А.5. Функция полезности u(q, t) непрерывно дифференцируема, частично строго монотонна и имеет убывающие и выпуклые кривые безразличия.
Если у агента отсутствуют нетрудовые доходы (non-wage income), то его доход равен заработной плате и однозначно определяется продолжительностью рабочего времени, то есть q(t) = s(t).
Кроме того, установим взаимосвязь между базовыми системами стимулирования, рассмотренными в первой части настоящей работы, и описанием индивидуального поведения на рынке труда в рамках предпочтений на множестве доход - свободное время.
Действием агента будем считать продолжительность рабочего времени t, которая однозначно определяет продолжительность свободного времени: t = T - t, то есть y = t, A = [0; T]. Предположим, что центр использует некоторую (не обязательно пропорциональную) систему стимулирования s(t).
Определим функцию оплаты свободного времени s (t) = s(T - t). Отметим, что, если о(-) - возрастающая (убывающая, выпуклая, вогнутая) функция, то (t) - убывающая (соответственно, возрастающая, выпуклая, вогнутая) функция.
Кривая безразличия, соответствующая гарантированной полезности агента U , на рисунке 21 выделена жирной линией.
На рисунке 21 также изображена (жирной штрих-пунктирной линией) компенсаторная функция стимулирования к(1), соответствующая данной функции полезности агента (отметим, что при 1 tmax = T - tmin = c-I(C - U ) компенсаторное вознаграждение превысит ограничение C).
Итак, компенсация затрат в модели индивидуальных предпочтений означает, что агент находится на изокванте полезности и безразличен между всеми продолжительностями рабочего времени. Если выполнена гипотеза благожелательности, то он выберет продолжительность рабочего времени, оговоренную в контракте.
Свободное время при этом равно t = T - t. Наличие резервной заработной платы ограничивает множество возможных значений вознаграждения полуинтервалом АВ (см. рисунок 22).
Задача синтеза оптимальной функции стимулирования сводится к поиску такого бюджетного ограничения, которое касалось бы некоторой кривой безразличия на отрезке АВ, причем желательно, чтобы величина вознаграждения в точке касания была минимальна, то есть чтобы точка касания находилась как можно ближе к точке А, а в идеале - совпадала бы с ней. Кривая безразличия, проходящая через точку А, соответствует ограничению резервной заработной платы.
Если рассматривать ее саму как бюджетное ограничение, то получим, что последнему соответствует именно компенсаторная система стимулирования. При ее использовании затраты на стимулирование по реализации действия t равны qA (см. рисунок 22).
Если попытаться найти оптимальную пропорциональную систему стимулирования, реализующую то же действие t, то получим, что соответствующим ей бюджетным ограничением является
прямая, касающаяся кривой безразличия g g = U в точке С (см. рисунок 22). Через точку С проходит кривая безразличия, соответ-72
ствующая строго большей полезности, чем полезность резервной заработной платы. Поэтому, хотя пропорциональная система стимулирования и реализует действие t, она реализует его с затратами на стимулирование qC, строго большими, чем минимально необходимые.
Разность qC - qA показывает насколько переплачивает центр при использовании пропорциональных систем стимулирования по сравнению с компенсаторными. Аналогичные рассуждения можно привести, иллюстрируя их графиками (см. ниже), и относительно эффективности других базовых систем стимулирования в сравнении с компенсаторными и друг с другом.
Аналогия приводимых ниже результатов с результатами анализа пропорциональных систем стимулирования следующая - функция поощрения ~(t) является бюджетным ограничением, которого в точке оптимума должна касаться кривая безразличия агента.
Системы стимулирования С-типа.
Напомним, что при использовании скачкообразных систем стимулирования oC(t) агент поощряется на фиксированную величину только в том случае, если его действие (продолжительность рабочего времени t) не меньше, чем заданный норматив х. Соответствующая функция c (t) определяется следующим образом: агент поощряется на фиксированную величину только в том случае, если продолжительность его свободного времени t не больше, чем заданный норматив х.
На рисунке 23 представлены: скачкообразная система стимулирования Sc (t) со скачком в точке х; кривая безразличия g = U полезности обозначена пунктиром, она совместно с ограничением механизма стимулирования c определяет минимальную продолжительность свободного времени tmin, которую центр может побудить выбрать агента; кривая безразличия функции полезности (соответствующая максимальному при данной системе стимулирования значению полезности агента) обозначена непрерывной линией, эта кривая безразличия характерна тем, что она касается ~c (t) в точке А.
Если результат деятельности агента, достигаемый за единицу времени, зависит от количества уже отработанных часов, то между повременной и сдельной оплатой существуют различия.
В работах зарубежных исследователей по экономике труда [101] обычно принимается следующий вид зависимости между результатами деятельности у и текущей продолжительностью рабочего времени т (см. рисунок 24). На рисунке 25 изображен dy(t)
график производной- кривой у(т) - кривая производительно-
dt
сти деятельности агента (результат деятельности, достигаемый в единицу времени).
Содержательно, низкая производительность в начале рабочего дня обусловлена эффектом врабатывания (или адаптации) -агент переключается (промежуток времени [0; ti]) на новый (по сравнению, например, с отдыхом) вид деятельности - работу. Постепенно производительность растет (промежуток времени [ту, т2], достигая максимума в момент времени т2 (или в более общем случае в некотором интервале времени). Затем, после мо-
мента времени Т2, начинает сказываться, например, усталость, и производительность начинает убывать.
Содержательные интерпретации участков возрастания, постоянства и убывания производительности труда очевидны.
Если принять, что функция затрат агента имеет вид, изображенный на рисунке 24, то при использовании центром компенсаторной системы стимулирования кривые безразличия агента могут касаться кривой бюджетного ограничения в одной из двух характерных точек - точке А, в которой кривая бюджетного ограничения вогнута (первый тип), или в точке В, в которой кривая бюджетного ограничения выпукла (второй тип - см. рисунок 27).
Величина qT называется нетрудовым доходом (она равна доходу агента при нулевом рабочем времени).
Проиллюстрируем возможность переноса на примере составных и суммарных систем стимулирования.
Системы стимулирования LL-типа (составные). Напомним, что составной системой стимулирования LL-типа называется такая система стимулирования, в которой агент поощряется пропорционально действию, причем на различных участках множества возможных действий A = [0; T] коэффициенты пропорциональности О1 и а2 различны. Так как выше было показано, что оптимальная система стимулирования должна быть возрастающей и выпуклой, то рассмотрим случай, когда 0 о1 ? О2 (при о1 = О2 получим подробно рассмотренную выше систему стимулирования L-типа). Условием оптимальности является равенство ставки оплаты и альтернативной стоимости одного часа досуга.
Следовательно, возможны три варианта - кривая безразличия полезности агента касается бюджетной кривой, имеющей вид ломаной, либо на линейном участке с углом наклона а (точка А - см. рисунок 30), либо на линейном участке с углом наклона а2 (точка В - см. рисунок 31), либо на обоих участках сразу (точки А и В - см. рисунок 32) - см. также описание систем стимулирования LL-типа в разделе 1.3.
Рис. 31.
Рис. 32.
Система стимулирования LL-типа
Системы стимулирования L+C-типа (суммарные). Напомним, что суммарной системой стимулирования L+С-типа называется такая система стимулирования, при использовании которой агент поощряется пропорционально действию, причем, если его действие (количество отработанных часов) превышает норматив х, то ему доплачивается постоянная величина C. Как и ранее, возможны три варианта - кривая безразличия полезности агента касается бюджетной кривой, имеющей вид разрывной прямой, на линейном участке с углом наклона а либо правее точки х (точка А - см. рисунок 33), либо левее этой точки (точка В - см. рисунок 34), либо, что не исключено в силу выпуклости кривых безразличия, одновременно в точке х и правее ее (точки А и В - см. рисунок 35).
Рис. 34.
Рис. 35.
Система стимулирования L+С-типа
Итак, мы рассмотрели взаимосвязь между теоретико-игровыми моделями стимулирования и экономическими моделями предложения труда. Проведенный анализ позволил не только провести содержательные аналогии, но и установить количественные соотношения между параметрами этих двух классов моделей.
В контексте настоящего исследования важный качественный вывод, который можно сделать - это то, что изучение моделей индивидуального поведения на рынке труда (точнее говоря - выявление зависимости желательной продолжительности рабочего времени от ставки оплаты и определение на основе этой информации свойств функции полезности [50, 103, 105, 106, 118, 123]) позволяет использовать функцию затрат, которая является существенной компонентой теоретико-игровой модели. Значит, для того, чтобы найти функцию затрат, необходимо знать функцию индивидуальной полезности или более частные зависимости, определяющие поведение агента на рынке труда, что выдвигает конструктивные требования к процедуре идентификации [56, 91, 95] систем стимулирования в реальных организационных системах [47, 50].
В модели индивидуального стимулирования, рассмотренной в первой части настоящей работы, предпочтения участников организационной системы описывались их целевыми функциями. Целевая функция центра фо, у) представляла собой разность между его доходом H(y) от деятельности агента у е A, принадлежащего допустимому множеству A, и стимулированием о(у), о(-) е M, принадлежащим допустимому множеству M, то есть:
F(S у) = H(y) - Sy).
Целевая функция агента fs, у) являлась разностью между его доходом - стимулированием, то есть вознаграждением, выплачиваемым ему центром, и затратами c(y):
As у) = Sy) - c(y).
Таким образом, при рассмотрении задач стимулирования модель организационной системы задается предпочтениями участников в отсутствии стимулирования и допустимыми множествами: S = [H(-), c(-), M, A}. При описании той или иной реальной организационной системы множества допустимых стратегий (функций стимулирования и действий агента), как правило идентифицируются достаточно просто.
Если деятельность агента оценивается такими показателями как отработанное время, объем выпуска, объем реализованных товаров и т.д., то множество его возможных действий определяется множеством тех значений показателей, которые являются допустимыми с точки зрения физических и технологических ограничений. Понятно, что, например, отработанное время не может быть отрицательным, объем реализованных товаров не может превышать их количество, имеющееся на складе, и т.д.
Ограничения на стимулирование (класс допустимых систем стимулирования) в каждом конкретном случае также определяются достаточно просто. Как правило, они заданы экзогенно, то есть фиксированы, или связаны с функцией дохода центра - см. более подробно ниже. При этом целесообразно различать (иногда услов-
но) два типа ограничений на стимулирование. Первый тип - ограничения на абсолютную величину вознаграждения агента. Например, из неотрицательности целевой функции центра (из условия индивидуальной рациональности) следует, что при данном действии агента величина его вознаграждения не должна превышать доход центра от этого действия.
Второй тип - ограничения на свойства зависимости вознаграждения агента от его действия. Второму типу ограничений соответствует, например, требование использования одного из классов базовых систем стимулирования -пропорциональных (повременных, сдельных и др. с фиксированными ставками оплаты), скачкообразных (аккордных, премиальных и др.) и т.д.