d9e5a92d

Требования к наблюдению

В первых двух случаях участники не знают об истинных намерениях исследователя, и имеет место скрытое наблюдение, но в первом из них наблюдатель тайно находится в среде участников и притворяется своим, а во втором он (она) смотрит на обследуемых через одностороннее зеркало, ведет наблюдение скрытой камерой либо использует иные приемы оперативной разведработы. В этой ситуации очевидным достоинством является тот факт, что наблюдение никак не влияет на поведение участников.

При этом ситуация полный наблюдатель подразумевает полное исключение реакций изучаемых людей на исследователя, а ситуация полный участник этого не гарантирует.
Две следующие ситуации предполагают, что участники информированы о целях проводимого исследования. Преимущество такого подхода в том, что наблюдателю удается избежать многих этических проблем; существенный недостаток заключается в том, что люди склонны изменять свое поведение, если знают о проводимом наблюдении, а это может привести к искажению результатов.
Достоинства метода включенного наблюдения
- Метод эффективен в том случае, когда нужно разобраться, что происходит в той или иной социальной ситуации.
- Метод повышает понимание исследователем важных общественных процессов.
- Метод особенно эффективен в случае, когда исследователь изучает ситуацию в собственной организации.
- Иногда метод позволяет исследователю на собственном опыте ознакомиться с ощущениями, которые испытывают участники исследований.
- Практически полезны все данные, собранные этим методом.
Недостатки метода включенного наблюдения
- Применение метода может быть связанно с большими затратами времени.
- При использовании метода могут возникать серьезные этические проблемы.
- Возможны конфликтные ситуации, связанные со специфической ролью исследователя (например, конфликт между исследователем и его коллегами, которые одновременно являются участниками исследования).
- Возможна вероятность искажения данных вследствие предвзятости наблюдателя.
- Роль внутреннего наблюдателя предполагает, что исследователь должен обладать рядом особых качеств, что не каждому дано.
- Доступ во многие организации затруднен.
- Часто регистрация данных сопряжена с определенными трудностями.

Требования к наблюдению

Структурированное наблюдение направлено на получение количественных данных и предполагает определение показателей частоты повторяемости тех или иных человеческих действий. Исследователя интересует количественное выражение определенных характеристик. Структурированное наблюдение призвано показать, например, как часто происходит то или иное событие, но при этом оно не раскрывает причины его происхождения.

Как правило, для этого используются листы или журналы наблюдений и кодовые таблицы.
В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих явлений.
Для того чтобы быть плодотворным методом исследования, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:
- планомерность;
- целенаправленность;
- активность;
- систематичность.
Практический пример: обобщение индивидуальных наблюдений
Приведем мнение Кано Нориаки, автора работы Перспектива работ по качеству в американских фирмах: Уместно спросить, каким образом наблюдатель синтезирует отдельные наблюдения на рабочем месте A, фабрике B или компании C, что позволяет сделать обобщение увиденного в отдельных местах в рамках единого целого. Для обобщения своих наблюдений я принял следующий подход. Я объяснял менеджерам фабрики, какие наблюдения я сделал на отдельном рабочем месте и какие обобщения я сделал из этих наблюдений.

Затем я спрашивал их, применимы ли эти наблюдения только для того рабочего места, которое я наблюдал, или они применимы для всего предприятия. Если взгляды совпадали, я делал вывод, что мои наблюдения характерны не только для отдельного рабочего места, но и для всей фабрики в целом.
Затем я суммировал свои взгляды о фабриках, которые я посетил в отдельном районе, таком как регион или страна, и включал их общие элементы в гипотезу, в предварительное общее мнение для этого района. Затем я спрашивал местных специалистов по качеству, может ли эта гипотеза быть обобщена для фабрик этого региона или она применима только к тем фабрикам, которые я посетил.

Если они соглашались со мной относительно общих элементов, обобщение считалось бы верным для этого региона.


Отобранные мнения не обязательно отражают каждое свойство этого региона. Однако можно сказать, что эти свойства были частично представлены в каждом сегменте.

Степень достоверности этого может быть определена местными экспертами при полном знании фабрик в регионе.
Наблюдение в японском менеджменте
В Японии существует традиция, которая называется минарай (minarai) трудовые навыки передаются путем наблюдения и копирования. Ученик осуществляет наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков. В историческом прошлом в Японии было принято, чтобы ремесленник иногда работал замедленно и подмастерье мог перенять его приемы. Японский минарай (наблюдение и участие) явление более широкое, чем наставничество.

Японцы в целом предрасположены к помощи друг другу. Они не привыкли держать свои методы и приемы работы в тайне, а предпочитают учиться друг у друга по традиции минарай смотри на меня и делай как я. В современной Японии к опытному рабочему прикрепляют новичка для обучения и помощи. Квалифицированный рабочий и ученик устанавливают прочную связь на всю жизнь.

Ученик оказывается в долгу у наставника за то, что тот обучил его специальности. Учитель же пользуется почетом и уважением в обмен за обучение. Все рабочие обучались друг у друга, и поэтому им легко соблюдать традицию минарай.

Многие японцы не доверяют официальному обучению в вузах или средних специальных заведениях. Они считают, что официальное обучение дает только основы специальности и развивает общие способности, но научиться тому, что им действительно нужно, можно только в процессе работы и через индивидуальное обучение.

Эксперимент

Эксперимент это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. (Переменная это свойство, отличительная черта любого объекта, которая может меняться и принимать разное значение, которое может быть отслежено и/или измерено).
Эксперимент это система познавательных операций, которые осуществляются в отношении объектов, поставленных в такие специально создаваемые условия, которые должны способствовать обнаружению, сравнению и измерению объективных свойств, связей, отношений и (или) проверке истинности теории в отношении этих свойств, связей и отношений. Он предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.
В некотором смысле эксперимент является частным случаем наблюдения, но экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в чистом виде; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) эксперимент можно многократно повторять (если речь не идет об эксперименте с людьми).
Различают лабораторный и полевой виды экспериментов.
Лабораторный, или истинный, эксперимент нацелен на проверку теоретической гипотезы и осуществляется в условиях максимального контроля над уровнем воздействия независимой переменной и очищения (изоляции) этого воздействия от посторонних влияний, оказываемых внешними переменными.
В социальных науках от лабораторного эксперимента принято отличать полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях и в большинстве случаев имеющий своей целью не столько проверку научной гипотезы о причинной связи между переменными, сколько оценку эффективности различных программ или методов воздействия. Экспериментирование в бизнес среде позволяет ответить на самые разнообразные вопросы, относящиеся преимущественно к сфере управления и администрирования.

Например, как влияет внедрение бонусной системы поощрений на эффективность труда, как влияет планировка офиса на микроклимат в коллективе и т.п.

Этапы эксперимента

Научно поставленный эксперимент может быть осуществлен лишь при наличии теории, которая определяет задачи такого эксперимента, дает обобщение и объяснение его результатов.
Объект эксперимента конкретизируют понятия экспериментальная группа и контрольная группа. В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют экспериментальным фактором. Во втором аналогичная (по определенным исследователем параметрам) экспериментальная группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора.

Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.
Последовательность этапов проведения эксперимента:
- определение цели и задач эксперимента, обоснование условий для наиболее полного и всестороннего проявления свойств, отношений, связей системы и ее элементов;
- выбор зависимых и независимых переменных, показателей и методики их оценки, включая системы показателей, измерителей, ориентиров, а также технических средств и устройств;
- определение логической структуры доказательств гипотезы эксперимента и выбор схемы проведения эксперимента;
- формирование объекта эксперимента в соответствии с логической структурой доказательства гипотезы;
- проведение экспериментальных мероприятий и замер показателей;
- анализ выявленных зависимостей;
- определение внутренней и внешней достоверности эксперимента;
- составление отчета о проведении эксперимента.

Схемы проведения эксперимента

Существует несколько схем проведения эксперимента, как это показано на рис. 1
х годах группой исследователей из Гарвардской школы управления бизнесом, работавшей под руководством социолога Элтона Мэйо.
Осмысливая экспериментальный метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, категорий анализа (системы переменных), экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы. Если эксперимент играет роль дополнительного метода в исследовании (а основным, скажем, выступает анкетирование), то наряду с общей программой исследования разрабатывается специальная программа эксперимента. При этом последняя исходит из первой, конкретизируя все компоненты ее теоретикометодологической части. Если же эксперимент используется в качестве единственного метода, что бывает крайне редко, то его программа совпадает с общей программой исследования.

Чаще встречается третий вариант, когда эксперимент применяется в качестве одного из основных методов (в сочетании либо с наблюдением, либо каким-либо опросом). В таком случае, как правило, специальной программы эксперимента не делают.

Вместо нее в общей исследовательской программе особо выделяется та(те) гипотеза(ы), которая(ые) будет проверяться экспериментальным путем, и описываются процедуры ее проверки (система переменных, экспериментальный фактор, ситуация (условия) эксперимента, экспериментальная и контрольная группы, инструментарий эксперимента).
Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда вытекает повышенная требовательность к инструментам его организации, проведения и обработки полученных данных.
Экспериментальный метод сложнее других методов исследования, в его применении часто допускается много ошибок. Поэтому если информация может быть получена иными, более простыми способами, то эксперимент лучше не производить. Особенно это касается случаев, когда эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и сопротивляются ему.

Если же такой эксперимент проводится без ведома людей, в него вовлеченных, то могут возникнуть проблемы этического плана.

Социологический эксперимент

В настоящее время все большее внимание исследователей начинает привлекать социологический эксперимент, целью которого является изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах. Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез.

Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, то есть обнаружить причинно-следственные связи.
Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает.

Метод сравнения

Сравнение один из наиболее распространенных методов исследования. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие явлений действительности.

В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
- сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;
- для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной исследовательской задачи) признакам.
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения.

Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения; этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.
Сравниваться могут как количественные показатели, так и качественные характеристики.
Разновидностью метода сравнения является метод противопоставления, например, противопоставления неэффективных и эффективных действий сотрудников с целью закрепления положительных навыков и устранения отрицательных.

Примеры применения метода сравнения

I. Для определения поощрений лучшим сотрудникам можно использовать методы сравнения, которые заключаются в том, что менеджеры сравнивают ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ сотрудников (не сотрудников, а именно их деятельность).
Есть несколько вариантов метода ранжирование и парное сравнение. При ранжировании в список сначала вносятся сотрудники, чья деятельность является наилучшей и наихудшей, затем аналогично выбирается два сотрудника из оставшихся и т. д., как показано ниже:
Ранжирование (по группе)
1. Анна (наивысшая оценка)
2. Алевтина (более низкая оценка)
3.
4.
n-2
n-1 Александра (менее низкая оценка) n Алена (низшая оценка)
По методу парных сравнений деятельность каждого сотрудника поочередно сравнивается с деятельностью остальных. Если деятельность сотрудника лучше, чем деятельность того, с кем сравнивают, он получает 1, если хуже 0. Далее считается общая сумма баллов каждого сотрудника.

Данный метод используется не только при проведении аттестации, но и при ранжировании различных объектов/задач. Однако его применение ограничено числом сравниваемых объектов, так как общее количество произведенных сравнений составляет n х(п-1)/2, где n число сравниваемых объектов.
II. Программа Оценка недвижимости, предназначенная для определения рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков с последующим составлением отчета, использует (наряду с другими) метод сравнения продаж.

На основе заведенной пользователем базы данных сделок купли-продажи объектов недвижимости, аналогичных оцениваемому, программа позволяет быстро и удобно методами статистики и сравнения продаж, определить стоимость оцениваемого объекта, в соответствии с ограничениями, установленными пользователем.

Разновидности метода сравнения Измерение

Метод измерений прием или совокупность приемов сравнения измеряемой физической величины с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерений. Обычно метод измерений обусловлен устройством средства измерений.
Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством.
Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры состоит в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
В числе эмпирических методов исследования измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.
Более подробно об измерении будет сказано в разделе Количественные изменения.

Абстрагирование

К числу методов, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования, относятся:
1) абстрагирование;
2) анализ и синтез;
3) индукция и дедукция;
4) моделирование;
5) исторический и логический методы;
6) идеализация;
7) формализация;
8) аксиоматический метод.
Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон.
Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Процесс абстрагирования это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции).

Под результатом абстрагирования обычно понимается знание о некоторых сторонах объектов. Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в исследованиях, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, коллектив и т.п.

Характеристика метода абстрагирования

Процесс абстрагирования имеет сложный двухступенчатый характер. На первой ступени абстрагирования производится отделение существенного от несущественного, вычленение наиболее важного в интересующих исследователя явлениях.

Именно здесь осуществляется оценка различных сторон явления, различных факторов и т.д., то есть идет подготовка абстракции, отвлечения.
Вторая ступень процесса абстрагирования состоит в реализации возможности абстрагирования, установленной ранее. Это и есть в собственном смысле абстракция или отвлечение.

Суть его состоит в том, что осуществляется замещение некоторого объекта Х1 другим, менее богатым свойствами объектом Х2, выступающим в качестве модели первого.
Операция абстрагирования может применяться как к реальным, так и к абстрактным объектам, то есть к таким объектам, которые сами по себе уже являются результатом предшествующего абстрагирования.
Основная функция абстракции состоит в том, что она позволяет заменить в познании сравнительно сложное простым, но выражающим основное в этом сложном. Это помогает разобраться во всем бесконечном разнообразии явлений действительности путем их дифференциации, путем выделения в них самых различных сторон и свойств, путем установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания.
Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и, прежде всего, с анализом и синтезом. Анализ является методом исследования путем разложения предмета на составные части.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в одно целое.

Анализ

Анализ краеугольный камень познавательного процесса, наиболее продуктивный его элемент. Он предполагает расчленение целого на составные элементы, то есть выделение признаков объекта, для изучения их в отдельности как части единого целого.
Чтобы выделить признаки объекта, расчленить целое, необходимо знать, каковы эти признаки, на какие элементы их должно расчленить. Следовательно, анализ возможен лишь тогда, когда исследователь подготовлен к тому, чтобы охватить объект в его целостности.

Полный охват фактов дает возможность не только объективно, верно оценить тенденцию явления, но и различные факторы, которые определяют его развитие, способствуют или препятствуют этому развитию.
Строго проведенный анализ серьезная гарантия логичности изложения материала исследования. Анализируя факты, исследователь ищет ответ на конкретно поставленные вопросы.

Во всех случаях анализ предполагает выяснение различных связей между фактами, между элементами целого, и это сообщает материалу управленческого исследования логическую цельность и завершенность.
Это означает, что при правильном выведении данные, почерпнутые в опыте, конкретные выводы из их анализа должны подтвердить общее положение, сложившееся на основе практики. Если же в ходе анализа индукция и дедукция не совпадут, значит, или анализ был проведен неверно, или качественно развившаяся практика поколебала Прямой или эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.
Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически.

Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности.
Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта исследования позволяет структурногенетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, звеньев, которые представляют самое центральное,
самое главное в них, их клеточку, оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Моделирование

Моделирование особый и весьма универсальный метод исследования. Как известно, в процессе исследования модель выступает, прежде всего, в качестве источника информации об оригинале и служит средством ее фиксации.
Однако было бы ошибкой видеть сущность модели в ее сходстве с оригиналом. Если назвать аналогами в чем-то сходные системы, то можно сказать, что у любого объекта есть бесчисленное множество аналогов (как известных, так и неизвестных), но моделями могут быть лишь некоторые из них. Модели это такие аналоги, сходство которых с оригиналом существенно, а различие несущественно в плане конкретной исследовательской задачи.

Быть аналогом данной системы это необходимое, но недостаточное условие того, чтобы быть ее моделью, аналог это потенциальная модель.
Аналогия это не тождество, и вывод на основе аналогии всегда представляет некоторую опасность. Два примера из практики:
1. Несмотря на успехи на рынках многих стран, компания Heinz потерпела неудачу в Бразилии, считающейся самым большим рынком в Южной Америке. Одна из причин состояла в том, что Heinz в Бразилии, по аналогии со своей успешной стратегией распределения (как элементом маркетинга-микс) бакалейной продукции в Мексике, ориентировалась на небольшие магазины.

Однако, хотя, казалось бы, Мексика и Бразилия обладают сходными культурными и демографическими характеристиками, поведение потребителей сильно отличается: бакалейные закупки бразильцы делают преимущественно в супермаркетах.



Содержание раздела