня и моих сотрудниц всегда поднимается настроение.
Наш начальник очень обаятельный человек".
Вопросы для обсуждения
Лидерство и мотивация
Г-н Рыков в течение года руководит заводом № 1, входящим в состав крупного акционерного общества. В подчинении у г-на Рыкова около 1000 человек. Благодаря неустанной работе во благо завода и личному вкладу в дела предприятия этот 40-летний управляющий приобрел хорошую репутацию, и его мнение имело большой вес.
Руководство считает его прекрасным специалистом; утром он - первый на работе, вечером уходит последним. Он успешно претворяет в жизнь принимаемые управленческие решения, несмотря на возражения и сопротивление сотрудников. Правда, многие люди на заводе № 1 с явным недовольством относятся к его методам работы.
Информация о конфликтных ситуациях на заводе стала доходить до руководства фирмы. "Почему г-н Рыков, уверенный в себе и энергичный человек, обязательный и готовый к компромиссам по отношению к высшему руководству, не может найти общего языка с сотрудниками?" Обратившись к г-ну Рыкову с подобным вопросом, вице-президент компании получил от него следующий ответ: "Я не люблю, когда люди бездельничают и курят в рабочее время.