2.1. Виды потребностей, их свойства и особенности Классификация потребностей
I I Свойства |
Описание |
Иерархичность и соподчиненность |
По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные качественные сдвиги, выражающиеся в значительном росте высших потребностей |
Динамичность |
Потребности обладают способностью как к экстенсивному, так и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост и развитие до определенного рубежа насыщения |
Взаимозаменяемость |
Возможности замены одной потребности высшего порядка другой: так ограниченные возможности повышения содержательности труда на каком-либо предприятии могут быть в определенной степени компенсированы улучшением условий труда для творческой научной работы служащих и т. п. |
Относительность |
Развитие системы наших потребностей идет в постоянном сравнении с уровнем удовлетворения их у соседей, знакомых и своеобразным подтягиванием к общепринятым стандартам |
2.2. Содержательные теории мотивации об иерархии потребностей
Изучением иерархии потребностей и ее влиянием на мотивацию работника занимаются содержательные теории мотивации. Наиболее известными из них являются теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера.
Как вы прокомментируете эти результаты?
3. Было проведено исследование мотивов деятельности продавцов малых предприятий и частных фирм в Республике Болгария, находящейся в настоящее время в переходном периоде развития экономики страны. Была выявлена определенная эгоистическая направленность их деятельности, бесцеремонность, частые нарушения этических норм, но вместе с тем -стремление к независимости, реализации своих возможностей, профессиональному росту. Торговец становится движущей силой в том секторе экономики, где преобладает частная собственность на орудия и средства производства.
В этом смысле его мотивации присущи принципиальные особенности: волевая активность опирается на гедонистическую основу, т. е. на достижение повышенного приятного чувства, крайнего самодовольства и избежание трудностей, стремление к независимости (свободе действий) в собственном бизнесе, получению прибыли. Такой вывод был сделан на основе следующих результатов исследования:
Основные мотивы деятельности менеджера по продажам, %
Мотив |
Возраст менеджера 25-35 лет |
Возраст менеджера 35-45 лет |
Возраст менеджера 45-55 лет |
Реализация прибыли |
24,3 |
21,3 |
20,4 |
Независимость |
16,8 |
24,4 |
24,6 |
Профессиональное развитие |
19,5 |
17,8 |
14,1 |
Оплата труда |
18,6 |
19,8 |
20,4 |
Условия труда |
12,4 |
10,1 |
12,4 |
Разнообразие и вызов |
8,2 |
6,6 |
8,2 |
Проанализируйте полученные результаты. Какие мотивы преобладают и почему? Увяжите свои ответы с особенностями этапа в развитии экономики страны и особенностями развития системы потребностей и потребления менеджеров.